СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад  "Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей".

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей.»

Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей.

Гринева Татьяна Григорьевна

Учитель начальных классов

МКОУ Аношкинской СОШ

Лискинского муниципального района

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла во все времена.

Сегодня Россия переживает непростое время. С одной стороны, в стране происходит переход от прежней идеологической системы к нравственному духовному образу жизни. Мы наблюдаем трансформацию национального и культурного самосознания народов нашего государства, возрождается духовная жизнь, строятся и восстанавливаются храмы, все больше людей приходит к вере. И в то же время вызывает тревогу нравственное состояние нынешнего общества. Произошла деформация шкалы моральных ценностей общества. А учитывая, что в течение 70 лет страна была оторвана от вековых традиций, неудивительно, что часть общества оказалась в духовном вакууме. «Потребительская психология», демографический кризис, снижение уровня общей культуры и образованности – вот лишь некоторые проблемы. Падение уровня духовной культуры молодого поколения в значительной степени провоцируется волной пропаганды агрессии, вражды, насилия, наживы любой ценой, преступного образа жизни. В условиях такого противоречивого времени возникает необходимость обращения к духовным истокам.

Без духовной крепости, опоры на многовековые традиции не может устоять ни один народ. Хорошо известно, что ключевой ценностью для общества является вера. Духовным сердцем российской цивилизации по праву считается православное христианство. При этом нельзя принижать роль других традиционных религий в истории и современной жизни российских граждан, принимая во внимание многонациональность нашего государства. Именно поэтому обращение образования к сотрудничеству с церковью сегодня стало необходимым.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательные стандарты нового поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, позволяет надеяться на усиление внимания государства к вопросам духовности подрастающего поколения на основе свободного и добровольного приобщения к ценностям традиционных религий.

В деле духовно-нравственного воспитания детей в российской школе опорами являются семья, государство и общественные структуры, в том числе Русская Православная Церковь, другие российские традиционные религиозные организации. Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.

Воспитание происходит, прежде всего, и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирается в своей последующей жизни. В семье он запечатлевает дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получает первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не может решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходит школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

Еще более важную — освящающую — роль имеет Церковь, где подрастающее поколение приобщается к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности.

Включение в базисный учебный план школы предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в частности модуля «Основы православной культуры» обеспечивает возможность интеграции элементов православного духовного воспитания в массовую образовательную практику. Необходимо отметить первые положительные итоги реализации курса, заключающиеся в проявлении искреннего интереса к православным традициям и святыням со стороны огромного числа школьников и родителей, добровольно выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». Модуль «Основы православной культуры» стал основой и для нетрадиционных форм работы в школе по реализации программы духовно-нравственного воспитания: Всероссийская олимпиада по основам православной культуры, олимпиада «В начале было слово…», конкурсы «Святые заступники Руси», «Край Воронежский православный». Стало традицией проведение в школе Недели православной книги, дней памяти православного поэта, нашего земляка Ивана Мокроусова. Многие дети охотно посещают Храм, поддержка семьи играет здесь важную роль.

Интересной формой взаимодействия светской и духовной систем образования является организация и проведение Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии "За нравственный подвиг учителя".

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения педагога и обучающихся. Большая роль в этом отводится учителю. Прав был Ш.А. Амонашвили, который сказал: "Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".