СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя и логопеда в коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда в помощь учителю.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя и логопеда в коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении»

Взаимодействие учителя и логопеда:

использование логопедических приемов на уроках

*Сегодня мы с вами поговорим о взаимодействии учителя и логопеда, об использовании логопедических приемов на уроках

*Сначала остановимся на особенностях речевого развития и развития других психических функций у детей с ЗПР

Речь детей с задержкой психического развития имеет свои особенности.

Для детей с ЗПР свойственно нарушение фонетической стороны речи. Вследствие органического поражения ц.н.с., недоразвития умения различать звуки речи на слух, а также вялости мышц артикуляционного аппарата в речи детей имеются искажения, отсутствие, смешение звуков, замена одного звука другим, более простым по артикуляции.

*У школьников с ЗПР страдает фонематический слух и восприятие. Они испытывают трудности при дифференциации звуков речи на слух, при определении места, количества, последовательности звуков и слогов в слове, слов в предложении.

*Словарный запас детей не соответствует возрасту и характеризуется бедностью, неточностью, фрагментарностью. В речи мало прилагательных. Часто смешиваются видовые и родовые понятия.

Такие дети испытывают трудности в построении развернутого связного высказывания. Их речь зачастую состоит из предложений в 3-4 слова. В речи встречаются такие ошибки, как неверное образование форм слов: ухи вместо уши, стулов вместо стульев и т.д. И как следствие уровень развития связной речи у детей с ЗПР недостаточный. Они с трудом подбирают слова при выражении своих мыслей, испытывают трудности при пересказе и при составлении рассказа по картинке или серии картинок, сводя его к перечислению предметов и действий.

Такие нарушения устной речи влияют на письмо и чтение.

*На письме у детей с ЗПР встречаются пропуски, замены, перестановки букв, явление дизорфографии (дети не применяют на письме изученные правила), наблюдаются грамматические ошибки (нарушается линейная схема предложения и его структура), графические ошибки, которые отражаются в нестабильном почерке, искажении образа букв, неверном их соединении.

*Нарушения чтения выражаются в пропусках, заменах букв и слов при чтении, заменах окончаний, неверной постановке ударения. Чтение детей носит угадывающий характер и характеризуется непониманием прочитанного, монотонностью и нарушением границ предложений.

Таким образом, недоразвитие речи детей с ЗПР касается всех её сторон в большей или меньшей степени в зависимости от тяжести нарушения.

*Но нарушения речи у детей с ЗПР в большинстве случаев носят вторичный характер и сочетаются с нарушением других психических функций: с нарушением зрительного восприятия (отсюда и замены на письме букв, сходных по написанию Е-З, п-т), с нарушением пространственного восприятия (отсюда на письме замены букв типа в-д-б, у-и). Для детей с ЗПР характерен недостаточный уровень развития слухоречевой памяти, внимания, временных представлений (отсюда трудности в сосредоточении при изучении учебного материала, низкая речемыслительная активность и самоконтроль).У детей с ЗПР, кроме этого отмечается часто недоразвитие мелкой и общей моторики.

*Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что недоразвитие речи и других психических функций, препятствуют формированию полноценной учебной деятельности.

Чтобы добиться лучшего результата в решении имеющихся проблем необходимо объединить усилия логопеда и педагогов, работающих в классе.

С этой целью я хотела бы поделиться приемами работы, которыми пользуюсь сама, обучила педагогов начальной школы и которыми можно пользоваться каждому учителю на уроке.

Приемы коррекционной работы

*Для развития мелкой моторики можно применять такие приемы как:

- штриховка прямыми и наклонными линиями, закручивание и раскручивание улиток и т.д.

*-специальные пальчиковые игры как со стихотворным сопровождением, так и без него («чтобы четко говорить…», коза-зайка, лесенка)

-это может быть обводка и вырезание фигур

-аппликация методом отрывания по типу мозаики

-застёгивание и растёгивание пуговиц, шнуровка, нанизывание на нитку бусин или бисера, завязывание и развязывание узелков; эти приемы можно вводить в урок (н-р: Мы отправились в путешествие. Чтобы добраться до нужного места, необходимо выполнить задания и развязать все узелки или собрать все горошины…)

-очень полезны игры с пластилином или соленым тестом (можно предложить слепить букву, цифру, предмет – отгадку на загадку и т.д.)

-положительный эыыект в укреплении мелкой моторики даёт самомассаж кистей рук мячиками, шишками, ручкой или ребристым карандашом, грецкими орехами, прищепками, бигудями; этими предметами массируются как внутренняя, так и тыльная стороны ладоней

Развитие мелкой моторики необходимый прием работы с детьми с ЗПР, так как, по словам Сухомлинского «наш ум на кончиках пальцев» и развивая мышцы кистей рук, мы развиваем не только речь, но и мышление ребёнка.

*Для развития мышц артикуляционного аппарата и лица можно применять такие приемы как:

-самомассаж мышц лица и губ методом разглаживания, пощипывания, постукивания

-мимическая гимнастика, которую можно проводить в игровой форме: покажи весёлое, грустное, удивлённое, сердитое лицо; поморгай глазами, зажмурься, пошевели бровями…

- очень важна артикуляционная гимнастика для губ, так как зачастую пропуски гласных обусловлены недостаточной четкостью артикуляции при их произнесении (основные движения для губ: открывание и закрывание рта, улыбка, трубочка, чередование этих движений)

*- артикуляционная гимнастика для языка может проводиться в игровой форме, а также с использованием моделей кистей рук (основные упражнения: лопаточка – для расслабления мышц языка, иголочка и чашечка - для укрепления мышц языка, покусывание кончика языка для его активизации; *упражнения грибочек и гармошка, дятел и трактор, горочка, маляр – основные упражнения для постановки звука р).

Только систематическая работа по укреплению артикуляционной моторики сможет способствовать улучшению качества произносительной стороны речи у детей.

* Для развития пространственного восприятия

-помогут игры с предметами с использованием предлогов (положи ручку на тетрадь, под тетрадь, перед тетрадью, за тетрадью, в тетрадь…), игры на ориентацию в окружающем пространстве (поверни голову влево и расскажи, что ты видишь слева, аналогично справа, перед тобой, за тобой, над тобой, под тобой…), игры на ориентацию в схеме собственного тела (подними вверх правую руку, левой рукой закрой правый глаз…), игры на ориентацию на листе бумаги (в нижнем левом углу напиши свою фамилию, в верхнем правом нарисуй круг, в центре – квадрат, над ним –треугольник...)

*-дети с удовольствием выполняют графические диктанты по образцу и по словесной инструкции.

*Для развития зрительного восприятия

- можно предложить назвать зеленые предметы в классе…, треугольные предметы, дорисовать половину симметричного рисунка (н-р: половину цифры 8…)

-игры типа что изменилось или чего не стало, что добавили

*-мозаики, пазлы

*-угадай предмет по его тени, по его контуру, *назови наложенные друг на друга картинки…

*Для развития временных представлений

-полезно ежедневно начинать учебный день с вопросов типа: какое сейчас время года, какое время года было до весны, будет после…, какой сейчас месяц…., день недели…, время суток

- задания на соотнесение времени и действия: когда мы копаем картошку, когда расцветает подснежник…

*Для развития слухоречевой памяти

- полезно научить запоминанию символами (я называю слова, а ты каждое слово обозначь символом, н-р: радость, зима, мама, школа, утро, затем, глядя на свои символы ученик называет слова); этот прием можно использовать при написании изложений, при подготовке пересказа прочитанного

-и еще один интересный прием: прием парных слов (я называю слова парами, а ты запомни их: школа-мел, дерево-ветка, ручка-слово, утро-солнце, сон-ночь, а сейчас я буду называть первое слово из пары, а ты-второе)

*Для развития внимания

-можно использовать приём корректурная правка (вычеркни среди букв все буквы а, а букву о обведи в кружочек),

-установи закономерность и продолжи ряд (ХХО!....; иуцн…)

-игры типа кулак-ребро-ладонь, нос-ухо-хлопок, ладонь-кулак-хлопок

-воспроизведи ритм хлопков

*Для развития фонетико-фонематических процессов

- можно применить такие приемы работы как: назови первый звук в каждом слове и составь из этих звуков новое слово (прочитай слово по первым звукам слов-картинок),

-игры типа слово рассыпалось на звуки, слоги АКЛОШ - школа; БА-СО-КА - собака

-ребусы, шарады

- аукцион слов (кто больше придумает слов на звук с в начале слова, в середине слова, в конце слова)

-игра наборщик (из букв длинного слова составь другие слова: крокодил – род, ил, око…

-подбери слово под модель оа, л.к

*-поймай звук (я называю слова, а ты, если услышишь звук с – хлопни: сок школа шил роса, нос, роза…)

-буквенно-графический диктант позволяет сэкономить время и развить фонематический слух (запиши слово чертой и обозначь в нём место звука с, если он есть с__________,________,____________,_____с______,________с_,_________)

-игры с кубиком (придумай слово, в котором столько слогов, сколько выпало на кубике)

-цепочки слов (по типу игры в города)

*-для дифференциации звуков можно научить учащихся пользоваться условными значками (с-ш, д-б вверх-вниз)

*Для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи можно применять

-игры типа слово на ладошке (назови слова, которые находятся на голове, на рабочем столе…)

-игры типа 4 лишний (огурец, помидор, яблоко, репа…)

-игра общее слово (назови общее слово огурец, помидор, репа…)

*-счёт предметов (один стол, два стола….)

-скажи наоборот (левый…, горе…, друг…)

-большой маленький (дом-домик, куст…, сло…)

-игра два брата ик и ищ (опиши братьев и их дом: у ика голова, а у ища головища, у ика дом, а у ища домище…)

-игра один-много (дом-дома, стол-столы…)

*-игра чей предмет (у лисы хвост лисий, у зайца…, у волка…)

*-назови животных и их детенышей

*-собери семью слова (лес, лесной…)

-игра что из чего (суп из рыбы – рыбный, компот из слив…, шляпа из соломы…)

-составь предложение из слов (на появились маленькие проталинки полянке)

-восстанови деформированный текст

*-а также можно предложить распространить предложение (человек шёл по тропинке)

*Для запоминания букв можно использовать такие приемы:

-обведи букву по пунктиру

*-найди букву среди других и подчеркни её,

-допиши букву

*-найди ошибку в буквах

-сложи букву из частей, палочек…

-письмо букв в воздухе

-письмо букв пальцем на руке…

-опиши букву (эта буква состоит из овала, прямой наклонной линии с закруглением внизу

*Положительную динамику в коррекционной работе дают такие многофункциональные приемы, как

-Работа со слоговыми таблицами и таблицами слов (предлагается чтение этих таблиц рядами, столбцами, через один, за минуту, с увеличением или уменьшением силы голоса, с увеличением или замедлением скорости чтения, как мышка тоненьким голосом, как лиса хитрым голосом, найти слог ма, ту, назови слого под ним, над ним, слева, спра…, покажи первый слог в слове ворона, последний слог в слове утро… )

*-Работа со скороговорками – это также один из приемов развития речи и других психический функций. Можно спросить детей:

-Что они «видят» за строкой скороговорки? (объясните смысл скороговорки).

-Прохлопойте ритм скороговорки.

-Какие звуки повторяются в скороговорке? В каких словах есть звуки? Назовите их.

-Произнесите скороговорку грустно, весело.

-Произнесите скороговорку медленно.

-Произнесите скороговорку по схеме: громко, умеренно, шепотом, губами.

-Выделите голосом в скороговорке поочередно каждое слово (Делайте ударение на 1,2,3… слове).

-Произнесите скороговорку грустно и тихо, весело и громко, сварливо.

-Выучите скороговорку наизусть. Запишите по памяти. Найдите орфограммы и выделите их.

*Остановимся на применении схем – опор. Это позволяет также добиться положительных результатов в решении проблем. Так говорящий алфавит позволяет детям лучше запомнить буквы и звуки, *схемы свистящие-шипящие, *звонкие-глухие, *акустико-артикуляционный образ звука помогают различить сходные фонемы в устной и письменной речи.

*В заключении хочется сказать, что включая в урок или коррекционное занятие с детьми с ЗПР вышеизложенные приемы, я считаю, мы способствуем созданию базы для успешного обучения этих детей. Надеюсь, что предложенные мной приемы были вам интересны и пригодятся в работе.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!