Учитель Чугаева Наталья Александровна
г. Оса Пермский край
Взаимодействие учителя и учителя-логопеда
по реализации учебного курса «Профильный труд»
Приоритетные направления государственной политики в области образования определяются нормами Федерального закона "Об образовании» в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Магистральной линией становится профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи школы - обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологическая реабилитации для последующей интеграции в общество, решаются через организацию трудового обучения.
Разные по уровню сложности виды труда, учитывающие интересы воспитанников и их психофизические возможности, способствуют достижению ими уровня развития, достаточного для приспособления к общественно-полезной трудовой деятельности, овладения несложным трудовым профилем и ведения впоследствии самостоятельной жизни.
Каким образом данные приоритеты находят отражение в образовании обучающихся в условиях реализации адаптированных программ для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью?
Прежде всего, в выстраивании деятельности обучающихся и педагогов по достижению следующей образовательной цели: формирование мотивационной готовности к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
В достижении поставленной цели важнейшее место отводится учебному курсу «Профильный труд».
«Профильный труд» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, практических функций (определенных видов трудовой деятельности).
Высокую эффективность показывает практико-ориентированный характер занятий или скажем по другому «профессиональная проба».
Форма проведения и порядок организации профессиональных проб для данной категории детей имеют свои особенности.
Это не профессиональные пробы в чистом виде, которые по времени ознакомления с одной профессией должны быть не менее 8 часов и включать в себя и теорию, и практику. И, конечно же, "Дневник профпроб" детьми самостоятельно не заполняется.
Мастер-классы – одна из самых распространенных форм организации профессиональных проб для обучающихся. Мастер-классы дети проходят в стенах образовательного учреждения и особо ценно, когда непосредственно проходят мастер- классы на предприятиях и организациях.
В процессе прохождения профессиональных проб формируется умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложных видов работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Мастер-классы направлены на рабочие профессии, которые соответствуют психофизическому развитию обучающихся: дворник, помощник садовода-цветовода, кухонный работник, уборщик, младший обслуживающий персонал, санитарка.
Параллельно трудовой деятельности, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, с целью успешной социализации, получают коррекционно-развивающую помощь. Логопедическая работа строится как сопровождение учебного процесса. Учитель-логопед готовит базу для усвоения программного материала по предметной области «Профильный труд».
На логопедических занятиях дети с использованием игровых технологий знакомятся с профессиями, которые составляют содержание реализуемой образовательной программы.
Занятия с учителем- логопедом расширяют и дополняют знания обучающихся о профессиях. Дети знакомятся с основными понятиями, специфической терминологией, с результатами деятельности той или иной профессии.
Каждая представленная профессия усваивается через дидактические упражнения, настольные и компьютерные игры, рассматривание картин, чтение энциклопедий, рассказов, стихов, просмотров видеофильмов.
На занятиях дети расширяют и уточняют словарный запас не только существительных, но и глаголов, наречий и т.д.. Совершенствуют грамматическую сторону речи, выстраивают грамматические формы предложений , образуют качественные и притяжательные прилагательные. Развивают связную речь через дидактические упражнения «Разложи в последовательности», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку и расскажи» и т.д.
На занятиях логопеда дети имеют возможность обыграть профессию, например: повар, врач, продавец.
Активно используются произведения Джанни Родари, Владимира Маяковского, Льва Толстого, Валентина Берестова, Агнии Барто, Сергея Михалкова.
Таким образом, профориентационная работа, осуществляемая учителем-логопедом при взаимодействии с учителем, способствует коррекции речевого и психофизического развития, формирует положительное отношенияе к труду, обучающиеся учатся разбираться в содержании профессиональной деятельности, учатся объективно оценивать свои возможности и способности.