Игры и упражнения на развитие всех компонентов речи
Артикуляционная гимнастика
1. Бегемот: широко открыть рот и удерживать до 10 сек.
2. Улыбочка: улыбнуться без напряжения. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
3. Трубочка: губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
4. Лопаточка: рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
5. Чашечка: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.
6. Горка: рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
7. Часики: открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ (как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.
8. Качели: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
9. Лошадка: присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
10. Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот, через 5сек отпустить язык.
Примеры игр и упражнений на развитие
лексико-грамматического строя речи
ОСЕНЬ.
1. «Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
солнце — солнышко,
дерево — деревце,
лист — листок, листик, листочек,
лес — лесок,
птица — птичка.
Дождь — дождик, дождичек,
лужа — лужица, ветер — ветерок,
туча — тучка, сад — садик,
2. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
3. Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? – холодная; если пасмурно – пасмурная, …сыро – сырая, …хмуро – хмурая, …солнечно – солнечная, …ясно – ясная.
4. «Один — много» (скажи по образцу).
Цель: образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных.
Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.
ФРУКТЫ.
1. Игра «Мой, моя, мое, мои».
Цель: правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: бросайте ребенку мяч и произносите: «Мой», «Моя», «Мое», «Мои». Попросите ребенка вернуть вам мяч, одновременно называя нужный фрукт: «Мой — ананас; мой — лимон; мой — банан. Моя — груша; моя — слива. Мое — яблоко. Мои — абрикосы; мои — персики».
2. Игра «Сок, варенье и компот»
Цель: правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Оснащение: картинки.
Ход игры:
Попросите ребенка правильно назвать, какое варенье, какой сок или компот находится в кастрюле или в банке (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот и т. д.).
3. Игра «Счетоводы»
Цель: согласовывать имена существительные мужского и женского рода с числительными от 1 до 10.
Оснащение: картинки (персики, гранаты, абрикосы).
Ход игры: разложите фрукты одного вида перед ребенком. Предложите их посчитать. Покажите, как это делается: «Один персик, два персика...» Попросите ребенка продолжить.
4. Игра «Скажем ласково».
Цель: употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать: «Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое). Лимон кислый, а лимончик... (кисленький). Апельсины круглые, а апельсинчики... (кругленькие). Банан вкусный, а бананчик... (вкусненький). Ананас кисло-сладкий, а ананасик... (кисло-сладенький). Мандарины сладкие, а мандаринчики... (сладенькие). Абрикосы вкусные, а абрикосики... (вкусненькие)».
5. «Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Яблоко-яблочко-яблочки,
Груша-грушка-грушки,
Лимон-лимончик-лимончики,
Апельсин-апельсончик-апельсинчики,
Мандарин-мандаринчик-мандаринчики,
Абрикос-абрикосик-абрикосики,
Бабан-бананчик-бананчики.
6. Игра «У кого что находится»
Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные с предлогом «у».
Оснащение: любые фрукты.
Ход игры: пригласите принять участие в игре несколько детей. Раздайте фрукты всем, находящимся в комнате. Спросите ребенка: «У кого яблоко? (У Маши.) У кого груша? (У Насти.) У кого лимон? (У Саши.) У кого ананас? (У Ромы.) У кого персик? (У Лены.) У кого банан? (У Васи.)».
7. Игра «Отгадай, что это»
Цель: подбирать эпитеты к именам существительным.
Оснащение: натуральные фрукты или муляжи.
Ход игры: играют несколько детей. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают любой фрукт. Входит водящий, дети называют подходящие к данному фрукту эпитеты: «Оно румяное, сладкое, круглое, крепкое». Водящий должен догадаться, какой фрукт загадали дети. (Яблоко.)
Лексический материал:
Маленький, желтый, овальный, кислый, в чай кладут. (Лимон.)
Большой, круглый, оранжевый, душистый. (Апельсин.)
Желтый, длинный, вкусный. (Банан.)
Большой, овальный, колючий, сочный. (Ананас.)
Маленькие, синие, овальные, сладкие. (Сливы.)
8. Игра «Лишнее слово»
Цель: образовывать слова с помощью разных суффиксов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произносите ряд слов; предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор: «мандаринчик —лимончик — апельсинчик — банан; абрикосище — апельсинище — яблочко — ананасище; ананасик — абрикосик — гранатик — мандарин».
Лексический материал: слива, груша, яблоко.
9. Игра «Слова-родственники»
Цель: находить родственные слова в контексте.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: почитайте ребенку текст и предложите ему на слух найти в тексте родственные слова.
«На яблоне созрели спелые фрукты. Мальчик собрал урожай яблок. Бабушка сварила яблочное варенье.
Мама купила апельсиновый сок. Мы ели апельсины.
У девочки разрумянились щеки. На яблоне висят румяные яблоки.
У девочки платье персикового цвета. В магазине продают персики».
10. Игра «Посмотри, скажи, да гляди, не ошибись»
Цель: понимать переносное значение слов.
Оснащение: картинки.
Ход игры: расскажите детям, что многие слова употребляются в переносном (иносказательном) значении. Например, когда говорят о предмете, что он падает, то имеют в виду, что эта вещь действительно может упасть (камень на землю, яблоко с яблони, карандаш со стола). Но слово «падает» можно употребить и в переносном смысле: падает туман. Одно слово позволяет метко и точно описать целое явление — ложится на поля туман. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и определить, какие из перечисленных слов употреблены в переносном значении, а какие — в прямом.
Лексический материал:
Горький апельсин, горчица, горькое лекарство.
Красная роза, красное яблоко, красная девица.
Голое дерево, голый ребенок, голые цифры.
11. Игра «Потерянное слово».
Цель: правильно употреблять предлоги в речи.
Оснащение: сюжетные картинки.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Произносите предложения без предлога. Попросите ребенка найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком: «Фрукты купили... (в) магазине. Мальчик поливает лимон... (из) лейки. Дети катаются... (на) лодке. Дедушка подходит... (к) сливе. Дедушка отходит... (от) сливы. Сумка с яблоками упала... (со) стула. Корзина стоит... (между) яблонями.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
1. «Назовите родителей».
Цель: поиск соответствующего понятия.
У цыпленка — курица, петух; у индюшонка — индюшка, индюк; у утенка — утка, селезень; у гусенка — гусыня, гусак.
2. «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
3. «Один — много».
Цель: образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Гусь — гуси — много гусей, гусыня — гусыни — гусынь,
утка — утки — уток, петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур, селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят, утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков, индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
4. «Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
5. Игровое упражнение « Подбери слова-действия».
Курица – квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает.
(Рассматривается аналогично картинку с изображением индюка).
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения выполняются в проветриваемом помещении или на свежем воздухе (в теплое время года)
Перед выполнением упражнений воспитатель проверяет состояние носоглотки детей (ребенок должен высморкаться, если у него насморк). А также контролирует, чтобы перед началом упражнений у детей был освобожден кишечник и мочевой пузырь.
Любое дыхательное упражнение начинается с энергичного выдоха. Воспитатель следит, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха.
Перед упражнениями необходимо разогреться несколькими плавными движениями или выполнить правильное потягивание:
«Поза горы» — сидя на коленях, соединить руки в замок
над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник.
Развернуть грудную клетку, шею не напрягать.
Дыхание спокойное, произвольное.
Выполняя дыхательные упражнения вместе с детьми, воспитатель следит, чтобы они не напрягали мышцы лица, ноздрей и всего тела.
Позвоночник должен быть ровным. Голова, шея и позвоночник на одной прямой линии.
Воспитатель контролирует, чтобы дети дышали только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот.
Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно
выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные
упражнения выполнять сидя за столом или сидя на полу
в удобной позе (по-турецки).
Формирование диафрагмального дыхания
Упражнение 1. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит воспитатель, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение 2. «Часики»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение 3. «Щука»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила, Воду щеткою мела. Щи готовила гостям, Угощение лещам.
Развитие силы диафрагмального выдоха.
Закрепление диафрагмального типа дыхания.
Упражнение 1. «Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) — Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево). Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) — Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).
Упражнение 2. «Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо) На веточках сидели. Дунул ветерок (подуть на листочки), И мы полетели (легкие взмахи руками), Мы летели, мы летели (медленно приседать ) И на землю тихо сели (присесть).
Упражнение 3. «Одуванчик»
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровнерта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелек.
Развитие речевого дыхания.
Упражнение 1. «Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки), Надо лапочки погреть (подуть на них). Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать (поскакать).
Упражнение 2. «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками), Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
_ МЛ МЛ _ МЛ -. МЛ _ МЛ _ МЛ МЛ МЛ МЛ _ МЛ "Л1"Л1"Л^ Л\ Л\ Л\1"Л\|"/Л"Л1"/П,
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
Упражнение 3. «Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «У-У-У».
Мчится поезд
Во весь дух
(круговые энергичные движения
согнутыми в локтях руками):
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит
(остановиться):
У-у-у-у-у-у-у (погудеть).
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики здороваются» — кончиком большого пальца правой руки касаться кончиков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.
«Руки здороваются» — пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой.
«В кулачок 1» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«В кулачок 2» — поочередно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«Из кулачка 1» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.