Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ
d
Звонарева Оксана Викторовна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
февраль 2022
г. Назарово
Цели взаимодействия
- повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
- рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
- адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на максимальную коррекцию речевых недостатков.
Принципы взаимодействия
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к
логопатам в процессе воспитания у них
правильной речи.
y Направления взаимодействия
1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
4. Развитие познавательной активности дошкольников.
5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.
Виды взаимодействия
- совместное составление АОП ДО для воспитанников групп комбинированной направленности и ИКРП для воспитанников групп компенсирующей направленности;
- открытые занятия учителя-логопеда, консультации, семинары с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
- обсуждение результатов совместной работы с детьми, совместная корректировка планов;
- совместная подготовка к детским праздникам;
- разработка общих рекомендаций для родителей.
Диагностическая работа
Воспитатель
Учитель-логопед
Проводит диагностику общего развития.
Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.
Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей с ОВЗ, результаты которого отражены в:
- Журнале первичного обследования речи детей;
- Журнале учета детей с нарушениями речи;
- Журнале динамического наблюдения детей с ОВЗ специалистами;
- протоколах логопедического обследования;
- В АОП ДО в разделе «Результаты психолого-педагогической диагностики»
Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует индивидуальные занятия с детьми с ТНР, исходя из основных коррекционных задач.
Коррекционная работа
Воспитатель
Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.
Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи.
Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.
Дает ежемесячные рекомендации по планированию подгрупповых и индивидуальных игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Профилактическая работа
Воспитатель
Логопед
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Уделяет повышенное внимание детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
Отслеживает соответствие предметно-развивающей среды возрастным потребностям детей.
Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Формы работы по организации взаимодействия
1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей, которые позволяют воспитателю предлагать ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.
3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав "группы риска".
4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.
5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
Проблемы, затрудняющие
взаимодействие
- Совмещение АООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи с основной общеобразовательной программой ДО МДОУ;
- Отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
- Сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
- Отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
- Невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателями.
Функционал логопеда:
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функционал воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатели должны знать:
- основные направления коррекционной программы;
- возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
- особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны соблюдать условия для
развития речевой деятельности и
речевого общения детей с ТНР:
- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
- побуждать внимательно слушать других детей;
- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Педагоги, работающие с
детьми с ТНР, не должны :
- торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
- торопить ребенка с ответом;
- перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
- заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
- давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Информационные источники
1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
2. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР , 2009 г.
3. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
5. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
6. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
7. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2
Автор шаблона презентации - Фокина Лидия Петровна -учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области