СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений у детей с ТНР во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива, правильно выстроенного взаимодействия педагогов ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ»

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ d Звонарева Оксана Викторовна учитель-логопед высшей квалификационной категории февраль 2022 г. Назарово

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ

d

Звонарева Оксана Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

февраль 2022

г. Назарово

Цели взаимодействия повышение результативности коррекционно-логопедической работы; рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей; адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на максимальную коррекцию речевых недостатков.

Цели взаимодействия

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на максимальную коррекцию речевых недостатков.
Принципы взаимодействия Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Принципы взаимодействия

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к

логопатам в процессе воспитания у них

правильной речи.

y Направления взаимодействия 1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей. 2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком. 3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей. 4. Развитие познавательной активности дошкольников. 5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.

y Направления взаимодействия

1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.

2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.

3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.

4. Развитие познавательной активности дошкольников.

5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.

Виды взаимодействия совместное составление АОП ДО для воспитанников групп комбинированной направленности и ИКРП для воспитанников групп компенсирующей направленности; открытые занятия учителя-логопеда, консультации, семинары с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей; обсуждение результатов совместной работы с детьми, совместная корректировка планов; совместная подготовка к детским праздникам; разработка общих рекомендаций для родителей.

Виды взаимодействия

  • совместное составление АОП ДО для воспитанников групп комбинированной направленности и ИКРП для воспитанников групп компенсирующей направленности;
  • открытые занятия учителя-логопеда, консультации, семинары с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, совместная корректировка планов;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.
Диагностическая работа Воспитатель Учитель-логопед Проводит диагностику общего развития. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей с ОВЗ, результаты которого отражены в: Журнале первичного обследования речи детей; Журнале учета детей с нарушениями речи; Журнале динамического наблюдения детей с ОВЗ специалистами; протоколах логопедического обследования; В АОП ДО в разделе «Результаты психолого-педагогической диагностики» Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует индивидуальные занятия с детьми с ТНР, исходя из основных коррекционных задач.

Диагностическая работа

Воспитатель

Учитель-логопед

Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей с ОВЗ, результаты которого отражены в:

  • Журнале первичного обследования речи детей;
  • Журнале учета детей с нарушениями речи;
  • Журнале динамического наблюдения детей с ОВЗ специалистами;
  • протоколах логопедического обследования;
  • В АОП ДО в разделе «Результаты психолого-педагогической диагностики»

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует индивидуальные занятия с детьми с ТНР, исходя из основных коррекционных задач.

Коррекционная работа Воспитатель Логопед Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. Дает ежемесячные рекомендации по планированию подгрупповых и индивидуальных игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Коррекционная работа

Воспитатель

Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Дает ежемесячные рекомендации по планированию подгрупповых и индивидуальных игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Профилактическая работа Воспитатель Логопед Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Отслеживает соответствие предметно-развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Профилактическая работа

Воспитатель

Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Отслеживает соответствие предметно-развивающей среды возрастным потребностям детей.

Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Формы работы по организации взаимодействия 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей, которые позволяют воспитателю предлагать ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

Формы работы по организации взаимодействия

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей, которые позволяют воспитателю предлагать ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав "группы риска".

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Проблемы, затрудняющие взаимодействие Совмещение АООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи с основной общеобразовательной программой ДО МДОУ; Отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день; Сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа; Отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом; Невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателями.

Проблемы, затрудняющие

взаимодействие

  • Совмещение АООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи с основной общеобразовательной программой ДО МДОУ;
  • Отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • Сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • Отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
  • Невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателями.
Функционал логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал логопеда:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова.

Формирование послогового чтения.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Функционал воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатели должны знать: основные направления коррекционной программы; возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников; особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности. Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей с ТНР: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания. организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для

развития речевой деятельности и

речевого общения детей с ТНР:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий; побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Педагоги, работающие с детьми с ТНР, не должны : торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить. торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Педагоги, работающие с

детьми с ТНР, не должны :

  • торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Информационные источники

1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.

2. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия:  Популярная логопедия  [104] Издательство:  КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР , 2009 г.

3. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3

4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

5. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.

6. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

7. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2

Автор шаблона презентации - Фокина Лидия Петровна -учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области