Одним из приоритетных направлений современного образования является внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития в соответствии с его возрастом, физическими и психическими особенностями. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет.
Осуществляя набор детей в логопедическую группу, каждые 2-3 года мы столкнулись с еще одной проблемой – социальной адаптацией детей к новым условиям. Процесс адаптации детей носит, как правило, стрессовый характер и оказывает негативное воздействие на их психическое состояние, физическое здоровье.
По данным обследования детей логопедической группы было выявлено следующее: 5 детей «безболезненно» и вполне благополучно проходят адаптацию, у 60 в процессе адаптации наблюдались серьезные отклонения в поведении, у 30 адаптация способствовала развитию астении, довольно длительное время проявляющейся в повышенной утомляемости, неустойчивости настроения, нервных расстройствах.
«Плохо говорящие» дети осознают свой недостаток, одни становятся застенчивыми, нерешительными, капризными, другие гиперактивными, агрессивными. Особые трудности вызывает нежелание таких детей идти на контакт с воспитателями и сверстниками. Испытывая трудности в общении, они, как правило, замыкаются в себе в своих чувствах и переживаниях.
Как помочь таким детям обрести уверенность в себе, справиться с трудностями в общении, овладеть многообразием родного языка?
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким , какой он есть. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут в совершенстве управлять своими чувствами. А дети с речевыми патологиями, имеющие отклонениями в психическом развитии тем более испытывают трудности в установлении контакта с другими людьми. Поэтому очень часто они проявляют по отношению к окружающим враждебность, агрессию. И здесь ведущая роль отводится взрослому, который не только научит устанавливать контакт, но и управлять своими эмоциями. О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослым писали Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин.
Приоритетными направлениями нашей работы стали развитие социально-эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи, содействие их психическому развитию.
Опираясь на исследования А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина об основных видах деятельности дошкольников – игре и общении, пришли к выводу: игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого будут реализованы основные направления работы с детьми.
Учитывая характер речевых нарушений и отклонений в эмоциональном развитии детей, определили стратегию и тактику работы, нацеленную на установление взаимодействия, эмоционального контакта с опорой на интересы детей в процессе целенаправленной коррекционной работы по устранению речевых недостатков.
Специфика работы включила в себя:
1. Ориентация на конкретный контингент детей (с диагнозом ОНР) с учетом конкретных специфических особенностей;
2. Практико–ориентированный подход;
3. Субъект субъективные отношения.
В нашей работе можно выделить 3 этапа.
1 этап: Коррекционные игры на снятие эмоционального напряжения у детей
с диагнозом ОНР.
Задачи: 1. Знакомить детей с эмоциями.
2. Учить передавать заданное эмоциональное состояние,
Используя различные выразительные средства.
3. Учить понимать свои чувства и чувства других.
4. Помочь освоить приемы релаксации.
5. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
2 этап: Терапевтические игры, направленные на «включение» ребенка в
коллектив сверстников.
Задачи: 1. Развивать коммуникативные навыки посредством
Игрового общения.
2. Развивать эмпатию.
3. Развивать интерес к совместным играм с детьми.
4. Способствовать освоению детьми норм и правил общения.
3 этап: Театрализованные игры на развитие у детей эмоциональной сферы:
Задачи: 1. Развитие невербальных средств общения.
2. Развивать психические процессы: внимание, память,
восприятие воображение.
3. Способствовать овладению средствами выразительности.
4. Совершенствовать моторику, координацию, плавность,
Переключаемость движений.
5. Стимулировать развитие творческой, поисковой активности.
Определяя содержание работы с детьми, имеющими речевые патологии, стремимся к тому, чтобы за максимально короткий срок дети не только перестали испытывать дискомфорт в общении с другими людьми, но и учились строить собственные отношения в детском коллективе, совершенствовали свои речевые навыки, эмоционально-волевую сферу, развивали психические процессы.
В результате снизилось число конфликтов между детьми, повысилась самооценка застенчивых детей, появилась уверенность в собственных силах и возможностях. У 95 детей нашей группы повысилась речевая активность в играх, на занятиях, в свободном общении; увеличился индекс сплоченности коллектива с 0,2 до 0,6.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие воспитателей логопедической группы со специалистами ДОУ как условие сохранения и укрепления здоровья детей.»
Взаимодействие воспитателей логопедической группы со специалистами ДОУ как условие сохранения и укрепления здоровья детей.
Одним из приоритетных направлений современного образования является внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития в соответствии с его возрастом, физическими и психическими особенностями. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет.
Осуществляя набор детей в логопедическую группу, каждые 2-3 года мы столкнулись с еще одной проблемой – социальной адаптацией детей к новым условиям. Процесс адаптации детей носит, как правило, стрессовый характер и оказывает негативное воздействие на их психическое состояние, физическое здоровье.
По данным обследования детей логопедической группы было выявлено следующее: 5 детей «безболезненно» и вполне благополучно проходят адаптацию, у 60 в процессе адаптации наблюдались серьезные отклонения в поведении, у 30 адаптация способствовала развитию астении, довольно длительное время проявляющейся в повышенной утомляемости, неустойчивости настроения, нервных расстройствах.
«Плохо говорящие» дети осознают свой недостаток, одни становятся застенчивыми, нерешительными, капризными, другие гиперактивными, агрессивными. Особые трудности вызывает нежелание таких детей идти на контакт с воспитателями и сверстниками. Испытывая трудности в общении, они, как правило, замыкаются в себе в своих чувствах и переживаниях.
Как помочь таким детям обрести уверенность в себе, справиться с трудностями в общении, овладеть многообразием родного языка?
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким , какой он есть. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут в совершенстве управлять своими чувствами. А дети с речевыми патологиями, имеющие отклонениями в психическом развитии тем более испытывают трудности в установлении контакта с другими людьми. Поэтому очень часто они проявляют по отношению к окружающим враждебность, агрессию. И здесь ведущая роль отводится взрослому, который не только научит устанавливать контакт, но и управлять своими эмоциями. О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослым писали Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин.
Приоритетными направлениями нашей работы стали развитие социально-эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи, содействие их психическому развитию.
Опираясь на исследования А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина об основных видах деятельности дошкольников – игре и общении, пришли к выводу: игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого будут реализованы основные направления работы с детьми.
Учитывая характер речевых нарушений и отклонений в эмоциональном развитии детей, определили стратегию и тактику работы, нацеленную на установление взаимодействия, эмоционального контакта с опорой на интересы детей в процессе целенаправленной коррекционной работы по устранению речевых недостатков.
Специфика работы включила в себя:
1. Ориентация на конкретный контингент детей (с диагнозом ОНР) с учетом конкретных специфических особенностей;
2. Практико–ориентированный подход;
3. Субъект субъективные отношения.
В нашей работе можно выделить 3 этапа.
1 этап: Коррекционные игры на снятие эмоционального напряжения у детей
с диагнозом ОНР.
Задачи: 1. Знакомить детей с эмоциями.
2. Учить передавать заданное эмоциональное состояние,
Используя различные выразительные средства.
3. Учить понимать свои чувства и чувства других.
4. Помочь освоить приемы релаксации.
5. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
2 этап: Терапевтические игры, направленные на «включение» ребенка в
коллектив сверстников.
Задачи: 1. Развивать коммуникативные навыки посредством
Игрового общения.
2. Развивать эмпатию.
3. Развивать интерес к совместным играм с детьми.
4. Способствовать освоению детьми норм и правил общения.
3 этап: Театрализованные игры на развитие у детей эмоциональной сферы:
Задачи: 1. Развитие невербальных средств общения.
2. Развивать психические процессы: внимание, память,
восприятие воображение.
3. Способствовать овладению средствами выразительности.
4. Совершенствовать моторику, координацию, плавность,
Переключаемость движений.
5. Стимулировать развитие творческой, поисковой активности.
Определяя содержание работы с детьми, имеющими речевые патологии, стремимся к тому, чтобы за максимально короткий срок дети не только перестали испытывать дискомфорт в общении с другими людьми, но и учились строить собственные отношения в детском коллективе, совершенствовали свои речевые навыки, эмоционально-волевую сферу, развивали психические процессы.
В результате снизилось число конфликтов между детьми, повысилась самооценка застенчивых детей, появилась уверенность в собственных силах и возможностях. У 95 детей нашей группы повысилась речевая активность в играх, на занятиях, в свободном общении; увеличился индекс сплоченности коллектива с 0,2 до 0,6.