Управление образования
городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи
Методическая разработка
«Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации
к условиям детского сада».
Выполнила: воспитатель –
Мингалева Людмила Александровна
г. Оха, Сахалинская область
Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход малыша в новую среду может привести к эмоциональным нарушениям. Поэтому актуальна проблема адаптации ребенка к детскому саду.
Адаптация – серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и другие.
Большой вклад в изучение проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк.
Цель опыта работы:
Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.
Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, коллективом группы, с оснащением и оборудованием детского сада.
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь по проблемам адаптации к детскому саду.
В настоящее время печатается много рекомендаций по работе с малышами в период адаптации, советы родителям и воспитателям.
Меня тоже обеспокоила эта проблема. С одной стороны мне хотелось организовать целенаправленную работу по новым подходам к адаптационному периоду, безболезненного привыкания ребенка к новым условиям, которая позволила бы сформировать у малышей положительное отношение к детскому саду, к сверстникам; с другой – помочь родителям подготовить ребенка к поступлению к ДОУ.
Наблюдая за детьми, впервые переступившими порог дошкольного учреждения, я отметила некоторые закономерности.
Во-первых, ребенок 1,5-2-х лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, так как сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Во - вторых, дети 1,5-2-х лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в раннем возрасте. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Исследуя эти закономерности, я весь адаптационный период разделила на три этапа.
Первый этап - подготовительный.
Работа с родителями:
(приложение № 1)
Посещение семьи.
Проведение родительского собрания.
Раздача памяток и рекомендаций.
Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОУ.
Составление карты готовности к поступлению в детский сад.
Организация предметно-развивающей среды.
Второй этап. Этап наблюдений.
Работа с детьми.
Индивидуальный подход к малышу и родителям.
Постепенное заполнение групп (2-3 малыша в неделю).
Неполное пребывание ребенка в начальной стадии адаптации (1-2 часа) возможность пребывания с мамой.
Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные).
Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.
Третий этап. Анализ и выводы.
Обработка результатов.
Анализ листов адаптации.
Анализ индивидуальных карт развития.
Свою работу я начала со знакомства с будущими воспитанниками и их семьями.
Цель этой встречи – расположить к себе родителей и получить первоначальную информацию о ребенке.
К посещению семьи готовилась заранее. Подбирала небольшую игрушку или поделку в подарок ребенку, старалась привлечь его внимание к себе, поиграть с ним, рассмотреть его игрушки, пригласить в гости в детский сад.
В процессе беседы с родителями интересовалась здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Выясняла у родителей, каким ласковым словом, именем называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, какие – огорчают. Внимательно выслушивала все пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания, сна, одежды малыша. Давала памятку «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» (приложение № 2). Предлагала заполнить анкету – знакомство (приложение № 3) и приглашала на беседу в детский сад.
Во время беседы с родителями в детском саду разъясняла родителям целесообразность алгоритма адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения (приложение № 4).
Предлагала родителям заполнить анкету «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад» (приложение № 5), на основе, которой я составила карты готовности к поступлению в ДОУ и прогноз адаптации (приложение № 6).
Проанализировав карты готовности к детскому саду, выявила следующие результаты:
готовность к поступлению в ДОУ – 5 детей (31%) - легкая адаптация,
условно готовы 7 детей (44%) - средняя адаптация,
не готовы 4 ребенка (25%) - усложненная адаптация.
После знакомства с родителями провела родительское собрание «Как помочь ребенку в период адаптации» (приложение № 7).
На первом собрании познакомила родителей с детским садом, проводя экскурсию по помещениям ДОУ, с режимом, с сеткой занятий. Рассказала об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду, познакомила родителей с адекватными способами взаимодействия с ребенком в период адаптации, способствовала сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и воспитателями.
В завершение встречи родителям предложила памятки с рекомендациями тактики поведения родителей в адаптационный период (приложение № 8).
В период адаптации малыша к условиям ДОУ многие родители испытывали трудности и нуждались в индивидуальных консультациях.
Предлагала родителям консультации:
Как подготовить малыша к питанию в детском саду (приложение № 9).
Какова причина детских страхов (приложение № 10).
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы, спальни – они слишком большие, не такие как дома. Что бы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, я «одомашнила» группу. Предлагала родителям принести из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку, ложку, которыми он привык пользоваться. Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогли прикроватные коврики, пижамы, фитоподушечка, сделанная мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом, частичкой дома. В группе был сделан небольшой фотоальбом с фотографиями детей и их родителей. Малыш в любой момент мог увидеть своих близких и уже не так тосковал вдали от дома.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия, и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Стратегия и тактика построения жилой среды в МОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания и формирует чувство психологической защищенности каждому воспитаннику.
Модель развивающей среды в период адаптации базируется на двух идеалах:
Детский сад - это второй дом для малыша.
Специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности.
Интерьер групповой комнаты должен напоминать образ дома:
разнообразная крупногабаритная детская мебель;
ванночка для купания куклы-голыша;
большой теплый ковер на полу.
Раздевалка должна быть украшена яркими рисунками персонажей из детских сказок, мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями. Удобные, красочно оформленные групповые помещения, наличие «живых» и «зеленых» уголков природы увлекают вновь пришедшего малыша в радостный мир сказок.
В целях организации разнообразной деятельности созданы различные зоны в групповом помещении (приложение № 11).
Второй этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в детский сад. Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука. Поэтому был составлен алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад. Каждому ребенку и его родителям было предложено прожить по нему четыре недели адаптационного периода.
В этот период проводились наблюдения за ребенком, его адаптацией к условиям детского сада. Данные о наблюдениях заносились в адаптационные листы (приложение № 12), карты наблюдений (приложение № 13) и карту нервно-психического развития ребенка (приложение № 14), на момент поступления и в эпикризные сроки.
Вначале ребенок приходил вместе с родителями на прогулку. Я доброжелательно встречала «гостей», говорила малышу: «Я приходила к тебе в гости, а сегодня – ты ко мне. Я рада!». Так закрепляются их положительные взаимоотношения, установившиеся при посещении семьи. На первых порах ребенок присматривался ко мне, другим детям. Предлагала ему игрушки, вовлекала в игру вместе с мамой. Затем ребенок приходил в группу вместе с мамой во время свободной игровой деятельности. На первых порах «гости» присаживались в уголок, откуда видно все в группе. Мама помогала малышу в создании положительного образа воспитателя, обращая внимание на игры с детьми. Но ребенку нужно было осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале дети держались настороженно, стараясь подсесть ближе к маме, но мы не торопили их, не тормошили - пусть привыкают. В следующий раз вместе с мамой предлагали подойти к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогала ребенку быстро освоиться, поддерживала его интерес к окружающему. «Как мне здесь нравиться!», «Какие забавные игрушки сидят за столом!» и так далее.
В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включиться в игру и сама активно играет с ним. Ребенка тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама подбадривает его улыбкой, жестами. Я со своей стороны тоже одобрительно улыбаюсь, и ребенок начинает как бы играть со мной: то приблизится ко мне, то побежит назад к маме. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. Все чаще он задерживается возле меня, чтобы еще и еще раз утвердиться в моем добром отношении к себе. Я стараюсь заинтересовать ребенка игрушкой, называю его ласковым именем, так, как называют его родные дома, ласково обнимаю, приглашаю поиграть. На фоне положительного эмоционального общения складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша, все реже его взор обращается к маме.
Наступает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре, хорошо взаимодействует со мной. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, предлагаю маме подождать ребенка в приемной.
Главный момент в этой ситуации: мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучиться. Важно обратить внимание ребенка на возвращение мамы, на то, что мама его не обманула, она действительно отлучалась только на какое-то время и вернулась к нему. Первое время визит в детский сад длится не более часа. Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается.
Со второй недели адаптации ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа.
Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться один в группе и заранее на это согласен. Он остается один от завтрака до обеда. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, а последнюю очередь – сон. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе раньше, а кому-то - позже. Напоминала родителям, что к дневному сну следует возвратиться домой, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Если самочувствие ребенка хорошее, то предлагала остаться в детском саду на дневной сон. Предварительно я выясняла, с чем и как любит засыпать ребенок дома (помогает ли ему песенка, и какая, приговаривают ли что-то родители и т.д., засыпает ли малыш с любимой игрушкой). За некоторое время до дневного сна показывала ему его кроватку. «Смотри Соня, эта кроватка ждет тебя. И подушка приготовилась и одеяло красивое, мягкое. А это кто? (Беру в руки игрушку) Что ты здесь делаешь, Мышка? Поспать захотела? А что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла: вы все ждете Софью. Иди, Софья к Мышке. Поспишь с ней в своей постельке? А я посижу рядом с тобой.
После сна предлагала родителям сразу забрать ребенка домой. Последний шаг – родителям предлагали оставить ребенка на целый день с утра и до вечера. Я обращалась к малышу: «У нас вечером будет интересно, дети будут играть, будет праздник. Не уходи домой, а то ничего не увидишь».
В результате наблюдений и исследований, проводимых в группе, получили такие данные:
Анализ листов адаптации и определение поведенческих реакций.
№ | Список детей | возраст | Сроки адаптации | Поведенческие реакции | Уровни адаптации |
1 | Алина Ю. | 1 г. 10м. | 1 неделя | + 12 баллов | Высокий |
2 | Вероника В. | 1 г. 6 м. | 1 неделя | + 12 баллов | Высокий |
3 | Вероника У. | 1 г. 9 м. | 1 неделя | + 10 баллов | Высокий |
4 | София Г. | 1 г. 7 м. | 2 недели | + 7 баллов | Средний |
5 | Семен Б. | 1 г. 6 м. | 2 недели | + 5 баллов | Средний |
6 | Алсу Ч. | 1 г. 7 м. | 1 неделя | + 12 баллов | Высокий |
7 | София Х. | 1 г. 8 м. | 3 недели | + 5 баллов | Средний |
8 | Софья К. | 1 г. 8 м. | 2 недели | + 7 баллов | Средний |
9 | Оля Д. | 1 г. 6 м. | 2 недели | + 6 баллов | Средний |
10 | Егор М. | 1 г. 6 м. | 2 недели | + 5 баллов | Средний |
11 | Софья С. | 1 г. 6 м. | 1 неделя | + 9 баллов | Высокий |
12 | Данил М. | 1 г. 11 м. | 1 неделя | + 10 баллов | Высокий |
13 | Женя С. | 2г. | 1 неделя | + 12 баллов | Высокий |
14 | Арсений Г. | 2 г. | 1 неделя | + 8 баллов | Высокий |
15 | Вероника Вен. | 2 г. | 1 неделя | + 8 баллов | Высокий |
16 | Эллина А. | 1 г. 7 м. | 1 неделя | + 10 баллов | Высокий |
|
Анализ карт нервно-психического развития
Первичная диагностика | Повторная диагностика |
Соответствует возрастным показателям 7 детей Отстает на 1 эпикризный срок 5 детей Отстает на 2 эпикризных срока 4 ребенка | Соответствует возрастным показателям 10 детей Отстает на 1 эпикризный срок 5 детей Отстает на 2 эпикризных срока 1 ребенок |
Анализ карт наблюдений
Первичное обследование | Повторное обследование |
Высокий уровень – 3 балла – 5 детей Средний уровень – 2 балла – 7 детей Низкий уровень – 1 балл – 4 ребенка | Высокий уровень – 3 балла – 10 детей Средний уровень – 2 балла – 6 детей Низкий уровень – 1 балл – 0 детей |
Как измерить успешность адаптации каждого малыша?
Я пользовалась методом А. Остроуховой, директора Центра развития ребенка г. Ставрополя.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит (приложение № 15).
Проанализировав результаты листов адаптации и результаты поведенческих реакций детей я сделала вывод о результате адаптации детей своей группы:
высокий уровень адаптации – 10 детей (63%)
средний уровень адаптации – 6 детей (17%)
низкий уровень адаптации – 0 детей (0%).
Работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Ее необходимо планировать. Я старалась сделать, чтобы жизнь малыша в детском саду была насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребенку интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме.
Правильно спланированная работа помогла переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.
План в адаптационный период писали в форме таблицы. За единицу планирования выбрали неделю. Планировали по четырем направлениям:
Игровое взаимодействие.
Играем и строим.
Формируем эмоциональную отзывчивость.
Развиваем движения.
В таблицу заносила формы и методы работы с детьми (приложение № 16).
В адаптационный период фронтальные занятия с малышами не проводились, предпочтение отдавалось индивидуальным формам работы или с небольшими подгруппами (2-4 ребенка). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играли вместе, они играли рядом и в качестве партнера по игре выбирали не сверстника, а взрослого. Я не планировала много приемов работы с детьми на один день. Было достаточно, что по каждому направлению организовывали 1-2 формы работы. Не забывали о том, что отдельный вид деятельности будет организован с каждым ребенком в течение дня. С Софьей мы рассматривали картинки с утра, а с Даниилом (у него короткий дневной сон) – после сна, когда все дети спали, а малыш нуждался во внимании воспитателя.
Планируя игровое взаимодействие, подобрали разнообразные виды игр:
В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а так же конструирование из мягких модулей.
В разделе «Формируем эмоциональную отзывчивость» включала:
Чтение стихов;
Рассказывание сказок;
Пение песенок;
Слушание музыки;
Рассматривание игрушек, книжек, картинок;
Наблюдение за объектом природы;
Рисование картинок для детей.
Планируя раздел «Развиваем движения» подобрали:
Игровые упражнения;
Подвижные игры;
Музыкальные игры;
Воспитывала культурно-гигиенические навыки.
Сгладить адаптационный период помогали игры, направленные на эмоциональное воздействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникало на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Я использовала такие игры (приложение № 17):
«Ладушки»
«Нежно гладим мы зверят»
«Привет, дружок – пока, дружок»
«Мы ногами топ!»
«Пропавшие ручки»
«Киска, брысь»
«Лошадка» (текст Н. Френкель).
Традиции народной педагогики хранят высокие принципы материнства, заложенные в поэтическом народном слове и умении пестования маленького
ребенка, в языке народа с его речевыми приемами, направленными на общение с ребенком. Поэтическое народное слово, обращенное к ребенку,
программирует сочетание эмоционального комфорта. Народ мудр. Он веками отбирал лучшее, вытачивал короткие, складные да ладные приговорки, потешки, пестушки, колыбельные песенки.
Первые шаги очень трудны. Но мы можем помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей. А более всего созвучен детской душе язык поэтических образов.
Я использовала такие потешки: (приложение № 18):
Рано-рано по утру.
Катя, катя маленька.
Наши уточки с утра.
Пестушки:
Ах ты, моя девочка.
Ах ты, мой сыночек.
Что за ножки, что за ножки.
Колыбельные песни:
Люли, люли, люленьки
Баю, баю, баюшок
Ай люлю, люлю, люлю.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт между родителями и воспитателями, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
Заключение.
Подошел к концу период адаптации ребенка к ДОУ. Этот период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Проведя первичное и повторное диагностирование детей, посещающих группу, я выявила положительную динамику уровня адаптации малышей к детскому саду. Сравнительный анализ протоколов групповой диагностики позволил мне получить такие результаты.
После первичной диагностики из 16 детей:
высокий уровень – у 5 детей (31%)
средний уровень – у 7 детей (44%)
низкий уровень – у 4 детей (25%.)
После проведенной работы по организации адаптационного периода при поступлении в ДОУ результаты изменились:
высокий уровень адаптации – у 10 детей (63%)
средний уровень адаптации – у 6 детей (17%)
низкого уровня адаптации нет.
Еще раз следует отметить, что адаптация ребенка невозможна без тесного сотрудничества с семьей. Родители нашей группы принимали активное участие и были хорошими помощниками в организации процесса адаптации детей.
Для отслеживания результативности работы с родителями мной было проведено первичное и повторное анкетирование по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода.
Я получила такие результаты.
2009 год 16 родителей.
Первичное анкетирование показало, что информацией по данному вопросу обладает 5 родителей – 31%, поверхностно 7 родителей – 43%, не осведомлены 4 родителя – 25%.
При повторном анкетировании все 16 родителей – 100% указали, что после проведенной работы они имеют представление об особенностях адаптационного периода.
Проанализировав результаты диагностического обследования можно сделать вывод, что проведенная работа по организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ является важным аспектом совершенствования здоровьесберегающего компонента путем предотвращения психологических заболеваний детей раннего возраста. Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в познавательной и игровой деятельности, свободно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.
Работа представляет интерес для работников дошкольных учреждений. В работе представлен практический материал, который может быть использован в работе с детьми в адаптационный период.
Приложение № 1
План работы с родителями в адаптационный период.
Посещение семей
Анкетирование
Семинар – практикум
Памятка для родителей
Рекомендации для родителей
Консультации
Папка – передвижка «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Родительские собрания:
- «Как помочь ребенку в период адаптации»
- «Папы и мамы пора подвести итоги»
Приложение № 2
Памятка «Как помочь ребенку быстро привыкнуть к детскому саду?»
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а так же ритуал встречи.
По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
Разрешите ребенку брать с собой в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
Будьте терпимее к его капризам.
«Не пугайте», не наказывайте детским садом.
Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
Не скупитесь на похвалу.
Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Приложение № 3
Анкета – знакомство
Фамилия, имя, дата рождения ребенка
Домашний адрес и телефон (дом., раб.)
Мама (ФИО, профессия, образование)
Папа (ФИО, профессия, образование)
Проживающие в семье бабушка, дедушка, брат, сестра
Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
Какими ласковыми именами Вы называете ребенка?
Как засыпает?
Навыки самообслуживания
Любимые игрушки
Какой привычный подход к кормлению?
Бывают ли у вашего ребенка аллергические проявления? На что?
Как ваш ребенок идет на контакт со взрослыми?
Часто ли ваш ребенок общается со сверстниками?
Знаете ли вы, как проходит адаптация у детей к детскому учреждению?
Из каких источников и когда вы это узнали?
Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детский сад? В какой форме?
Приложение № 4
Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад:
1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг - приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной
игровой деятельности;
3-й шаг - ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-й шаг - ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
5-й шаг - ребенок остается один с завтрака до обеда;
6-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают
родители;
7-й шаг - ребенок остается один на целый день.
Приложение № 5
Анкета «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»
Ф.И. ребенка группа №
Какое настроение преобладает у ребенка?
Как ваш ребенок засыпает?
Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
Какова продолжительность сна?
2 часа -3 балла;
менее 1 часа - 1 балл.
Какой аппетит у Вашего ребенка?
хороший - 4 балла;
избирательный — 3 балла;
неустойчивый - 2 балла;
плохой - 1 балл.
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
положительно - 3 балла;
отрицательно - 1 балл;
просится на горшок - 3 балла;
не просится, но бывает сухой - 2 балла;
не просится и ходит мокрый - 1 балл.
Есть ли у Вашего ребенка отрицательный привычки?
Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
да - 3 балла;
нет - 1 балл;
иногда - 2 балла.
Проявляет ли интерес к действиям взрослого?
да - 3 балла;
нет - 1 балл;
иногда - 2 балла.
Как Ваш ребенок играет?
- умеет играть самостоятельно - 3 балла;
- не всегда - 2 балла;
- не играет сам - 1 балл.
Взаимоотношения с взрослыми:
Взаимоотношения с детьми:
Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
да - 3 балла;
нет - 1 балл;
иногда - 2 балла.
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
есть - 3 балла;
не всегда - 2 балла;
нет - 1 балл.
Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых
есть - 1 балл;
нет - балла.
55-40 баллов - ребенок готов к поступлению в ДОУ;
39-24 балла - условно готов;
23-16 баллов - не готов к поступлению в ДОУ.
Приложение № 6
Карта готовности ребенка к поступлению
в дошкольное учреждение
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Вопросы родителям | Параметры | Баллы |
1. Какое настроение преобладает | бодрое | 3 |
у малыша? | раздражительное | 1 |
| подавленное | 1 |
2. Как засыпает малыш? | быстро (до 10 мин) | 3 |
| медленно | 2 |
| спокойно | 3 |
| неспокойно | 2 |
3. Какова длительность сна? | 10 ч 30 мин ночной сон | 0 |
| 2 ч 20 мин дневной сон | 0 |
| не соответствует возрасту | 1 |
4. Каков аппетит у малыша? | хороший | 3 |
| избирательный | 3 |
| плохой | 1 |
5. Как относится малыш к высаживанию на горшок? | положительно | 3 |
отрицательно | 1 |
6. Просится ли малыш на горшок? | просится | 3 |
| не просится, но бывает сухой | 2 |
| не просится, ходит мокрый | 1 |
7. Проявляет ли малыш интерес | проявляет | 3 |
к игрушкам? | проявляет иногда | 2 |
| не проявляет | 1 |
8. Проявляет ли малыш интерес | проявляет | 3 |
к действиям взрослых? | проявляет иногда | 2 |
| не проявляет | 1 |
9. Может ли малыш без посторонней | да | 3 |
помощи найти себе занятие? | нет | 1 |
10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослым? | вступает в контакт по собст- | |
венной инициативе | |
сам не вступает в контакт | 2 |
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми | вступает в контакт по собст- | 3 |
венной инициативе | |
сам не вступает в контакт | 2 |
12. Адекватен ли малыш к оценке | да | 3 |
своей деятельности взрослыми? | не всегда | 2 |
| нет | 1 |
13. Как была перенесена малышом | легко | 3 |
разлука с близкими? (если имеется | тяжело | 2 |
такой опыт) | | |
14. Имеет ли место аффективная | да | 1 |
привязанность к кому-либо из | нет | 3 |
взрослых? | | |
Приложение № 8
Памятка для родителей детей раннего возраста
Приучайте к детскому саду постепенно! (Несколько дней стоит находиться рядом с ребенком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать его домой.) Если беспокойная мама прощается с ребенком несколько раз подряд с обеспокоенным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоиться, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу ее от себя». В итоге заканчивается все истерикой.
Если ребенок отказывается идти в детский сад, Вы должны проявит твердость и объяснить, что следует идти в детский сад так же, как родители ходят на работу.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, то стоит некоторое время отцу приводить в детский сад ребенка.
Если ваш малыш в первые дни устает от новых впечатлений, приходит домой измученным и нервным, то посоветуйтесь с воспитателем или психологом, или сократите время его пребывания в детском саду, или оставляйте дома 1-2 раза в неделю.
Помните! В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям! - После собрания психолог и воспитатель анализируют активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем адаптации ребенка в ДОУ.
Приложение № 9
Рекомендации родителям
Как подготовить малыша к питанию в детском саду.
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к детсадовскому. Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно, так, чтобы для малыша перемены в обычном распорядке дня не были сильно ощутимы. Ребенок тяжело отвыкает от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 ми нут и начинать это, как минимум, за 2 месяца до того, как ребенок пойдет в детский сад.
Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы. Не перекармливайте малыша!
Строго соблюдайте и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться. Постепенно отучайте малыша от еды кормлениями: ведь приносить съестное детский сад не разрешается. Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада.
Ежедневно в рацион малыша включайте мясо, хлеб, овощи, фрукты соки или витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то одних продуктов, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.
В возрасте от 1,5 до 3 лет, рацион питания малыша должен быть уже довольно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое супы, борщок пюре, компоты и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома. Придерживайтесь и некоторых правил в готовке. Блюда в детском саду нежирные; в основном готовятся на растительном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пишу у ребенка пропадет. Если во взрослой кухне имеются такие блюда, то для малыша лучше готовить отдельно.
Научите ребенка есть самостоятельно.
Одна из причин отказа детей от еды в детском саду - неумение пользоваться ложкой. Если малыш после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Задолго детского сада он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок пришедший в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться и пр.), значительно быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения.
Обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В ком саду кормление занимает не более 30 минут. Еще до дома малыш должен научиться завершать еду за то время. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникают у детей ясельного возраста. Родителям этих детей следует более внимательно отнестись к нашим рекомендациям и не забывать о психологической подготовке ребенка к саду, ведь эмоциональное состояние, как известно, влияет на аппетит.
С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.
Приложение № 10
Консультация для родителей
«Какова причина детских страхов»
Страх - эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребенка страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, непонятную ситуацию, даже если нет прямой опасности. В этот период жизни ребенок обостренно реагирует на все новое, поэтому родители должны прогнозировать его поведение, оберегать от внезапных резких воздействий. Нервная система ребенка еще не окрепла, жизненный опыт отсутствует, а представления о социальном мире только начинают складываться. Желательно создать атмосферу уверенности и спокойствия.
Взрослый должен предвидеть «нештатную» ситуацию - прогнозировать, стараться не допускать нежелательных пугающих моментов.
Запомните: если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым воздействие на него, то малыш не научится осторожности — он научится всего бояться. Взрослый «обучает» ребенка в конкретной ситуации.
Собаки не следует бояться - ее надо опасаться. Не надо ничего бояться, если рядом мама и папа и если все делать так, как делают они. Эти знания ребенок постигает не через пространные разговоры, а на эмоционально-чувствительной ориентировочной основе. Предоставьте ему возможность наблюдать за всем происходящим, в первую очередь за вами.
Испуг оказывает нежелательное влияние на психику ребенка, который еще не обладает достаточным воображением и буквально понимает слова, сказанные, например, в такой игровой форме: «Кто кашку не ест, молочко не пьет? Кого волк съест? Кого коза забодает?».
Не стоит пугать малыша Дюдюкой, стариком с мешком... Ведь ему так трудно разобраться в этом огромном мире, и так легко испугаться.
(Использованы материалы кандидата психологических наук Л. Павловой).
Приложение № 11
Содержание среды развития в групповых помещениях
Место (центр) | Материалы, оборудование | Примечание, использование |
1 | 2 | 3 |
Раздевалка для взрослых и детей | Традиционные шкафчики с любым определителем индивидуальной принадлежности (имя, картинка, значок, «паспорт» семьи и пр.), диван, стульчика Рекламно-информационно- учебные стенды для взрослых. Здесь же могут располагаться формы отражения достижений детей в разных областях деятельности и развития (продукты детской деятельности, метрические, весовые показатели и пр.) | Формирование навыков самообслуживания: умение раздеваться, одеваться, застегиваться и пр.; приветствовать друг друга и прощаться. Материал, который необходим для работы с родителями (потешки, песенки, стишки); групповые правила, режим работы, реклама услуг, фотографии |
Уголок ма-нипулятивных игр | Мозаика, вкладыши, сборные фигурные игрушки (грибочки, бочонки, клоуны и т. д.), пирамидки, башенки, бирюльки, бусы крупные, средние, мелкие, всевозможные лото и другие настольно-печатные игры, доступные возможностям детей. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами и др. | Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке; развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики и пр. |
Книжный уголок | Детские книги, предметные и сюжетные картинки, журналы. Журналы и книги для взрослых. Книжки-малютки, сделанные ребенком или взрослым, разные виды театра. Диванчик, столик (эти предметы также используются нами для проведения легкого завтрака, полдника для стимуляции умений детей самостоятельно есть и пить - от кормления себя из бутылочки до использования малышом ложки) | Рассматривание (концепция внимания) вместе со взрослым (от целостного восприятия к поэлементному), рассказывание (умение слушать), навыки обращения с книгой, стимуляция «чтения», умение переворачивать страницы (картонной книжки, бумажные страницы). Литература психолого-педагогического характера, периодические журналы о детстве для повышения осведомленности родителей в каком-либо вопросе по развитию ребенка |
Строительный уголок | Крупный легкий строительный конструктор. Средний и мелкий строи- тельный конструктор. Нетрадиционный материал: пластмассовые банки средней величины из-под продуктов, картонные коробки и др. Небольшие игрушки для обыгрывания построек. Транспорт - мелкий, средний, крупный. В этом же уголке стоят так называемые «пряталки» - большие коробки, покрывало | 1-5. Построение деятельности конструктивного характера: осуществление перехода от простого предметного манипулирования (наложение друг на друга, выкладывание дорожки и др.) к работе сначала с предметно-заданным образцом (построй такой же) |
Центр продуктивной деятельности | Толстые восковые мелки, цветной мел, гуашь, пластилин (с ярко выраженным цветом и с большим содержанием воска), глина, зубная паста. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, гофрированная бумага. Приспособления для изобразительной деятельности: кисти с жестким и мягким ворсом (от № 6), небольшие малярные кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, клейстер, самоклеящаяся пленка и т. д | Развитие тонкой моторики - стимуляция двигательной деятельности, которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза; развитие способности распознавать цвета и формы; эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, самоощущение собственного значения, способности делать свой «продукт» |
Центр материалов | Природный материал: песок, вода (лед), камешки, ракушки, деревяшки, опилки, различные семена, плоды. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, перловка и пр. Мыло, пенка для бритья, тесто и т. д. Емкости разной вместительности, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито и пр. | Расширение чувствительного опыта ребенка, стимуляция тонких движений руки, количественные знания, развитие умений экспериментировать с материалами, узнавая при этом свойства и качества предметов, материалов, психологическая релаксация и т. д. |
Музыкальный уголок | Инструменты: металлофон или ксилофон, дудочки, барабан и пр. Различные «звучащие» коробочки, баночки, погремушки, материалы, издающие характерный звук (пергамент, конфетные обертки и пр.). Магнитофон | 1-2. Развитие слуховых анализаторов с помощью расширения диапазона средств, издающих звуки: различение мелодии, звука по высоте, тембру, долготе (зайка скачет, мишенька идет), шуршание, бренчание, шипение, скрежет и др. 3. Прослушивание коротких музыкальных и «шумовых» немузыкальных произведений, поддевание, танцы - развитие чувства ритма, скоординирован-ность движений, умение слушать, слышать |
Центр ролевой игры | Детская мебель, принадлежности, различные заместители, отображающие быт взрослых | Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры: расширение ролевого диапазона и соединение в ряд последовательных взаимосвязанных действий, становление и развитие договорной культуры (общение с партнером по игре) |
Настенный групповой материал | Плакаты типа «семь-Я», рамки, стенды для демонстрации детского и взрослого творчества и пр. Сенсорное панно, напольные сенсорные коврики | Настенно-напольный материал может нести различную нагрузку по развитию ребенка, начиная с утверждения его как личности, демонстрации собственных достижений и заканчивая обучением, закреплением формы, цвета, величины, ориентации в пространстве |
Туалет, раковина для мытья рук | Традиционная обстановка | Развитие навыков опрятности: формирование самостоятельных умений мыть руки, высушивать их, вытирать нос (высмаркиваться), пользуясь платком; обучение самостоятельным действиям при пользовании туалетом. |
Приложение № 12
Лист адаптации
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения Возраст Дата поступления
Адаптационные дни | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 8-й | 16-й | 32-й | 64-й | 128-й |
Настроение | | | | | | | | | |
Аппетит: Завтрак Обед Полдник | | | | | | | | | |
Сон: Засыпание Длительность | | | | | | | | | |
Активность: В игре В речи | | | | | | | | | |
Взаимоотношения с детьми | | | | | | | | | |
Взаимоотношения со взрослым | | | | | | | | | |
Условные обозначения:
Положительно +
Неустойчиво +
Болел – б
Находился дома - д
Приложение № 13
Карта наблюдений
Фамилия, имя ребенка, возраст___________________________________
Дата заполнения: 1-й части________________2-й части______________
Параметры | Характеристика | Баллы | 1-я часть | 2-я часть |
1 | 2 | | 3 | 4 |
1. Настроение | бодрое, уравновешенное | 1 | | |
неустойчивое, раздражительное | 2 | | |
подавленное | 3 | | |
2. Длительность и характер засыпания | спокойное, быстрое (до 10 мин) | 1 | | |
неустойчивое | 2 | | |
неспокойное, медленное | 3 | | |
3. Длительность и характер сна | спокойный, соответствует возрасту | 1 | | |
неустойчивый | 2 | | |
беспокойный, не соответствует возрасту | 3 | | |
4. Аппетит | хороший | 1 | | |
избирательный, неустойчивый | 2 | | |
плохой | 3 | | |
5. Навыки самообслуживания | соответствует возрасту | 1 | | |
не всегда | 2 | | |
не соответствует возрасту | 3 | | |
6. Инициативность в игре | умеет найти себе дело | 1 | | |
не всегда | 2 | | |
нет | 3 | | |
9. Самостоятельность в игре | умеет играть самостоятельно | 1 | | |
не всегда | 2 | | |
сам не играет | 3 | | |
10. Идет на контакт со взрослыми | легко | 1 | | |
избирательно | 2 | | |
трудно | 3 | | |
11. Идет на контакт с детьми | легко | 1 | | |
избирательно | 2 | | |
трудно | 3 | | |
12. Реакция на отрыв от матери | отходит от матери, проявляет интерес к окружающему | 1 | | |
отрывается не сразу | 2 | | |
периодически возвращается, плачет | 3 | | |
Общий балл | | | | |
Средний балл | | | | |
Приложение № 14
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Разработано Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной
Воз раст | Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразитель ная деятельность |
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2 предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре различные действия | Ходит долго, меняя положения | Самостоятель-но ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге |
1 год 6 мес. | Отыскивает предметы по слову взрослого | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту | Перешагива-ет через препятствия приставным шагом | Самостоятель-но ест жидкую пищу | Ставит кирпичик на узкую грань | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге |
1 год 9 мес. | По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий | Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы-заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высота от пола 15-20 см) | Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) | Воспроизводит несложные постройки | Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа |
2 года | Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторявшихся, имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 слов | Ориентируется в 3 контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последователь-ных действий | Перешагива-ет через препятствия чередующим шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать | Подражая взрослому, рискует вертикальные и горизонтальные линии |
Приложение № 15
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
№ п/п | Фактор адаптации | Баллы | Характеристика |
1 | Эмоциональное состояние | +3 +2 +1 -1 -2 -3 | Весел, жизнерадостен, подвижен, активен Улыбается, настроение хорошее, спокоен Иногда задумчив, замкнут Легкая плаксивость, хныкает Плачет за компанию; плач приступообразный Сильный, профилактический плач; подавленное состояние |
2 | Социальные контакты ребенка | +3 +2 +1 -1 -2 -3 | Много друзей, охотно играет с детьми Сдержан, просится на руки; неохотно Играет с детьми Безразличен к играм, отстранен, замкнут, невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру Проявляет тревогу, бросает начатые игры Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть |
3 | Сон ребенка | +3 +2 +1 -1 -2 -3 | Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро Сон спокойный Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне Отсутствие сна, плач |
4 | Аппетит ребенка | +3 +2 +1 -1 -2 -3 | Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием Нормальный аппетит, есть до насыщения Аппетит выборочный, но насыщенный. Отвергает некоторые блюда, капризничает Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно Отвращение к еде, кормление мучительно |
Приложение №16
Примерный план работы на 2 недели адаптационного периода
Дни недели, число | Игровое взаимодействие | Играем и строим с малышами | Формируем эмоциональную отзывчивость | Развиваем движения |
понедельник 3 сентября | | | Рассматривание новой игрушки «Здравствуй, кукла Маша» Чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Машенька» | |
вторник 4 сентября | | | | |
среда 5 сентября | Сюжетная игра «Наряжаемся, собираемся в гости» Игра-забава «Ловись, рыбка» | | | платочки» |
четверг 6 сентября | | | Пение колыбельной «Баю, баю,баю! Куколку качаю» Чтение потешки «Катя, Катя маленька» | |
пятница 7 сентября | | | | |
понедельник 10 сентября | | | | |
вторник 11 сентября | | | | |
среда 12 сентября | | | | |
четверг 13 сентября | | | А. Барто «Мишка» | Игровое упражнение «Иди к лошадке» Подвижная игра «Привет, дружок - пока, дружок». |
пятница 14 сентября | | | | |
Приложение № 17
Игры с детьми в адаптационный период
Игра «Лошадка»
(текст Н. Френкель)
Воспитатель, раскачивая лошадку-качалку, обращается к ребенку:
- Посмотри-ка на лошадку,
Посмотри-ка на лошадку,
Вот бежит она, да, да!
Эй, лошадка, ты куда?
Скачет к Вовочке лошадка,
(воспитатель гладит ребенка по голове)
Цок, цок, цок, цок!
Здравствуй, Вовочка, дружок!
Воспитатель предлагает покататься на лошадке.
Игра «Нежно гладим мы зверят»
(текст А.В. Головчак)
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.
Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят,
(ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей,
(сжимает игрушку 8 раз)
Чтобы было веселей.
Игра «Киска, брысь!»
Воспитатель предлагает малышу погулять, походить по дорожке, берет его за руку и ведет по нарисованной дорожке. Взрослый и ребенок останавливаются.
Воспитатель, обращая внимание ребенка на сидящую на дороге кошку, говорит:
- Киска, киска, киска, брысь!
(воспитатель топает ногой)
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.
Приложение № 18
Поэтическое народное слово
Потешки, пестушки, колыбельные песни
Рано-рано поутру
Пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Что за ножки, что за ножки,
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый цветочек.
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать — не гулять,
Только глазки закрывать.
Ай, л юлю, л юлю, л юлю,
Уж я Вовушку люблю.
Спи-ка, Вовушка, в добре,
На соломке, на ковре.
Занавесочка шелкова,
Сидит нянюшка толкова.
Люлю-бай, люлю-бай,
Спи-ка, Вова, засыпай!
Результаты анкетирования родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода.
2009 год
Первичное анкетирование Повторное анкетирование
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_2.png)
Условные обозначения:
Высокий уровень адаптированности
Средний уровень адаптированности
Низкий уровень адаптированности
Анализ «Карт нервно-психического развития»
2009 год
Первичная диагностика Повторная диагностика
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_4.png)
Условные обозначения:
Соответствует возрастным показателям
Отстает на один эпикризный срок
Отстает на два эпикризных срока
Анализ карт наблюдений
2009 год
Первичное обследование Повторное обследование
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/1/7312ea03d0905aec202dd24fac417022843ec5b6/vzaimodieistviie-dou-i-siem-i-v-pieriod-adaptatsii_6.png)
Условные обозначения:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Список литературы:
Н.Д. Ватутина Ребенок поступает в детский сад /Москва Просвещение 1983 год/.
Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад /Волгоград. Учитель 2010 год/.
О.Г. Заводчикова Адаптация ребенка в детском саду, взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. Пособие для воспитателей. /Москва Просвещение 2007 год/.
Н.В. Кирюхина Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие /2 издание Москва Айрис-пресс 2006 год - дошкольное воспитание и развитие/.
Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Социализация и адаптация детей раннего возраста. /Ребенок в детском саду 2003 год, № 5/.
Т.В. Костяк Психологическая адаптация ребенка в детском саду М. Издательский центр «Академия», 2008 год.
С. Теплюк Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание 2006 год № 4/.
С. Теплюк Как подготовить малыша к детскому саду /Дошкольное воспитание – 1991 год № 8/.
Л. Пыжьянова Как помочь ребенку в период адаптации /Дошкольное воспитание 2003 год № 2/.
Мингалева Людмила Александровна
«Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду»