М
униципальное дошкольное учреждение «Детский сад №27»
«Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста»
.
«Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Воспитатель высшей категории Комлева Юлия Павловна
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №27» ЗАТО Северск
В старшей группе со второй половины учебного года мы воспитатели совместно с логопедом начинаем работу по обучению пересказу.
На начальном этапе логопед учит детей пересказывать рассказ, который составлен по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Моя задача на данном этапе - подготовить двух-трех детей, которые будут показывать какую-либо ситуацию остальным детям на занятии у логопеда. Я оговариваю все действия, которые они должны выполнять, дети проигрывают эти действия под моим руководством.
У себя на занятии логопед после просмотра детьми демонстрируемого действия даёт образец рассказа. После чего идет работа, которая готовит детей к пересказу данного текста. Логопед использует для этого различные упражнения, которые воспитатель также применяет для закрепления пересказа или для подготовки к нему при фронтальной коррекционной работе.
Одно из упражнений - это анализ предложения с целью включения или не включения его в рассказ. Взрослый произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать подходит оно к этому рассказу или нет.
Второе упражнение- это установление порядка предложений в рассказе. Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать раньше, а какое позже. Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
Третье упражнение- это выбор из рассказа опорных глаголов и установления их последовательности. Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова- названия действий, а затем сказать какое действие производилось раньше, какое позже из двух предложенных. (Например: причесывала - вошли, взял - катал, и т.д.)
Четвертое упражнение- подбор слов. Например: «Таня поливала цветы. А что еще можно поливать?» (огурцы, помидоры, грядки, цветы, и т.д.) Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но, не называя объекты, добиваясь активизации словарного запаса.
Пятое упражнение- замена действия в предложении. Взрослый читает предложение, в котором глагол употреблён неправильно. Объясняет, что в предложении могут быть ошибки. Дети слушают и исправляют ошибки, которые нашли.(Например: Салфетница лежит на столе.)
Шестое упражнение- подбор слов-действий или слов-определений. Это упражнение воспитатель может проводить с детьми в качестве предшествующей работы над пересказом рассказа, который запланирован логопедом. Например: - Что может делать мама? (стирать, гладить бельё, пылесосить ковёр и т.п.)
-Какой снег? (белый, мягкий, пушистый и т.д.)
Седьмое упражнение - словарная работа. Во время логочаса, после сна воспитатель разбирает трудные слова, которые встретятся в рассказе, планируемом логопедом для пересказа. (Например: деревня, вскинул ружьё, вскарабкался на дерево и т.д.)
Восьмое упражнение – воспитатель предварительно проводит беседу с детьми об особенностях, повадках героев, которые встретятся в рассказе, планируемом логопедом для пересказа.
Девятое упражнение – словесная игра «Один - много» со словами, которые встречаются в рассказе. (Например: птица – птицы, грач – грачи и т.д.) Это упражнение может проводить воспитатель в качестве предшествующей работы над пересказом и логопед на занятии по обучению пересказу.
Для закрепления пересказа текста, с которым дети работали на занятии у логопеда или на занятии по развитию речи у воспитателя можно использовать следующие приёмы:
1. Пересказ рассказа индивидуально после однократного прочтения.
2. Пересказ рассказа после собеседования по вопросам, без предварительного прочтения.
3. Пересказ рассказа по ролям.
4. Пересказ и разыгрывание в лицах (драматизация).
5. Коллективный пересказ рассказа (по логическим частям; цепочкой).
6. Выборочный пересказ рассказа («Расскажи только о …).
7. Пересказ с изменением времени действия.
8. Работа с деформированным текстом. Взрослый читает текст с изменением последовательности предложений. Дети должны найти ошибки и восстановить текст.
9. Д/у «Дострой предложение». Взрослый читает начало предложения из текста, а дети заканчивают.
Все вышеупомянутые методы и приёмы логопед и воспитатель использует при обучении пересказу на всех последующих этапах работы.
Следующим этапом, после обучения пересказу рассказа по демонстрируемому действию, является обучение пересказу рассказа с использованием фланелеграфа.
В этом виде пересказа непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе. На этом этапе воспитатель проводит предварительную работу с трудными словами. Логопед на занятии последовательно выставляет предметные картинки на фланелеграф во время чтения образца рассказа. Количество картинок может быть от 5 до 8 штук, в зависимости от содержания текста. Далее логопед задаёт вопросы по содержанию, проводит упражнения, способствующие лучшему пониманию и запоминанию образца рассказа (Например: подбор слов-определений, составь предложение по двум глаголам, и т.д. (приложение №2)). После этого логопед ещё раз читает текст с демонстрацией предметных картинок на фланелеграфе и выслушивает пересказ каждого ребёнка, давая словесную оценку. Воспитатель во время фронтальной коррекционной работы без предварительного прочтения образца рассказа, просит расставить предметные картинки в нужном порядке, однократно читает текст и выслушивает пересказы детей, давая словесную оценку.
На следующем этапе идёт работа по обучению пересказу рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках. Количество таких картин может быть от 3до 4 штук. Их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
На данном этапе работа проходит по определённому плану. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин. Объясняет содержание картинок в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что – потом и вот что – в самом конце. Логопед даёт время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать образец рассказа. А далее работа идёт по обычному плану:
1 - логопед задаёт вопросы по тексту;
2 – проводит различные упражнения, способствующие лучшему пониманию и запоминанию текста;
3 - выслушивает пересказ рассказа детьми целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
4 – даёт оценку пересказа, привлекая остальных детей.
Воспитатель на этом этапе проводит предшествующую работу в виде беседы об особенностях, повадках героев, которые встретятся в рассказе, планируемом логопедом для пересказа. Для закрепления пересказа воспитатель во время логочаса работает по такому плану:
1 – без предварительного прочтения образца рассказа просит детей расставить серию сюжетных картин в нужном порядке;
2 – задаёт вопросы по содержанию рассказа;
3 – проводит какое-либо упражнение (см. приложение №2);
4 – просит пересказать рассказ каждого ребёнка, не давая образца;
5 – даёт оценку пересказа.
На следующем этапе ведётся совместная работа логопеда и воспитателя по обучению пересказу рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца взрослого и его вопросного плана. На данном этапе, после совместного рассматривания картины, работа по обучению пересказу строится также как и на других этапах. Добавить в работу можно такие упражнения, как «Придумай свой конец рассказа.», «Что было бы, если…?», «Что могло бы быть дальше?».
На первом году обучения рассказыванию рекомендуется использовать самый сложный вид упражнений из всех – это составление рассказа по одной сюжетной картине. Данное упражнение используется на последнем этапе обучения пересказу, способствует созданию предпосылок и началу работы над творческим рассказыванием.
После многократного пересказывания детьми текста на каждом этапе обучения пересказу педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант рассказа, сказки с последовательным введением в неё новых персонажей.
Таким образом, последовательное применение перечисленных методов и приёмов, использование наглядности на всех этапах обучения пересказу, тесное сотрудничество и взаимодействие логопеда и воспитателя способствуют:
- обогащению и наращиванию словаря (в предшествующей работе);
- закреплению пересказа текста (на фронтальной коррекционной работе);
- помогают при заучивании стихов (использование наглядности и моделирование);
- формированию связной речи у тех детей, которые изначально не владеют смысловыми развёрнутыми высказываниями;
- развитию театрализованной деятельности (совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц);
- при ознакомлении с художественной литературой;
- созданию предпосылок и началу работы над творческим рассказыванием.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи/ худ. И.Н. Ржевцева. – Спб.: Детство-пресс, 1998.
2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 128 с., ил.