СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач психолого-педагогической работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт. Семья является основным социальным институтом, это уникальное явление, играющее особую роль з жизни общества, основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач психолого-педагогической работы»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. 3 семье формируется отношение ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт.

Семья является основным социальным институтом, это уникальное явление, играющее особую роль з жизни общества, основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно семья с её посто­янным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, взгляды, мировоззрение ребёнка. В семье человек об­учается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья постепенно вводит ребёнка в общество, обучает его тому со­циальному опыту, который накопило человечество, традициям своего народа - прямая функция семьи как социального института.

В последнее время возрос интерес к традициям семейного и нацио­нального воспитания. Это связано с возрастанием национального само­познания, с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл поведения, отража­ется этнические, культурные, религиозные особенности семьи. Семей­ные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально на­сыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотноше­ний родителей и детей.

Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и педагогов. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социаль­ных функций. Она утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Современные родители образованны, обладают широким доступом к информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей ш являются гарантией достаточного уровня их педагогической куль­туры.

В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководи­телей дошкольных образовательных учреждений к работе с семьёй, созрела острая необходимость соответствующего систематическо­го просвещения воспитателей и родителей по различным проблемам, а особенно в вопросах подготовки детей к школе, в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. Многие родители в этом отношении нуждаются в конкретной помощи, а источником такой помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудниче­ства и взаимодействия.

Усиление образовательной функции дошкольного учреждения, из­менения, происходящие в жизни общества, обусловливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем. Родители испы­тывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспи­тательных методов и приёмов, в применении полученной из разных ис­точников информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи. Именно педагоги дошкольных учреждений способны оказать поддержку родителям.

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обще­ственным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «со­трудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», а взаимодействие - способ организации совместной деятель­ности, которая осуществляется с помощью общения «на равных». Глав­ный момент в контексте «семья _ дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и успехов е процессе воспитания конкретного ребёнка.

Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чём-то сомнева­ется, он просит совета, всячески подчёркивая уважение к опыту, лич­ности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.

Самое главное для родителя - это уверенность в хорошем отношении педагога к ребёнку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности, на доверии к нему в силу его личностных качеств. Основная цель всех форм и видов взаимодей­ствия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение будет способ­ствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произо­шедшее изменение в жизни ребёнка ему на благо. Но если с этого мо­мента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребёнок, то последствия этого непредсказуемы.

В целом взаимодействие - диалог педагога и родителей, его эф­фективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Сотрудничество педагога с родителями воз­можно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспита­телю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в измене­нии, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправ­ных партнёров по взаимодействию с общей целью обеспечить детям счастливое детство.


Активный курс на создание единого пространства развития ребён­ка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Эмоциональное самочувствие ребёнка - это показатель характера взаимодействия до­школьного учреждения и семьи.

Для решения поставленных выше задач можно рекомендовать сле­дующие направления и формы работы:

Родительские собрания (примерная тематика)

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье.

  • Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребёнка.

  • Межличностные взаимодействия ребёнка в семье и коллективе сверстников.

  • Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе. Беседы с родителями (примерная тематика)

  • Семья и семейные традиции. Их роль в воспитании.

  • Этапы семейной жизни.

  • Духовно-нравственное воспитание и специфика условий совре­менного семейного воспитания.

  • Воспитательный потенциал семьи.

  • Тендерное воспитание в семье.

  • Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребёнка.

• Воспитание гражданских прав и патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

• Разрешения конфликтных ситуаций в семье.

• Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Индивидуальные консультации

  • Особенности воспитания детей в неполных семьях (с учётом типо-логизации современной семьи).

  • Причины нарушения отношений между родителями и детьми до­школьного возраста.

• Особенности воспитания единственного ребёнка в семье.

  • Своеобразие воспитания мальчиков и девочек в семье. Беседы с детьми о семье (возможно участие родителей)

  • Семейные традиции. Национальные семейные традиции.

  • Семейные роли и обязанности. Мужские, женские и детские се­мейные дела.

• Детско-родительские отношения.

Подобные беседы помогут социализации детей, формированию новой и полоролевой идентичности, сформировать «семейные отноше­ния» внутри коллектива, дадут возможность детям примерить на себя взрослые роли, осознать их в себе.

Рекомендации для воспитателей:

  • изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «со­юзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующееся желанием добиться большего в благожелательных взаимоотношениях педагога и родителей;

  • выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно разворачива­ется;

  • расширение представлений о содержании и методах взаимодей­ствия с семьёй и выработке индивидуального подхода к ней;

  • необходимость специального разъяснения роли семьи в воспи­тании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку, и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

  • владение техникой и культурой общения с родителями;

  • преодоление практики эпизодического взаимодействия воспита­телей с родителями как недостаточно эффективного;

- переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьёй.

Формы взаимодействия с семьёй воспитанника

  • Родительская конференция

  • Родительские вечера

  • Родительский лекторий

  • Родительский ринг

  • Родительский тренинг

  • Родительское собрание

  • Беседа с родителями

  • Дискуссия

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная консультация

  • Выездной консультативный пункт

  • Посещение семей воспитанников на дому

  • Ролевые игры

  • Тематическая консультация

  • Семейная академия

  • Семейная гостиная

  • Семейный клуб

  • Выставки

  • День открытых дверей

  • Конкурсы

  • Почта доверия

  • Папки-передвижки

  • Родительская газета

  • Телефон доверия

  • Форум