ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. 3 семье формируется отношение ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт.
Семья является основным социальным институтом, это уникальное явление, играющее особую роль з жизни общества, основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, взгляды, мировоззрение ребёнка. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Семья постепенно вводит ребёнка в общество, обучает его тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям своего народа - прямая функция семьи как социального института.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания. Это связано с возрастанием национального самопознания, с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл поведения, отражается этнические, культурные, религиозные особенности семьи. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и педагогов. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций. Она утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Современные родители образованны, обладают широким доступом к информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей ш являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений к работе с семьёй, созрела острая необходимость соответствующего систематического просвещения воспитателей и родителей по различным проблемам, а особенно в вопросах подготовки детей к школе, в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. Многие родители в этом отношении нуждаются в конкретной помощи, а источником такой помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия.
Усиление образовательной функции дошкольного учреждения, изменения, происходящие в жизни общества, обусловливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении полученной из разных источников информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи. Именно педагоги дошкольных учреждений способны оказать поддержку родителям.
Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», а взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения «на равных». Главный момент в контексте «семья _ дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и успехов е процессе воспитания конкретного ребёнка.
Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чём-то сомневается, он просит совета, всячески подчёркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.
Самое главное для родителя - это уверенность в хорошем отношении педагога к ребёнку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности, на доверии к нему в силу его личностных качеств. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребёнок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие - диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнёров по взаимодействию с общей целью обеспечить детям счастливое детство.
Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Эмоциональное самочувствие ребёнка - это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Для решения поставленных выше задач можно рекомендовать следующие направления и формы работы:
Родительские собрания (примерная тематика)
Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье.
Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребёнка.
Межличностные взаимодействия ребёнка в семье и коллективе сверстников.
Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе. Беседы с родителями (примерная тематика)
Семья и семейные традиции. Их роль в воспитании.
Этапы семейной жизни.
Духовно-нравственное воспитание и специфика условий современного семейного воспитания.
Воспитательный потенциал семьи.
Тендерное воспитание в семье.
Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребёнка.
• Воспитание гражданских прав и патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
• Разрешения конфликтных ситуаций в семье.
• Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Индивидуальные консультации
• Особенности воспитания единственного ребёнка в семье.
Своеобразие воспитания мальчиков и девочек в семье. Беседы с детьми о семье (возможно участие родителей)
Семейные традиции. Национальные семейные традиции.
Семейные роли и обязанности. Мужские, женские и детские семейные дела.
• Детско-родительские отношения.
Подобные беседы помогут социализации детей, формированию новой и полоролевой идентичности, сформировать «семейные отношения» внутри коллектива, дадут возможность детям примерить на себя взрослые роли, осознать их в себе.
Рекомендации для воспитателей:
изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующееся желанием добиться большего в благожелательных взаимоотношениях педагога и родителей;
выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно разворачивается;
расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьёй и выработке индивидуального подхода к ней;
необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку, и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
- переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьёй.
Формы взаимодействия с семьёй воспитанника
Родительская конференция
Родительские вечера
Родительский лекторий
Родительский ринг
Родительский тренинг
Родительское собрание
Беседа с родителями
Дискуссия
Мозговой штурм
Индивидуальная консультация
Выездной консультативный пункт
Посещение семей воспитанников на дому
Ролевые игры
Тематическая консультация
Семейная академия
Семейная гостиная
Семейный клуб
Выставки
День открытых дверей
Конкурсы
Почта доверия
Папки-передвижки
Родительская газета
Телефон доверия
Форум