Тема урока: Взаимодействие тел. Масса тел.
Цели урока: - сформировать понятие о массе тела; выявить, что она характеризует; ввести единицы массы; познакомиться с прибором для измерения массы; закрепить изученное в ходе решения задач;
- продолжить формирование умений и навыков работы с приборами, справочной и дополнительной литературой; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и выделять главное, логично излагать свои мысли, развивать познавательный интерес и творческую инициативу ребят;
- продолжить формирование у учащихся понятия причинно- следственных связей явлений, познаваемости мира и его закономерностей.
Основные задачи:
Общеобразовательные:
Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану
Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся
Заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность»
В процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала
Формировать у учащихся интерес к своему предмету;
Воспитательные:
Продолжить формирование научно-диалектического мировоззрения
Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем, трудолюбие
Развивающие:
Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память
Развивать умение излагать полученную информацию
Развивать умение переключать внимание при смене рода деятельности.
Оборудование: весы, разновесы, демонстрационный, тележка с грузом, презентации к уроку; у каждого учащегося на парте задачник Лукашика со справочным материалом, штатив с желобом, шарик, три цилиндра разной массы, брусок с грузиком, весы, набор разновесов, два стеклянных пузырька с песком, линейка, флажок.
План урока.
I.Организация учащихся на урок.
1. Объявление темы урока
2.Сообщение цели и задач урока.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
1) Что называется взаимодействием?
2) Что происходит в результате взаимодействия тел?
3) Как будет вести себя тело, если на него не будут действовать другие тела?
4) Как называется это явление?
2.Демонстрационный эксперимент.
Что произойдёт с грузом тележки при её остановке? Почему?
3. Фронтальный эксперимент.
Что произойдёт с грузом при резком начале движения? Почему?
4. Попробуйте теперь объяснить, почему пассажиры автобуса теряют равновесие при резком начале движения или резком торможении?
5. Игра «Поездка в автобусе» (с помощью флажка ребята показывают положение пассажиров в разные моменты движения автобуса).
III. Изучение нового материала.
1. Посмотрите внимательно на экран. В чём сходство изображённых тел? Чем эти тела отличаются?
2. Попробуйте ответить на вопрос, что же такое масса тела? Какое свойство тела она характеризует?
3.Фронтальный эксперимент.
1)Положите на каждую ладонь пузырёк с песком. Чем они отличаются?
Поставьте их на чашки весов? Какой пузырёк тяжелее? Почему?
Вывод: масса характеризует количество вещества в однородных телах; масса тела складывается из массы всех его молекул.
2)Почему чашки весов с грузом опускаются вниз?
Почему все тела падают вниз?
Какой из пузырьков на весах опустился ниже?
Вывод: масса характеризует свойство тел притягиваться к Земле.
3)Поставьте на чашки весов металлические цилиндры; сравните их массы. Проверьте, на какое расстояние переместится каждый цилиндр при взаимодействии с шариком.
Вывод: масса характеризует свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии (инертность).
Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость при взаимодействии. Если m1 m2 в 2 раза, то v1v2 в 2 раза.
6. Единицы массы.
[ m ] = [ 1 кг ]
1 т = 1000 кг = 103 кг
1 ц = 100 кг = 102 кг
1 кг = 1000 г = 103 г
1 г = 1000 мг = 103 мг
1 мг = 0,000001 кг = 10-6 кг
1 мг = 0,001 г = 10-3 г
7. Эталон массы. Существует международный эталон килограмма, который хранится во Франции в городе Севре недалеко от Парижа.
8. Знакомство с массами разных тел
9. Приборы для измерения массы
Мы с вами будем работать с рычажными весами
Знакомство с устройством весов и разновесами
Какую массу вы можете измерить данным набором гирь? Что делать, если потребуется гирька с массой меньше 1 г?
IV. Закрепление изученного.
1. Что такое масса тела? Какие свойства тела она характеризует?
2. Космонавт в космосе тянет за трос. Почему же космический корабль не приобретает значительной скорости в направлении космонавта?
3. Что более инертно: ружьё или пуля? Почему?
4. Почему в хоккее защитников выбирают помассивнее, а нападающих полегче, половчее?
5. Почему боксёров делят по весовым категориям?
6. Может ли масса тела быть равной нулю?
7. В воде всё становится легче. Означает ли это, что в воде масса тел уменьшается?
8. Работа по переводу единиц массы в систему СИ
V. Итог урока. Объявление оценок.
VI. Домашнее задание.