СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя и родителей в учебно-воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя и родителей в учебно-воспитательном процессе

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя и родителей в учебно-воспитательном процессе»

МБОУ «Александровская основная общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан















Доклад на тему:

Взаимодействие учителя и родителей

в учебно-воспитательном процессе















Подготовила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Муллина Надежда Михайловна



Март 2016 год



Взаимодействие учителя и родителей в учебно-воспитательном процессе

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

  • Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.

  • Счастливая семья. Какая она?

  • Единство семьи и школы.

  • Роль самооценки в формировании личности.

  • Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания провожу с участием детей, например: " Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка". Готовясь к этому собранию, дети писали сочинения, рисовали рисунки на тему "Моя семья", готовили номера художественной самодеятельности. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.

Очень интересно прошло собрание "Моя семья» Форма проведения – круглый стол. Подготовку к собранию организовали задолго до дня его проведения: разучивали песни, готовили конкурсы, каждая семья представляла рисунок "Моя родословная", где было изображено генеалогическое древо всей семьи, была организована выставка творческих работ членов семьи, а также семейные альбомы с самыми смешными фотографиями. На собрание пришли целыми семьями, где родители смогли поделиться своим опытом по созданию счастливой семьи. Собрание закончилось чаепитием.

Подготовить многие собрания мне помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, готовят подарки для детей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе.

Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив – это родительские вечера. Родительские вечера провожу в каждом классе 1 раз в 4 года без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Например, набирая своих будущих первоклассников, я провела родительский вечер на тему "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?".

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

  • особенности здоровья ребенка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

  • Адаптация первоклассника.

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  • Как развивать плохую память ребенка?

  • Как развивать внимание и внимательность?

  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

  • Грубость и непонимание в семье.

  • Правда и ложь.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

  • Если ребёнок лжёт?

  • Детская неблагодарность.

  • Мой ребёнок и его друзья.

  • На чём основано взаимопонимание.

  • Детская агрессия.

  • Тревожность детей. К чему она может привести?

  • Что нужно знать о леворукости ребёнка?

  • Книга и её роль в жизни.

  • Вредные привычки и как с ними бороться.

  • Культура общения со сверстниками и взрослыми.

  • Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.

  • Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.

  • Игра в жизни ребенка.

  • Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:

Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:

  • Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

  • Как помочь ребёнку учиться.

  • Семейные традиции и праздники.

  • Трудовое воспитание в семье.

  • Компьютер в жизни семьи и первоклассника и др.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. С этой целью были проведены диспуты:

  • О разумной родительской любви.

  • Как вырастить ребёнка нравственным.

  • Режим дня в жизни школьника.

  • Поощрение и наказание как методы воспитания.

  • Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.

  • Праздники знаний и творчества.

  • Турниры знатоков.

  • Совместные олимпиады.

  • Выпуск предметных газет и др.

Формы трудовой деятельности:

  • Оформление кабинета.

  • Создание классной библиотеки.

  • Выставки "Мир наших увлечений" и др.

Формы досуга:

  • Совместные праздники.

  • Подготовка концертов, спектаклей.

  • Соревнования.

  • Конкурсы.

  • КВНы.

  • Экскурсионные поездки и др.

Широкое распространение получили семейные праздники:

  • Мы школьниками стали.

  • День матери.

  • День именинника и многие другие.

  • "Папы могут всё что угодно".

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.

Анкеты показывают, что и дети, и взрослые остаются, довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!