СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь достижения образовательных результатов и форм внеурочной деятельности в предметной области география при реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятия полезныучителю предметнику и классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь достижения образовательных результатов и форм внеурочной деятельности в предметной области география при реализации ФГОС»

Взаимосвязь достижения образовательных результатов и форм внеурочной деятельности в предметной области география при реализации ФГОС

Сташевская Юлия Александровна

МБОУ СОШ №14 г. Пушкино, учитель географии

Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью ФГОС, организуется по пяти направлениям развития личности и осуществляется в формах, отличных от урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Результат – это то, что становится итогом деятельности учащегося. Выделяют три уровня достижения образовательных результатов: первый-приобретений новых социальных знаний; второй-развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям; третий-накопление опыта самостоятельного социального действия[1]. Каждому уровню соответствует своя форма организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в предметной области география в нашей школе организуется в обще-интеллектуальном направлении развития личности, где ведущей является познавательная деятельность. Для достижения результатов 1 уровня использую такие формы организации образовательного процесса как олимпиады (ВОШ школьный и муниципальный уровень), турнир Литосфера для 5-7 кл.[2], наблюдение за погодой (6 кл.), практические работы на местности (работа с планом и компасом в 5-6 кл.), экскурсии в природу овражно-балочная система, элементы речной долины, природный комплекс поймы реки Учи (6,8 кл., экскурсии в Дарвиновский музей 5-7 кл «Многообразие животного мира». «Природные зоны». «Жизнь на разных материках», в Минералогический музей при МГОУ 5-8 кл, планетарий, 6 кл., квест в Московском зоопарке «Тропой следопыта» (5-6 классы), ежегодные предметные недели, интерактивные перемены и работа в Московской областной библиотеке. Для достижения результатов 2 уровня использую такие формы: Всероссийский географический диктант на ведущих площадках (РГУТИС,РУДН,МГУ), экологический, этнографический диктант. Федеральная программа «Знаю Россию 8-11 кл [3], проекты «География России на денежных купюрах» и «Экологическое состояние территории школы №14 г. Пушкино», дистанционные международные конкурсы «Грани науки», «Изменим мир к лучшему» 7,9 кл [4], ученическая конференция в минералогическом музее (5-8 кл), создание Лэпбуков «Экология», «Планеты Солнечной системы», «Великие географические открытия», «Метеостанция», «США», создание настольных игр «Природные зоны мира» и «Условные знаки» для учащихся начальной школы, кружок «Сдать ОГЭ без ущерба для себя и окружающих», мультимедийный продукт «Алгоритмы решений заданий ОГЭ по географии» и защита индивидуальных проектов в 10 классе. Игровая деятельность интересна ребятам как совместная работа с учителем при организации игр для сверстников, что позволяет говорить о достижении результатов 2 уровня: Например, ролевые игры по темам «Антарктида, «Путешествие по странам Африки» в 7 кл., «Производство серной кислоты» 9 кл., выставка творческих работ «Вулкан» 5-6 кл. Развлекательные, интеллектуальные, ролевые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде ктд для малышей, сверстников и учителей говорят о достижении результатов 3 уровня: КТД «Квест» ко дню учителя, «Музей необычных вещей».

К духовно-нравственному направлению можно отнести туристско-краеведческую деятельность. К 1 уровню подходят кружковые занятия по отработке специальных умений, краеведческие экскурсии, туристические поездки, например, экскурсия предприятие «Караваев СВ», однодневная экскурсия в «Этномир» 8-9кл. Для 2 уровня характерны туристские многодневные походы, экскурсии по городам России: Псков –Великий Новгород, Казань - Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Смоленск. 3 уровень - это туристско-краеведческие экспедиции, природоохранные и природовосстановительные экспедиции, что является трудно осуществимым на школьном уровне, поэтому рассматриваем возможность участия в интеграционной модели дополнительного и школьного образования. Интеграция географии с физической культурой возможна на школьном уровне в спортивном направлении при спортивно-оздоровительной деятельности, например Квест «Спортивное ориентирование» для 6 классов.

В социальном направлении могут быть социальные проекты и масштабные акции: «сбор макулатуры, пластиковых крышечек», «уборка пришкольной территории», «Зеленый патруль». Перечисленные выше формы можно классифицировать не только по направлению и виду деятельности, но и по частоте применения как системные и разовые.

Таким образом, внеурочная деятельность отличается многообразием организационных форм. Не все формы осуществимы только в урочной деятельности, например олимпиады, дальние экскурсии, социальные проекты, поэтому внеурочная деятельность, помогает освоить основную программу. В то же время такие формы как учебная экскурсия, урок в музее, урок – игра применимы на уроке, а некоторые формы внеурочной деятельности перекликаются с дополнительным образованием, например, кружки и туристско-краеведческая деятельность. Главным отличием является то, что дополнительное образование реализуется по отдельной образовательной программе, целью которой является профориентация, а результатом - овладение навыками в различной деятельности. Внеурочная деятельность, реализуя основную образовательную программу, нацелена на уровневый результат через освоение содержательного компонента программы. Результат измеряется в положительной динамике роста качества знаний учащихся, увеличение процента сдающих ОГЭ и ЕГЭ, наличие портфолио школьника, что обеспечивает самоопределение личности.

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы/ Сост. А.В. Енин, 2-е изд.-М.:ВАКО, 2017с 32-33


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!