СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь креативности и волевых качеств у детей старшего школьного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, нам удалось уточнить и частично подтвердить рабочую гипотезу. Влияние волевых качеств личности на уровень творческих способностей или вообще не сказывается, или даже в некоторых случаях влияет отрицательно. Единственное волевое качество, которое в нашем исследовании положительно сказалось на креативных характеристиках это «решительность», по этой же характеристике группа А (высококреативные) и группа В (низкокреативные) статистически значимо отличались.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь креативности и волевых качеств у детей старшего школьного возраста»

Диагностика

Взаимосвязь креативности и волевых качеств у детей старшего школьного возраста

Для диагностики уровня волевых качеств и креативности в исследовании приняли участие дети старшего школьного возраста (15-17 лет), 40 студентов «Хабаровского промышленно-экономического техникума» из них:

  • Девушек (17 чел.)

  • Юноши (23 чел.)

Возрастом:

  • 16 лет (4 чел.)

  • 17 лет (36 чел.)

Учащийся на специальности:

  • Информационные системы (4 чел.)

  • Информационные системы и программирование» (4 чел.)

  • Компьютерные системы и комплексы (4 чел.)

  • Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (10 чел.)

  • Право и организация социального обеспечения (5 чел.)

  • Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (4 чел.)

  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (4 чел.)

  • Технология деревообработки» (5 чел.)


Этапы эмпирического исследования:

  1. Этап знакомства с личностью испытуемого, наблюдение, беседа, особенности

  2. Этап изучения креативных качеств

  3. Этап изучения волевых качеств

Изначальное количество испытуемых предполагало собой 80 человек, 40 детей отказались от участия на разных эмпирических этапах, что уже демонстрирует показание воли.

Для изучения креативности необходимо произвести диагностику следующих психологических качеств:

  • Любознательность

  • Воображение

  • Сложность

  • Склонность к риску

  • Беглость

  • Оригинальность

Для изучения наиболее актуальных волевых качеств оценки корреляции с креативностью выбраны следующие качества:

  • Упорство 

  • Терпеливость

  • Настойчивость

  • Решительность


Исходя из этих данных я выбрал следующих авторов, которые имеют подходящие методики для исследования необходимых качеств и в последующем определения уровня креативности и волевых качеств:

1. Креативность

  • Тест креативности Торренса. Диагностика невербальной креативности (творческого наглядно-образного мышления и воображения)

  • Тест А. Медника Диагностика вербальной креативности

  • Тест: Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

  • Тест Опросник для определения типов мышления и уровня креативности (Д. Брунера)

2. Волевые качества

  • Тест «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозов и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

  • Методики изучения решительности Методика «Шкала: робость, стеснительность

  • Опросник для оценки своей настойчивости Опросник разработан Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

  • Опросник для самооценки терпеливости Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

  • Опросник для оценки своего упорства Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.


Анализ результатов исследования креативных качеств личности

На основании исследований творческих способностей эмпирическая группа нами была разделена на 3 подгруппы:

Группа А с высоким уровнем творческих способностей,

Группа Б со средним уровнем креативности

Группа В с низким уровнем творческих способностей

Численность каждой из выделенных групп и соотношение отдельных творческих способностей в каждой из выделенных групп представлены в таблице 2 и рисунке 1.


Таблица 2 – Результаты исследований невербальной креативности (творческого наглядно-образного мышления и воображения) (тест Е.Торренса)

Испытуемый

Беглость

Ср.балл

Оригинальность

Ср.балл

Абстрактность названия

Ср.балл

Сопротивление замыканию

Ср.балл

Разработанность

Ср.балл

Итого


Ур.

креативности

№16

16

15

10

10

10

6

10

9

91

48

27,4


Высокий

№22

21

22

6

10

62

24,2

№40

12

10

32

10

35

19,8

№09

11

6

0

10

70

19,4

№28

18

9

1

12

51

18,2

№31

19

13

6

12

37

17,4

№27

16

11

0

8

50

17

№37

16

9

12

11

35

16,6

№05

15

7

9

8

42

16,2

№23

18

9

1

9

41

15,6

№25

13

12

3

5

39

14,4

№02

15

8

0

9

39

14,2

№06

16

7

3

9

36

14,2

№29

10

2

5

9

45

14,2

№17

15

13

7

6,07

9

2,76

13

9,46

25

25,38

13,8

Средний

№32

15

9

3

8

31

13,2

№38

13

6

1

9

37

13,2

№11

20

7

3

7

28

13

№35

15

6

5

16

23

13

№36

12

8

5

12

26

12,6

№10

16

8

1

3

30

11,6

№34

10

6

2

12

27

11,4

№12

14

3

0

5

30

10,4

№20

10

5

1

16

17

9,8

№30

11

6

11

8

12

9,6

№39

14

6

4

5

19

9,6

№01

10

2

1

9

25

9,4

№14

10

9

1

4

0

2

4

6

26

11

8,2

Низкий

№07

10

2

8

6

14

8

№19

13

4

1

4

18

8

№18

9

6

0

6

15

7,2

№33

10

6

6

6

2

7,2

№24

7

3

4

4

15

6,6

№04

9

4

2

6

10

6,2

№26

10

5

0

4

11

6

№15

6

4

0

5

13

5,6

№08

10

5

1

9

2

5,4

№13

9

3

1

9

4

5,2

№21

8

1

0

11

6

5,2

№03

9

4

0

6

4

4,6



Рисунок 2 - Соотношение уровней невербальной креативности в исследованной группе


Анализ полученных результатов позволяет выявить следующие особенности творческих способностей эмпирической группы. Значимые различия в группах А и В (с высоким и низким уровнем креативных способностей) наблюдаются по всем показателям методики Торренса, но особенно заметные отличия обнаружены по «оригинальности», «абстрактности названия» и «разработанности»

Проверка другой разновидности творческих способностей - вербальной креативности в исследованной группе проводилась с помощью теста речемыслительной креативности С.А.Медника.


Таблица 3 – Результат методики вербальной креативности (тест С.А.Медника)

Испытуемый

Количество ассоциаций

(беглость)

Ср.балл

Оригинальность

Ср.балл

Уникальность

Ср.балл

Итого

Ур.

креативности

№06

1

1,025

0,86

0,55

0,63

0,49

2,49

Высокий

№01

1

0,63

0,6

2,23

№02

1

0,64

0,5

2,14

№17

1

0,53

0,5

2,03

№23

1

0,57

0,45

2,02

№28

1

0,60

0,4

2

№25

1

0,53

0,45

1,98

№03

1

0,568

0,4

1,96

№11

1

0,65

0,3

1,95

№22

1,25

0,00

0,7

1,95

№24

1,15

1,02

0,47

0,4

0,25

0,26

1,87

Средний

№05

1

0,46

0,4

1,86

№12

1

0,50

0,35

1,85

№31

1

0,50

0,35

1,85

№04

1

0,49

0,35

1,84

№39

1

0,51

0,3

1,81

№33

0,95

0,54

0,3

1,79

№36

1

0,49

0,3

1,79

№40

1

0,44

0,35

1,79

№21

0,95

0,48

0,35

1,78

№20

1

0,48

0,25

1,73

№18

1

0,31

0,4

1,71

№15

1,3

0,37

0

1,67

№38

1

0,32

0,35

1,67

№29

1

0,35

0,3

1,65

№10

1,35

0,22

0,05

1.62

№08

1

0,36

0,25

1,61

№26

1

0,41

0,2

1,61

№16

1,05

0,39

0,15

1,59

№09

0,85

0,18

0,05

1,53

№37

1

0,32

0,2

1,52

№07

1

1,03

0,39

0,23

0,1

0,11

1,49

Низкий

№19

1

0,33

0,15

1,48

№27

1

0,26

0,15

1,41

№34

1

0,25

0,15

1,40

№30

1

0,19

0,2

1,39

№32

1

0,25

0,1

1,35

№13

1

0,20

0,05

1,25

№14

1

0,09

0

1,09

№35

0,3

0,15

0,15

0,6


Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и списки типичных ответов для выборки, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать вербальную креативность людей. Используя процентильную шкалу, построенную для индекса оригинальности, индекса уникальности и для показателя «количество ответов», можно определить место конкретного испытуемого относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.


Рисунок 3 - Соотношение уровней вербальной креативности в исследованной группе

Наиболее значимые различия группы А и В (с высоким и низким уровнем вербальной креативности) по данной методике наблюдаются по показателям «оригинальность» и «уникальность». Показатель беглость во всех трех группах сравнения представлен практически в равном соотношении и, следовательно, существенной роли в дифференциации данных групп не играет.

Диагностика личностных качеств, которые по мнению ряда авторов коррелируют с креативностью проводилась нами с помощью методики Е.Е.Тунник. В концепции данной методики, чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны испытуемого. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле личности


Таблица 4 – Результат методики личностной креативности (методика Е.Е.Тунник)

Испытуемые

Любознательность

Ср.балл

Воображение

Ср.балл

Сложность

Ср.балл

Склонность к риску

Ср.балл

Сумма

Ур.

креативности

№06

24

19

14

16

20

17

18

20

76

Высокий

№02

18

19

16

22

75

№17

18

16

18

23

75

№09

21

16

16

20

73

№04

19

17

18

17

71

№10

20

17

16

18

71

№07

19

16

14

21

70

№25

17

16

18

19

70

№27

15

15

18

21

69

№13

15

15

12

14

21

15

18

16

66

Средний

№03

15

11

20

19

65

№24

19

14

15

17

65

№29

17

17

14

17

65

№39

11

18

15

20

64

№11

16

18

10

19

63

№16

16

15

13

19

63

№37

16

14

15

18

63

№38

16

16

13

18

63

№40

14

17

15

16

62

№01

14

16

16

15

61

№12

14

17

12

18

61

№18

20

12

16

13

61

№20

16

12

15

18

61

№22

15

17

13

16

61

№36

16

18

13

13

60

№15

17

12

15

15

59

№30

10

13

17

17

57

№08

16

10

14

16

56

№14

12

15

15

14

56

№21

16

12

14

14

56

№26

18

10

14

12

54

№19

13

13

14

13

53

№32

11

11

15

11

12

11

14

15

52

Низкий

№31

15

11

8

17

51

№34

15

7

14

15

51

№35

9

12

8

20

49

№33

10

9

14

15

48

№05

9

9

12

17

47

№23

11

8

10

16

45

№28

8

13

10

10

41



Рисунок 4 - Соотношение уровней личностной креативности в исследованной группе


Наиболее существенные различия по данной методике между группами А и В были обнаружены по показателям «любознательность» и «сложность», т.е. группа А (с высоким уровнем креативности) более мотивированы на поиск новой информации, а также более ориентированы на познание сложных явлений, любят ставить перед собой трудные задачи, стремятся к самостоятельности в познавательной деятельности и проявляют настойчивость в достижении цели.

Анализ взаимосвязи типов мышления и креативности позволяет сделать методика Д.Брунера

Таблица 5 – Результат методики типов мышления и уровня креативности (тест Д. Брунера)

Испытуемый

предметное мышление

Ср.балл

символическое мышление

Ср.балл

знаковое мышление

Ср.балл

образное мышление

Ср.балл

креативность

Ур.

креативности

№01

7

10

5

7

6

9

13

11

12

Высокий

№19

12

9

7

11

12

№02

11

10

11

13

11

№07

9

8

11

14

11

№14

10

4

11

9

11

№29

9

6

7

11

11

№35

13

8

13

9

11

№08

9

5

7

10

10

№09

9

7

8

13

10

№30

9

2

13

6

10

№37

8

10

7

8

10

№10

9

8

4

7

14

8

13

10

9

Средний

№16

10

7

3

9

9

№17

8

11

9

11

9

№20

9

3

9

9

9

№36

11

9

7

12

9

№38

6

11

12

11

9

№04

10

8

7

13

8

№11

8

6

5

8

8

№12

10

4

10

10

8

№15

7

11

11

6

8

№18

8

7

9

10

8

№21

11

3

6

11

8

№24

12

9

8

11

8

№27

7

7

12

11

8

№28

7

1

2

3

8

№31

9

6

5

6

8

№32

10

10

10

11

8

№33

7

9

8

13

8

№40

6

4

10

10

8

№06

6

12

5

10

7

№13

7

11

8

6

7

№22

9

8

8

12

7

№26

10

3

6

11

7

№03

9

5

6

11

6

№05

7

8

7

6

6

№23

5

4

10

7

6

№34

9

8

13

9

7

6

10

9

5

Низкий

№39

7

4

6

9

5

№25

7

9

6

9

3


Шкала оценки выраженности креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уро­вень (от 10 до 15 баллов).



Рисунок 5 - Соотношение уровней креативности в исследованной группе по методике Д.Брунера


Существенной взаимосвязи типов мышления и креативности по методики Д.Брунера в нашем исследовании установлено не было. Незначительные отличия в группах А и В были обнаружены лишь по уровню знаково-символического мышления, т.е учащиеся с высоким уровнем креативности более предрасположены к преобразованиям информации в символической форме и лучше умеют ее обобщать в понятийной форме.

Таблица 6 - Интегральный показатель креативности по 4 методикам

Тип креативности

№ испытуемого

Выраженность уровня у испытуемых

Вербальная (высокий уровень)

№01 №02 №03 №06 №11

№17 №22 №23 №25 №28

№01 №02 №06 №09 №17 №22 №23 №25 №28 №29 №37

Невербальная (высокий уровень)

№02 №05 №06 №09 №16

№22 №23 №25 №27 №28

№29 №31 №37 №40

Личностная (высокий уровень)

№02 №04 №06 №07 №09

№10 №17 №25 №27

Креативность (Д.Брунер) (высокий уровень)

№01 №02 №07 №08 №09

№14 №19 №29 №30 №35

№37

Вербальная (средний уровень)

№04 №05 №08 №09 №10

№12 №15 №16 №18 №20

№21 №24 №26 №29 №31

№33 №36 №37 №38 №39

№40

№03 №05 №10 №11 №12 №15 №16 №18 №20 №21 №24 №26 №27 №30 №31 №36 №38 №39 №40

Невербальная (средний уровень)

№01 №10 №11 №12 №17

№20 №30 №32 №34 №35

№36 №38 №39

Личностная (средний уровень)

№01 №03 №08 №11 №12

№13 №14 №15 №16 №18

№19 №20 №21 №22 №24

№26 №29 №30 №36 №37

№38 №39 №40

Креативность (Д.Брунер) (средний уровень)

№03 №04 №05 №06 №10

№11 №12 №13 №15 №16

№17 №18 №20 №21 №22

№23 №24 №26 №27 №28

№31 №32 №33 №36 №38

№40

Вербальная (низкий уровень)

№07 №13 №14 №19 №27

№30 №32 №34 №35

№04 №07 №08 №13 №14 №19 №32 №33 №34 №35

Невербальная (низкий уровень)

№03 №04 №07 №08 №13

№14 №15 №18 №19 №21

№24 №26 №33

Личностная (низкий уровень)

№05 №23 №28 №31 №32

№33 №34 №35

Креативность (Д.Брунер) (низкий уровень)

№25 №34 №39


В таблице 6 по интегральным показателям креативности высокий и низкий уровень креативности я определил по первым двум методикам «невербальной креативности» и «вербальной креативности», две другие методики я рассматривал только как вспомогательные. Особенно показательно, где испытуемый имеет высокий показатель сразу по двум первым методикам, или по одной из первых и по вспомогательным. Я определил данных испытуемых в группу (А, Б, В) в соответствии с интегральными показателями креативности (высокий, средний и низкий). 



Рисунок 6 - Соотношение уровней креативности в исследованной группе (интегральный показатель)

Итого в составе высококреативной группы у нас 11 человек, в низкокреативной 10, среднекреативной 19. Такое соотношение результатов вполне соответствует шкале нормального распределения Гаусса.

Анализ результатов исследования взаимосвязи волевых качеств личности и уровня креативности

В данном части мы представили результаты исследования уровня волевых качеств личности в каждой из групп сравнения - А, Б, и В. Показатели волевых качеств (терпеливости, упорства, настойчивости и решительности) группы А, Б и В (с высоким, средним и низким уровнем творческих способностей) представлены в таблице 7, 8 и 9)


Таблица 7 – Сравнительные показатели уровня волевых качеств личности в группе А (с высоким уровнем креативности)

№ испытуемых группы А.

терпеливость

упорства

настойчивость

решительность

№01

13

14

15

15

№02

13

12

8

12

№06

15

15

17

4

№09

11

14

15

9

№17

12

15

16

2

№22

11

11

9

10

№23

11

7

11

2

№25

16

15

11

3

№28

9

15

15

12

№29

9

10

5

14

№37

9

10

3

10

Средний

балл

12

12

11

8


Таблица 8 – Сравнительные показатели уровня волевых качеств личности в группе Б (со средним уровнем креативности)

№ испытуемых группы Б.

терпеливость

упорства

настойчивость

решительность

№03

11

15

15

1

№05

11

9

5

6

№10

8

11

12

1

№11

11

14

11

9

№12

8

13

8

4

№15

14

16

7

10

№16

10

8

9

12

№18

13

13

18

7

№20

4

10

5

4

№21

15

13

12

11

№24

12

12

12

6

№26

8

16

10

9

№27

0

6

10

3

№30

9

10

5

7

№31

9

7

2

13

№36

15

9

5

9

№38

12

11

11

9

№39

5

7

4

8

№40

10

13

12

15

Средний

балл

10

11

9

8


Таблица 9 – Сравнительные показатели уровня волевых качеств личности в группе В (с низким уровнем креативности)

№ испытуемых группы В.

терпеливость

упорства

настойчивость

решительность

№04

12

14

14

3

№07

10

7

9

1

№08

18

17

18

5

№13

14

15

16

0

№14

12

11

13

13

№19

8

9

15

2

№32

7

10

8

9

№33

8

13

12

4

№34

13

15

13

10

№35

15

13

17

5

Средний

балл

12

12

13

5


Для более удобного анализирования показателей привожу диаграмму на рисунке 7.

Рисунок 7 - Сравнительные показатели групп А, Б, и В с показателями волевых качеств личности


Исходя из полученных данных, изображенных на рисунке 7, видно, что показатели волевых качеств примерно одинаково выражены в трех группах сравнения, значимых различий не наблюдается, за исключением показателя «решительность», который значительно более представлен в группах А и В и менее выражен в группе В. То есть на уровне средних значений можно сказать, что уровень развития базовых волевых качеств мало сказывается на общем уровне креативности (кроме показателя «решительность»). Некоторые волевые качества в группе с низкими показателями креативности выражены даже сильнее (например, настойчивость). В целом группа волевых качеств в исследованных подгруппах выражена весьма неоднородно и балловые оценки по этим показателям имеют весьма значительный разброс. Так в высококреативной группе А показатель терпеливости колеблется от 9 до 15 баллов, упорства от 7 до 15, настойчивости от 3 до 17, а решительности от 2 до 15! При таком разбросе данных говорить о предсказуемом влиянии этих волевых качеств на интегральный показатель креативности не приходится, а средний балл по данным показателям вряд ли является информативным. Возможно, более значимые связи могут наблюдаться на уровне отдельных творческих способностей и волевых качеств личности. Для этого мы провели корреляционный анализ волевых и креативных качеств личности в исследованной группе.

Математическая статистика интегральных показателей волевых качеств личности и креативности

Для более точного результата взаимосвязи я решил провести корреляционный анализ каждого показателя из двух переменной (воли и креативности) и проявление в совместной вариации, при изменении одного показателя имеет место тенденция изменения другого.

Такая взаимосвязь называется корреляцией, а раздел статистики, который занимается взаимосвязями – корреляционный анализ.

Для выполнения корреляционного анализа я взял линейный коэффициент корреляции r-Пирсона, мной были выбраны значимые показатели креативности:

  • Беглость невербальное

  • Оригинальность невербальное

  • Абстрактность названия

  • Сопротивление замыканию

  • Разработанность

  • Беглость вербальное

  • Оригинальность

  • вербальная

  • Уникальность

  • Любознательность

  • Воображение

  • Сложность

  • Склонность к риску

а также волевые качества личности:

  • Терпеливость

  • Упорства

  • Настойчивость

  • Решительность

на каждый из показателей взяты средние значения как воли, так и креативности, которые отражены в таблицах: 2,3,4,7,8,9.

Значения r корреляции Пирсона может изменятся в интервале от -1 до +1.

Знак r означает, увеличивается ли одна переменная по мере того, как увеличивается другая (положительный r), или уменьшается ли одна переменная по мере того, как увеличивается другая (отрицательный r).

Величина r указывает, как близко расположены точки к прямой линии. В частности, если r = +1 или r= -1, то имеется абсолютная (функциональная) корреляция по всем точкам, лежащим на линии.

Если r=0, то линейной корреляции нет (хотя может быть нелинейное соотношение). Чем ближе r к крайним точкам (±1), тем больше степень линейной связи.


Таблица 10 – Корреляционная матрица

Корреляция

Пирсона

Терпеливость

Упорства

Настойчивость

Решительность

Беглость невербальное

-0,250

-0,358*

-0,203

0,064

Оригинальность невербальное

-0,150

-0,232

-0,233

0,118

Абстрактность названия

-0,068

-0,174

-0,229

0,262

Сопротивление замыканию

0,109

-0,03

-0,049

0,231

Разработанность

-0,185

-0,330*

-0,193

0,371**

Беглость вербальное

-0,147

-0,040

-0,249

0,027

Оригинальность

вербальная

0,110

0,161

0,015

-0,032

Уникальность

0,216

0,125

0,081

0,102

Любознательность

0,240

0,253

0,193

-0,126

Воображение

-0,099

-0,152

-0,162

0,198

Сложность

0,071

0,306

0,293

-0,360*

Склонность к риску

-0,098

-0,177

-0,091

-0,335*


Из результатов корреляционной матрицы в таблице 10 видно, какие волевые качества и каким образом сказываются на уровне творческих способностей. Значимая положительная корреляция (в таблице обозначена **) установлена только между показателями разработанность и решительность, значимая отрицательная корреляция (в таблице обозначена *) установлена между показателями упорство и невербальная беглость, разработанность и упорство, сложность и решительность, склонность к риску и решительность. По большинству остальных волевых и креативных качеств личности значимых корреляций в нашем исследовании не установлено.

Таким образом, нам удалось уточнить и частично подтвердить рабочую гипотезу. Влияние волевых качеств личности на уровень творческих способностей или вообще не сказывается, или даже в некоторых случаях влияет отрицательно. Единственное волевое качество, которое в нашем исследовании положительно сказалось на креативных характеристиках это «решительность», по этой же характеристике группа А (высококреативные) и группа В (низкокреативные) статистически значимо отличались.


____________ Командиров С.Ю


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!