Разработка.
Урок- исследование «Математика и музыка» ( 8 класс)
Учитель: Мигинская Людмила Михайловна
Цели:
Провести исследование связи между музыкой и математикой, рассмотреть несколько музыкальных произведений, взятых из разных направлений.
Доказать тесную взаимосвязь математики и музыки.
Воспитывать эстетический вкус. Прививать любовь математике, посредством связи с музыкой.
Наглядность и оборудование.
Портреты Пифагора, Эйнштейна и Свиридова.
Песня «Время, вперёд!»
Волшебный квадрат Пифагора.
Песни о математике и о школе.
Таблица с нотами и долями.
Вводная беседа
Объявление цели и задач урока.
Учитель. О связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные. Например:
-Пифагор именно в музыке нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число». Об этом сегодня и будет разговор (демонстрация портрета Пифагора)
-Эйнштейн сказал: « Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мышления» (демонстрация портрета Эйнштейна)
Об этом можно привести ещё много высказывание знаменитых математиков.
Задача нашего урока доказать это, начнём с прослушивания произведения. Свиридов Георгий Васильевич - композитор и пианист он написал произведение, которое называется «Время, вперёд!» Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя (прослушивание музыки).
- Как будто ракета взлетает, новые достижения, движение вперёд!
- Развитие каких-то событий (важных)
- Мелодия взлетает всё выше и выше.
Какое это произведение мелодичное или ритмичное? ( ритмичная)
Что же такое ритм? Ритм- идёт отстукивание, чередование длительности звуков или выполняется какой-то порядок.
А возможно ли это без участия математики? (Нет)
Попробуем это доказать. Когда мы произносим слово ритм, наши мысли обращаются к музыке, и это верно, ведь ритм один из важнейших элементов музыки, но ритм можно обнаружить и среди чисел.
(Демонстрируется порядок закономерности на примере волшебного
квадрата четных чисел Пифагора)
Мы уже сказали, что ритм - это чередование длительности звуков (слабых и сильных)

Демонстрируется таблица №1
Вы видите, что дроби широко используются в музыке. Сразу понятно -насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.
Давайте, используя таблицу, решим несколько примеров
(Таблица 2)
Ответы: І.сравнить
3)
¼ больше 1/8
2)
4)
1
І І.Проверить равенства:




4)


Но этого недостаточно для написания (создания) музыки. Чтобы записать слова используют буквы, а музыку- ноты.
Сколько всего нот? (7)
Где ещё в жизни в природе встречается это число?
(Семь цветов радуги; Семь чудес света; Семь морей( так считали в древности); пословицы)
Учащиеся приводят свои примеры
Параллелограмм- есть такое понятие в музыке. Сколько пар параллельных прямых в слове НОТЫ (3).
Приведите примеры изученных в 8 классе в фигур, у которых есть пары параллельных отрезков.
Параллели можно обнаружить и в самом звучании музыки:
*звучит песня о математике*
Сколько здесь голосов? (мужских и женских)
Наблюдается здесь параллельность?
Одновременное (параллельное) звучание двух голосов (женских выше мужской ниже, но красиво, да?)
Параллельного могут звучать голоса, музыкальное сопровождение
Звучания голосов в хоре
Музыку можно изобразить с помощью нот и математического графика (изображение графиков)
Давайте проведем музыкальное математическую викторину, которую подготовили ученики.
Рассмотрим понятие противоположность.
Весь мир состоит из противоположностей:
В математике: плюс – минус, прямая – кривая, чётное – нечетное число, больше – меньше, сложение – вычитание. (Придумайте ещё примеры противоположностей)
В музыке:
Быстро – медленно, громко – тихо, одногласие – многогласие, высокое – низкое. (Придумать ещё примеры)
Заключение. Подведем итог.
Наш урок - исследование продемонстрировал тесную связь музыки и математики, в них есть много общего. Общие понятия, какие? (Параллельность, противоположность, симметрия построения). Общие черты в использовании специальных символов(каких?). Занимаясь музыкой человек тренирует свои математические способности.
Цель урока достигнута, задачи выполнены.
Вывод: Математика может развиваться без музыки, ф музыкальное искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без неё. Музыка есть таинственная арифметика души: она вычисляет сама того не осознавая.
А сейчас, послушаем песни, посвященные математике.