СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи детей раннего возраста»

Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи детей раннего возраста.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались. Детки с речевыми патологиями чаще бывают малоподвижны, с ограниченным объемом движений или, наоборот, гиперактивны, хаотичны, непоследовательны. Педагоги знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Игры и упражнения на мелкую моторику руки являются хорошим средством для стимулирования речи.

Ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой игры заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Мелкая моторика развивается игрой. Существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Тем, что у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др., то сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы.

Все это самым непосредственным образом отражается на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что «уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в раннем и дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.»

Таким образом, посредством пальчиковых игр и упражнений можно не только осуществлять развитие мелкой моторики детей раннего возраста, но и активизировать их речь, мышление, внимание, память, улучшать пространственную ориентацию, начать подготовку руки к письму на бумаге.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!