СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ» (Игры на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ» (Игры на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)»



Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН (академия педагогических наук) считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.



Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.



4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был? ", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.



Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.








«Наши пальчики играют»

(Игры на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

I. Введение:

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

II. Актуальность:

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он





продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторике с детьми раннего возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, проведение игровой артикуляционной гимнастики. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.

Проблема:

Наблюдая за детьми в группе раннего возраста детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.

Вот поэтому я разработала минипроект по развитию мелкой моторике «Наши пальчики играют».

III. Паспорт проекта: Цель проекта:

Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий.

Задачи проекта:

Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми раннего возраста

Приобрести игровые пособия по развитию мелкой моторики с детьми группы.

Разработать картотеку пальчиковых игр.





Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми.

Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук.

Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Привлечь родителей к помощи по работе над данным минипроектом.

Создавать в семье благоприятные условия для проведения работы по развитию мелкой моторики у детей.

Тип проекта: игровой, групповой, творческий, практический.

По времени реализации: краткосрочный

Участники проекта:

воспитатель Субботина Наталья Ивановна, дети раннего возраста и

родители детей группы

Сроки реализации: 1 месяц - Октябрь

Принципы реализации проекта:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.

  • Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.

  • Принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

  • Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.

  • Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

  • Комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.

  • Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Организация работы по проекту:

Изучение литературы, составление картотеки пальчиковых игр, разработка перспективного плана работы на месяц,



проведение родительского собрания и анкетирование родителей, подбор консультативного материала, использование пальчиковых игр и игр по сенсорике и с игровыми пособиями, участие родителей в работе над минипроектом.

IV. Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (Направления Мероприятия)

1. Повышение своей профессиональной компетентности

  • подобрать и изучить соответствующую методическую литературу;

  • составить картотеку игр для развития мелкой моторики;

  • разработать перспективный план на месяц.

2. Изучение уровня детей.

  • провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике на начало месяца.

3. Взаимодействия с родителями.

  • провести родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук

у детей раннего дошкольного возраста»;

  • привлечь родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

4. Пополнение материально – технической базы.

  • распределить развивающую среду по зонам;

  • изготовить дидактические пособия.

II этап – практический (Направления Мероприятия)

1. Работа с детьми.

Работу по мелкой моторике проводить во всех воспитательно – образовательных блоках:

  • в специально организованной деятельности;

  • в совместной деятельности воспитателя с детьми;

  • в самостоятельной деятельности детей.



2. Работа с родителями.

  • провести анкетирование;

  • консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике»;

  • индивидуальные работы, домашние задания;

  • изготовить папку – передвижку «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».

3. Работа с педагогами

  • консультация для воспитателей;

  • «развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

III этап – заключительный (Направления Мероприятия)

1. Работа с детьми

  • провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике в конце месяца

2. Работа с родителями.

  • показ игры с использованием пособий по развитию мелкой моторики.

3. Работа с педагогами.

  • выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

V. Основная задача проекта:

Повысить уровень развития мелкой моторики детей через использование разнообразной игровой деятельности детей, игровых пособий и проведение пальчиковых игр.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

  • повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;

  • дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;

  • станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.





Родители:

  • повысится интерес у родителей к данному вопросу;

  • расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;

  • родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;

  • помощь и участие в разнообразных мероприятиях.

Педагоги:

  • разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста;

  • установится эмоциональный контакт с ребенком;

  • будут стремиться взаимодействовать с родителями.

VI. Мониторинг

  • для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры необходимо проводить диагностику исходного уровня развития детей для дальнейшей работы по данной проблеме;

  • схема изучения уровня развития навыков по мелкой моторике детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр.

1. Сжимание пальчиков в кулачок Упражнение «Сожми кулачек»

Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем – Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть).

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики.





Упражнение «Фонарики»

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить) Фонарики погасли! (пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.













2. Соединение двух пальчиков в колечко Упражнение «Очки»



Исходное положение. Сделать двумя руками колечки.

Поднести к глазам, имитируя очки.

Вот колечки - посмотри! Превращаются в очки!







3. Сгибание пальчиков по очереди Упражнение «Сорока ворона кашу варила»

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот – большой – воду носил, этот – указательный – дрова колол,
Этот –
средний – печку топил, этот – безымянный – кашу варил.
А ты –
мизинчик – за водой не ходил. Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Не будет тебе каши!»







Повторение за воспитателем логоритмических движений



4. Упражнение «Снегирек»

Сел на ветку снегирек (медленно поднять обе руки на плечи, вращательные

движения плеч имитируют движение крыльев птицы).


Брызнул дождик (руки вверх, сжать-разжать пальцы, имитируя брызги).

Он промок (пальцы сжать в кулаки, руки с силой прижать к груди, как будто

замерзли).






5. Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол,

стул)

Упражнение из ладошек «Стул», «Стол»

Уровень развития мелкой моторики детей 2-3 лет

Вариант 1. Стул

Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально,

пальцами вверх - это "спинка" стула.

К ней приставить кулачок правой руки - это "сиденье".





Спинка и сиденье - Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим, Друг на друга поглядим!



Вариант 2 (усложнённый)

Менять положения рук попеременно на счёт "раз-два". "Раз": левая рука - "спинка", правая рука - "сиденье". "Два": правая рука - "спинка", левая рука - "сиденье".

Вариант 1. Стол

Исходное положение. Левую руку сжать в кулак - это "ножка" стола. Сверху накрыть "ножку" выпрямленной ладонью правой руки - это "крышка" стола.

















Кулачок - это толстая ножка. Сверху крышка - наша ладошка.

Маленький столик. Время идёт... Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

Вариант 2.

На счёт "раз-два" поочерёдно менять положение рук.

















VII. Перспективный план проведения пальчиковых игр



Название

Цель

1

«Сорока-сорока»

1. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь.

2. Побуждать проговаривать окончание строчки.

3. Доставить удовольствие детям.


2

«Ладушки-ладушки»


Ладушки- ладошки

1. Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу.

2. Развивать ощущение собственных движений.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.


3

«Семья»

1. Активизировать движения пальцев рук.

2. Активно развивать речевой запас слов

3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.


4

«Этот пальчик хочет спать»


«Пальчики в лесу»

«Пальчики»


1. Развивать моторику пальцев рук.

2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.


5

«Кто проснулся»

1. Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом.

2. Активизировать движения пальцев рук.








Сорока-белобока

 Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый делает указательным пальцем круговые движения по ладошке ребенка)

Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка)

этому дала, (загибаем безымянный пальчик)

этому дала, (загибаем  средний пальчик)

этому дала, (загибаем  указательный пальчик)

а этому не дала: (слегка потрясти ребенка за большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил, нет тебе ничего! ( щекочет ребенка)

Ладушки-ладушки

Ладушки вы, ладушки. (хлопаем в ладошки)
- Где были? - У бабушки.
- А что ели? - Кашку.
- А что пили? - Бражку.
- А что на закуску? - Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели. (
поднимаем ручки высоко над головой)
На головку сели. (
касаемся ручками головы)

Ладушки- ладошки

Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки, (изображаем, как мы моем ножки) 
Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой) 
Ладушки - ладошки. (крутим ладошками над головой)

Наварили кашки,
Помешали ложкой, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке) 
Ах, какие ладушки, Ладушки - ладошки.
Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой) 
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки,  Ладушки - ладошки. 
Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щеку) 
Отдохнуть немножко. 
Ах, какие ладушки,  Ладушки - ладошки.





Семья

Берем ладошку ребенка

Этот пальчик дедушка. (загибаем  большой пальчик)

Этот пальчик бабушка. (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик папочка. (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик мамочка. (загибаем безымянный пальчик)

Ну а этот пальчик Я. (загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья! (ребенок распрямляет все пальчики)

Этот пальчик хочет спать

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул, Этот пальчик уме заснул.

Ну а этот долго спал, А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

(Берем ладошку ребенка и на каждый счет поочередно загибаем пальчики. Получился кулачок)

Этот пальчик в лес пошел, (разгибаем мизинчик)

этот пальчик гриб нашел, (разгибаем безымянный пальчик)

этот резал, (разгибаем средний пальчик)

этот ел, (разгибаем указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел! (разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку малыша)





Пальчики

Этот пальчик хочет спать. (загибаем мизинчик малыша)

Этот пальчик лег в кровать.   (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний пальчик)

Этот сразу же уснул. (загибаем указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. (загибаем большой пальчик)

Солнце красное взойдет, утро ясное придет,

Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!

(поднимаем  ручку малыша и распрямляем все пальчики).

Впоследствии ребенок будет распрямлять пальчики сам. Повторить игру с другой рукой.

Кто проснулся?

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? (погладить глазки указательными пальцами)

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? (ладонями помассировать уши)

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись? (умывающие движения рук)

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? (похлопать ладонями по коленкам)

С добрым утром, солнце!

Я — проснулся! (вытянуть руки вверх)











VIII. Итоги работы над проектом:

Результативность:

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей раннего возраста. У детей повысился интерес к различным упражнениям и дидактическим играм, играм с мелкими предметами, тренажёрами. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторике в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

Вывод:

Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.

Перспектива:

  • продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше;

  • накопить материал по данной теме.





Содержание:

I. Введение

II. Актуальность

Проблема

III. Паспорт проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Тип проекта

По времени реализации

Участники проекта

Сроки реализации

Принципы реализации проекта

Формы и методы организации

IV. Этапы реализации проекта

V. Основная задача проекта

Ожидаемые результаты

VI. Мониторинг

VII. Перспективный план проведения пальчиковых игр

VIII. Итоги работы над проектом

Результативность

Вывод

Заключение

Перспектива

IX. Перечень используемой литературы

X. Приложение к проекту



Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

1.                    «Наши ручки»
Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.


Вытягивают ручки вперед
Показывают ручки.

Спрятали ручки за спину
Опять показывают ручки.

2.                       «Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!



Сложить кулачки обоих рук
Бьют кулачками.

3.                          «Очки»
Бабушка очки надела
И детишек разглядела.
И детишки очки надели
Бабушку разглядели.




Колечки подносят к глазам

Дети повторяют действия за

воспитателем.

4.                «Дождик, дождик»
Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.



Дети повернули ладошку кверху и
Указательным пальцем имитируют
Капельки дождя и повторяют за

взрослым: «Кап..»

5.                       «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка:
Пых, пых…



Дети обе сложенные ладони
поворачивают влево и  вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»


6.             «Надоели нам дожди»
Дождик, дождик! Подожди!
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.

 



Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»

 

7.          «Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки,
Маслом поливала,
Деткам давала: «На-на-на»




Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»

    8.                     «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
 Разожмутся,
То зароются в песке.


Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова
текста.

    9.        «Ноги ходят по дороге»
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.

Четыре пальца правой руки

постукивают по левой руке, дети

повторяют текст за взрослыми.

 

10.          «Еду к деду, еду к бабе»
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровненькой дорожке,
На одной ножке
Гоп- гоп- гоп…

Дети катают карандаш между

Ладонями и повторяют слова за

взрослыми: «Гоп-гоп-гоп»

11.                  «Катя гуляет»
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя по дорожке идет
Топ- топ- топ..

Дети катают карандаш между ладонями
и повторяют слова: «Топ- топ- топ».

12.                              «Белка»
Я – белка в шубке меховой,
Пушистый хвост –
Помощник мой,
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:
«Прыг-скок, прыг-скок»

13.                «Пришла весна»
Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.


Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.

14.                    «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим,


Мы капустку солим, солим

Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.



Движения ладонями вверх, вниз.


поглаживание подушечек пальцев.
потираем кулачок о кулачок.

сжимаем и разжимаем кулачки.

15.                    «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок

Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
 «чок-чок ,чок-чок»

16.          «Хоровод среди цветов»
Хоровод среди цветов,
Вокруг розовых кустов.
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех,
круговыми движениями кистей
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

17.                «Колокольчики»
Динь-динь, динь-динь
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динт-динь, динь- динь.

У ребенка в ладонях грецкий орех.
Круговыми движениями кистей рук
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

18.       «Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

Дети загибают пальчики на левой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.


19.      «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

20.            «Дружат наши дети»
Дружат наши дети
Девочки и мальчики.
Мы с тобой  подружим
Маленькие пальчики.


Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

21.                   «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.


Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

По ходу чтения, загибается на ручке
ребенка  пальчик, начиная с большого пальчика.

22.                    «На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.


Сгибают пальчики поочередно в кулачок.

23.                        «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа по дорожке

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.


Дети по очереди разгибают пальчики,
сжатые в кулачок.
Дети показывают растопыренные пальцы руки.
Провести указательным и средним пальцами по столу.
Сложив пальчики «щепоткой»,
делать бросающие движения.
Дети машут кистями рук.

24.             «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.


Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.

25.         «На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

Сложить ладони домиком, так, чтобы
большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и
соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом,
только широко расставлены.

26.       «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.


Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Дети поочередно загибают пальчики
руки.

 





Дети машут кистями рук.

27.                      «Сорока»
Сорока – белобока,
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Указательный палец правой руки делает
Круговые движения на левой ладони.

Поочередно, загибаем пальцы левой
руки.

 

Большой палец поднять вверх.

 28.           «Из-за леса, из-за гор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.

29.  «В гости к большому пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя


Поднять вверх большой пальчик

Соединить вместе пальцы, которые перечисляются.
Сжать пальцы обеих рук и постучать
друг об друга.

Ритмично сжимать и разжимать кулак.

30.            «Мальчик-пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.


На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.
Затем поочередно загибать пальцы рук.

31.                       «Белка»
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,


Заиньке усатому.


Пальчик с лисичкой кланяется
Пальчик с воробышком кланяется
Пальчик с синичкой кланяется
Пальчик с мишкой кланяется
Пальчик с зайчиком кланяется.

32.               «Улитка, улитка»
Улитка, улитка!
Дам кусочек пирога,
Пышки
Ватрушки,
Сдобные лепешки,
Покажи свои рога,
Высуни рожки.

Сжать все пальчики в кулак.
Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец.
Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.

33.                   «Человечки»
Побежали вдоль реки,
Дети на перегонки.
Побежали, побежали
Никого мы не догнали.

Пальцы сначала одной руки бегут
 по поверхности стола, потом пальцы
другой руки бегут по столу.

34.                       «Утята»
Ты утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.


Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно  обеих рук.

35.                  «Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.


Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.

36.        «Встали наши пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж зевнул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.

Остался один большой палец.

 

Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.

37.             «Полетели птички»
Полетели птички,
Птички-невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.

Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.

38.         «Повстречал ежонка еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец, как живешь?

Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного



пальцев и мизинца.

39.                    «За работу»
Ну-ка братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.

 

 

Энергично шевелить пальцами.

40.                        «Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать
.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

41.          «Две веселые лягушки»
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки  в кулачки и кладут
их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

42.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.

Дети сжимают пальцы в кулачки,
а затем расслабляют их и разжимают.

43.                    «Пальчики»
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки.

44.           «Мы рисуем бегемота»
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
 И кивает головой.

Дети сгибают руки в локтях,
Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная
С большого пальца правой руки.

45.     «Пальцы в гости приходили»
Пальцы в гости приходили,
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли: Думали, что страшный зверь.

Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.

46.                        «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.


Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.


Затем то же самое проделывают левой рукой.

47.
Вася, Петя, Миша, Боря
Сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают,
Вместе  ножками качают.

Упражнение выполняют стоя.
Дети немного приподнимают  руки,
Так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками
(без больших).

48.                      «Зайчата»
Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.

49.                      «Карась»
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.


Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево.

50.               С добрым утром!
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам.

Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.
Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

51.                  «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.

На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые


Дружные и смелые.





Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.

Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Сжимают и разжимают кулачки.

 

Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.

52. «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот  мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.

Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.

53.              «Веселые мышата»
В домике у Миши
Веселые мыши
Скачут и играют
Горюшка не знают.
Только Миша за порог,
Шасть по норкам и молчок.

Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает.

54.         «Скорее, мышка, домой»
Это мышка-норушка,
А это ее избушка
Скорее мышка домой
И дверь за собой закрой. 


Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком.
Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы.

55.             «Пальчик ест кашу»
Этот пальчик воду носит.
Этот пальчик сыплет просо.
Этот пальчик кашу варит.
Этот пальчик кашу ставит.
А этот пальчик ест да хвалит.
Он ел, оттого и потолстел.


Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика.

56. «Утро настало»
Утро настало.
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, середка!
- и крошка Митрошка!
Привет, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.

Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.



57. «Моя семья»
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу я сосчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я –
Вот и вся моя семья!



Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.

58.              «Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.

Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.

Поочередно загибают пальчики.

59.«Пальцы – дружная семья»
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! указательный забыли.
Будем их соединять
И движения выполнять..

Мы рога козы покажем

И  рога оленя даже..

Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,
Надо с пальчиками дружить
!


Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.
Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.

Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове.
Широко раздвигаем пальцы обеих , скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.
Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.
Каждый палец руки поочередно
Присоединяем к большому.

60.
Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.


Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу.
Ритмичные движения указательными пальцами.
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленное движение пальцев безымянных.
Имитир. Прыжки мизинцами.


Хлопок руками по столу.

61.                   «Замок»
На двери висел замок

Кто открыть его бы мог?

Покрутили.

Постучали

И открыли.

 

Ритмичные  быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.
Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.
Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.
Пальцы расцепляются, ладони в сторону.

62.                    «Апельсин»
Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.



Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

63.                      «Прятки»
В прядки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.



Сжимание и разжимание пальцев.









Перечень используемой литературы:

  • Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва: «Рипол плассик», 2008;

  • Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

  • Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

  • Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

  • О. А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр», Астрель, 2010 г;

  • А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Москва, 2006 г;

  • Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры» (пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет), Ювента, 2015 г;

  • Шарикова Е. «Пальчиковые игры»(развиваем мышление, мелкую моторику речь) , Стрекоза, 2013 г;

  • Сидоренко, Л. «Мои пальчики расскажут» // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. – С. 67-70.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!