СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь психологических характеристик и успеваемости учащихся 6 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь психологических характеристик и успеваемости учащихся 6 классов»

Теоретическое - исследование по теме:

«Взаимосвязь психологических характеристик и успеваемости учащихся 6 классов»

(для педагогического совета)

По общепринятой схеме роста и развития и их возрастных границ шестиклассники (дети в возрасте 11-12 лет) находятся на границе между вторым детством (8-12лет для мальчиков и 8-11 лет для девочек) и началом подросткового возраста (13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет для девочек). С точки зрения физиологического развития шестиклассники находятся на границе периодов, когда в 10-11 лет ускоряется развитие и замедлен рост и началом периода полового созревания ( с 11-12 до 15 лет) когда происходит сильное увеличение темпов роста и развития[6].

Основной периодизацией психического развития ребенка в России считается периодизация по Д.Б. Эльконину. Согласно возрастной периодизации по Д.Б.Эльконину шестиклассник, ребенок в возрасте 11-12 лет, находится в самом начале этапа отрочества в зоне кризиса в момент, когда операционно-техническая сфера переходит в мотивационно-потребностную. По Д.Б.Эльконину кризис 11-12 лет является кризисом отношений, в результате которых развиваются новые направления и ориентации в отношениях[19].

По А. Н. Леонтьеву личность – это такое системное качество, которое приобретается в различных социальных отношениях, в которые вступает индивид своей деятельностью, при этом развиваясь как личность и становясь личностью. И процесс перехода на следующую ступень онтогенеза индивидуален для каждого ребенка и зависит от его особенностей, системы воспитательных мер и характера развития общества.

Учащиеся шестого класса по возрасте находятся на первой и второй стадии подросткового периода (по Д.И. Фельдштейну ). Первая стадия 11 -12 лет характеризуется процессом принятия себя ребенком. Подростки пытаются охарактеризовать себя, найти положительные и отрицательные черты, и в это же время переживают от неумения это сделать. На этом этапе личностная рефлексия выражается в отдельных поступках детей. Особенностью этого периода является желание детей утвердиться в своей взрослости, добиться принятия факта их взросления. Но большей частью взрослость формируется на уровне « я хочу».

Вторая стадия 12-13 лет критическое (больше отрицательное) отношение к себе идет параллельно с потребностью в самоуважении и положительном отношении к себе как личности. На данном этапе основными являются особенности взаимоотношений с окружающими людьми и анализирование черт своего характера. Формирование взрослости с этапа « я хочу» переходит на уровень « я могу», на уровень человека с ответственной социальной ролью.

Особенностью данного этапа развития является выбор младшим подростком идеала для подражания. На первой стадии это конкретный определенный человек. Но уже на второй стадии происходит обобщение идеала. Дети хотят быть похожими на известных людей (спасателей, спортсменов и т.д.).

Важным показателем развития личности является ее направленность и интеллектуально-эмоциональная активность. На первой стадии ребенок старается попробовать все, на все не хватает времени. И уже на второй стадии интересы выравниваются, и подросток выбирает для себя одно или два занятия[36].

Основное значение на этом этапе развития личности начинают приобретать мотивы поведения и деятельности, в том числе и учебной. Мотив ( по Л.И.Божович) – это «то, ради чего осуществляется деятельность, в отличии от цели на которую эта деятельность направлена» [7. ]То есть мотив –это все что вызывает у ребенка активность это и чувство долга, оценка, приятое решение, интерес, стремление к награде. Мотивы показывают характер отношения младшего подростка к самому себе, к окружающим его людям, к социуму, а также характеризуют уровень его самосознания и социальной ответственности. Л.И. Божович выделяет две категории учебных мотивов это познавательные мотивы, включающие в себя потребность в интеллектуальной активности и потребность в овладении новыми умениями, навыками, знаниями и социальные мотивы, связанные с потребностью в общении, оценке ребенка другими людьми и с потребность занять свое место в коллективе или завоевать авторитет. Для успешной учебной деятельности необходимо присутствие обоих категорий. На первой стадии большее влияние имеют познавательные мотивы, а на второй идет смещение в сторону социальных мотивов из-за потребности подростка определиться в системе общественных отношений. [7]

Основные изменения, которые происходят с младшими подростками (по Д.Б.Эльконину и Т.В.Драгуновой) выражаются в том, что большое влияние приобретает сфера общения, которая дает возможность установлению отношений в коллективе, появляющееся чувство взрослости как формы самосознания, смысл учебной деятельности состоит в самосовершенствовании и самообразовании, новым этапом в становлении самосознания включающим в себя изменения в поведении связанные с представлением о себе и оценкой окружающими этих представлений.

Мышление младших школьников развивается в непосредственной зависимости от памяти, для подростков процесс мышления состоит в установлении логических связей в материале и процесс вспоминания представляет собой выстраивание этих связей для восстановления материала[21]

По А.Н. Леонтьеву на данном этапе развития идет замедление эффективности непосредственного запоминания при этом наблюдается рост эффективности опосредованного внимания [21].

На данном этапе развития значимость оценки изменяется. В начальной школе положение в классе зависит от получаемых оценок, а младший подросток может занять высокое место за счет проявления других качеств и значимость оценки снижается. Уровень значимости оценок и построение отношений с учителем учитывает коллективное мнение класса.

Общий невысокий уровень учебной успеваемости в среднем звене обусловлен многими причинами, среди которых пробелы в знаниях, при возрастных изменениях в организме происходит временное снижение работоспособности, проявления психических заболеваний. И если в начальной школе повышение успеваемости с помощью дополнительных занятий приводит к улучшению отношений со сверстниками, повышению самооценки и психологического благополучия, то в среднем звене скорее наоборот повышение успеваемости не решает личностных проблем подростка.

Выводы по I главе

Шестиклассник – ребенок, находящийся на стадии кризисного перехода к подростковому возрасту. К потребностям этого возраста относятся потребность в общении, для определения своего места в коллективе одноклассников. Так же потребность в самопознании, которая выражается в поиске своих границ и возможностей в рамках ведущей деятельности, потребность в оценке себя с положительной стороны в общении со сверстниками и авторитетных для них взрослых, и в проявлении своей внутренней позиции.

Основным системообразующим механизмом в формировании новообразований выступает рефлексивный оборот младшего подростка на себя. При решении заданий ребенок ориентируется не только на объективные условия или образец, но и на собственные особенности и качества.

Важным новообразованием является чувство взрослости, появление потребности в самостоятельности доверительного отношения и уважения со стороны взрослых. Тут же идет осознание самого себя, анализирование своих переживаний и своего отношения к себе, выстраивание структуры мотивов и обоснованность самооценки. Адекватность младшего подростка к оценкам его сверстниками и авторитетными для него взрослыми является одним из критериев обоснованности. Чем выше обоснованность самооценки, тем лучше развита способность к общению, пониманию собственных чувств, последствий и причин своего поведения.

Важно, что для младшего подростка имеет значение, что контролируется во время учебного процесса. Если только результат , а не его творчество, инициатива и самостоятельность то процесс теряет для ребенка свою привлекательность и значимость.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!