«Взаимосвязь развития физических качеств у детей занимающихся национальными видами спорта Якутии.»
Никифоров К.К.
Россия .РС(Я) Кобяйский улус с. Кальвица
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Кальвицкая основная общеобразовательная школа»
Развивается качественно новый период упорядочивания, регулирования инновационных технологий, придания им глубины, системности, самодостаточности, практической эффективности, следовательно, предъявляются особенно высокие требования к учителю, к его исследовательской, практической деятельности, насколько избранные им инновации способствуют достижению поставленных целей. Объектом нашей исследовательской работы является процесс внедрения, национальных игр и упражнений в малокомплектной сельской школе.
Проблема исследования:
-повышение воспитания интереса к занятиям физической культуры и развитие физических качеств за счет внедрения национальных игр и упражнений на уроках и внеклассных занятиях во внеурочное время в связи с ослаблением физической подготовки учащихся.
Цель исследования:
-определить и научно- практически обосновать особенности внедрения национальных игр и упражнений на занятиях физической культурой как факторы, повышающие воспитание интереса к занятиям физкультурой и развитие физических качеств личности ученика. В связи с этим необходимо разработать критерии – показатели эффективности применения выбранных игр и упражнений, исследовать проблемы учащихся в условиях обучения по данной методике:
- изучение и анализ литературных источников;
- обследование физических данных учащихся и педагогические наблюдения в течение исследования.
- собеседование с учащимися с их родителями;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ, выводы по проделанному эксперименту.- вывод и обобщение опыта работы, распространение среди коллег.
Данная работа проводилась в Кальвицкой основной школе Кобяйского улуса Республики Саха ( Якутия) в течение ряда лет, системно проводилось с 2008 года.
Как известно, якутские национальные игры и упражнения очень доступны, развлекательны, азартны, не требуют большого количества спортивного инвентаря и оборудования, особых условий для работы и развития физических способностей учащихся. Работа не требует большой сложности и не чревато опасностями при разумном использовании ТБ.
На уроках физической культуры и внеклассных занятиях внедрили такие широко распространенные национальные игры и упражнения:
-подражание движениям косаря;
- подражание движениям лесоруба;
-подражание движениям рубщика льда;
-подражание движениям кожемяки;
- движение подкрадывающего охотника;
- движение по глубокому снегу;
-подскоки с продвижением ( «дьиэрэнкэй» );
- «Пятнашки» («атах тэпсии);
- прыжки в полуприсяде;
-« Галоп лошадей» и.т.д.
Занятия сельских жителей коренных национальностей Якутии близки и знакомы местным детям, потому с удовольствием и без особых трудностей выполняют подобные упражнения, имитируют играючи. А между тем совершенствуют свои физические способности. Работают над правильной осанкой. Практикуем индивидуальные игры:
- прыжок вперед с захватом носков ступней пальцами рук ( чисто якутская игра на ловкость ) ;
- подскоки в упоре лежа ( « кырынаастыыр») . Подражание повадкам ласки.
- « Подьем тощей коровы» - игра, требующая силы , сноровки, ловкости;
- « Водопой» ( на укрепление мышц рук, ног и.т.д.);
-«Вертушка» («тутум эргиир» - более сложное комплексное задание)
Эти широко распространенные национальные игры дошли до нас из глубокой древности, несомненно закаляют организм, оттачивают физические способности, тренируют, развивают, мускулы, мышцы рук и ног, способствуют становлению личности, помогают самоопределению в будущей жизни.
Коллективные игры сплачивают детей, каждый старается лучше выполнить задание, отличиться. Проводим такие подвижные игры:
- « Волк и жеребята».
-« Невод». ( «Мунхалааhын»).
-« Прыжки по кочкам».
-« Конные скачки».
- « Не попади в прорубь».
- « Навьючивание коня».
- « Гонка с платком».
Эти развлекательные подвижные игры требуют от детей умения, ловкости, сноровки,силы, выносливости, решительности, смелости и.т.д.
Дети играют в них с азартом, радостью, предлагают свои варианты, прочитанные или услышанные от родителей.
Для определения развития физических качеств два раза, в начале и в конце эксперимента, проводилось тестирование по следующим упражнениям:
Прыжок в длину с места (см).
Вис на перекладине (сек).
Поднимание туловища за 30 сек. (ск. раз.)
Наклон туловища вперед (см).
Отжимание в упоре лежа (колич. ск. раз).
Методом анкетирования узнаем знания и интерес к национальным играм и упражнениям. Оно проводилось в начале и в конце эксперимента.
Вопросы анкеты:
Знакомы или знаете ли вы, что из себя представляют национальные игры?
Нравятся ли вам национальные игры и упражнения?
Играете ли вы в национальные игры в свободное время?
Играете ли вы в школе в национальные игры и включали ли на уроках национальные упражнения?
Считаете ли их полезными для себя?
Что на ваш взгляд развивают национальные игры и упражнения?
Какие из них вам нравятся?
Изменится ли отношение к урокам, если включить национальные игры и упражнения?
Хотелось бы вам включить их на внеклассных занятиях?
Считаете ли вы полезным включать их в вашем виде спорта?( футбол, волейбол, мас- рестлинг, борьба, теннис и др.) подчеркни свое.
Повысится ли результат спортивной деятельности после введения на внеклассные занятия национальные игры и упражнения?
Результат работы:
В итоге подводится анализ и результат по проведенной работе. По ответам на вопросы анкет видно было, что учащиеся хорошо понимают и знают полезность, необходимость введения на уроках и внеклассных занятиях национальные игры и элементы упражнений. Физическое состояние детей заметно улучшилось, что подтверждено на весеннем улусном медицинском осмотре детей детскими врачами и хирургом в 2012-13 годах. Они были удивлены объемом груди, наличием пресса живота, развитием мыщц рук и ног, отсутствием склеоза у мальчиков, развитием позвонков. Это стало заметно и в спортивной жизни школы. Мы вот уже 6- й раз занимаем 1 место в улусе по мас- рестлингу, устанавливаем рекорды по отжиманию, по вису в спортивных соревнованиях по нормативу « Эрэл» . Наши воспитанники занимают призовые места по мас- рестлингу в республике, добились участия на международных «Играх Дети Саха – Азия»,на республиканских спортивных «Играх Манчаары». Один ученик стал чемпионом г. Якутска по мас- рестлингу в 2013 г. Другой ученик стал призером по стрельбе из лука на « Играх Манчаары» в 2013г. Наши выпускники после школы продолжают заниматься любимым видом спорта, становятся призерами в республике . Главенствующий вид спорта в школе- мас- рестлинг, по выбору самих учащихся.
Освоение новшеств в развитии образования – это путь развития личности , роста педагога. Следуя правилам стиля руководства, способствующего развитию, необходимо:
- внедрять, а выращивать новое;
- ориентироваться на успех;
- создавать обстановку поддержания новых идей и стремлений ;
- добиваться результата всестороннего основательного анализа;
- создавать поле эмоциональной притягательности (праздники, церемонии) . Тогда можно добиться положительного результата и педагогического эффекта от внедряемой деятельности.
Вывод.
В течение экспериментальной работы проанализированы основные структурные элементы целостной физкультурной работы в школе:
- выявлены основные направления развития и распространения национальных игр и упражнений в школе. В связи с чем каждый год проводятся улусные соревнования по мас- рестлингу на базе нашей школы и наслега, что стало традиционным соревнованием школьников, праздником и имиджем школы.
- разработан и экспериментально проверен опыт внедрения национальных игр и упражнений в школе на занятиях физкультуры.
- распространяется опыт работы через периодическую печать в своем улусе,на семинарах учителей среди школ улуса.
Печатаем статьи на страницах улусной газеты « Дабаан» с пропагандой работы по развитию национального вида спорта мас-рестлинг , где возможно больше и лучше использовать физический и спортивный потенциал детей по итогам эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в следующем :
-отобрано содержание игр и упражнений;
- изучены методы работы по целесообразности внедрения ;
- предлагается системы работы по национальным видам спорта по желанию учащихся .
Новизна и инновационность эксперимента состоит в том, что в практике школ национальные игры и упражнения используются несистемно , опыт работы почти отсутствует. Данное исследование заслуживает внимания и может быть использовано на занятиях физподготовки.
Список литературы:
Портнягин И.И. Активизация учебно- познавательной деятельности школьников в процессе физ. воспитания. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998-100с.
Пути повышения эффективности педагогического процесса : сборник статей аспирантов и молодых ученых. Выпуск1 / под ред. Д.А. Данилова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001-144с.
Шамаев Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996-116с.
Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физ. воспит. в школах Севера: Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999-120с.
Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физ. воспитания / под ред. проф. Д. А. Данилова- М.: Academia, 2000-208с.
Фамилия, имя, отчество | Никифоров Кирилл Кириллович |
Место работы | МКОУ «Кальвицкая основная общеобразовательная школа» |
должность | Учитель физической культуры |
ученая степень | - |
ученое звание | - |
Домашний адрес | РС(Я) Кобяйский улус С. Кальвица ул. Рыбацкая 38/1 |
Контактные телефоны | Дом. тел: 8-41163-28372 . Раб. тел: 8-41163-28323 Сот: 89142906774 |
E-mail | |
Название доклада (статьи, тезисов) | «Взаимосвязь развития физических качеств у детей занимающихся национальными видами спорта Якутии.» |