Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь уровня эмпатии младших и старших подростков с их социальным статусом в классном коллективе»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Взаимосвязь уровня эмпатии младших и старших подростков с их социальным статусом в классном коллективе
Выполнила:
Галутва Елена Леонидовна
студентка 4 курса, 8 группы
Научный руководитель:
Бичерова Елена Николаевна
к. психол. н., доцент
Цель исследования:
изучить взаимосвязь эмпатии и социального статуса в классном коллективе младших и старших подростков.
- Объект исследования – эмпатия младших и старших подростков.
- Предмет исследования – эмпатия младших и старших подростков с разным социальным статусом.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что взаимосвязь между эмпатией и социальным статусом в классном коллективе младших и старших подростков отсутствует.
Задачи исследования:
- подобрать методики для определения уровня эмпатии и социального статуса;
- проведение эмпирического исследования взаимосвязи эмпатии и социального статуса младших и старших подростков;
- обработка интерпретации результатов.
- разработать психокоррекционной программы по развитию эмпатии у младших и старших подростков в классном коллективе.
Эмпирическая база исследования :
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Брянска, ученики 8а, 6а классов (выборка 50 человек).
Для реализации выдвинутых эмпирических задач был сформирован блок диагностических методик:
- Методика «Диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко.
- Методика «Диагностика уровня эмпатийных тенденций» И.М.Юсупова.
- Методика «Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе» И.Г.Дорошина (авторская модификация методики «Социометрия» Дж.Морено).
- Методика «Референтометрия» Е.В.Щедриной.
Результаты исследования общего уровня эмпатии младших и старших подростков по методике В.В.Бойко
Результаты исследования общего уровня эмпатии младших и старших подростков по методике И.М.Юсупова
Результаты изучения социометрического статуса подростков по методике «Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе» И.Г.Дорошиной)
Результаты изучения референтометрического статуса подростков (методика «Референтометрия» Е.В.Щедриной)
Значение коэффициента корреляции Пирсона
Общий уровень эмпатических способностей
Социометрический статус
Общий уровень эмпатийных тенденций
Коэффициент
Референтометрический статус
Коэффициент
корреляции
,087
Значимость
-,286 *
корреляции
,053
-,273
,546
Значимость
,044
,716
,055
Сравнительный анализ уровня эмпатии и социального статуса у младших и старших подростков
Общий уровень эмпатических способностей
Статистика U Манна-Уитни
Общий уровень эмпатийных тенденций
232,000
Статистика W Уилкоксона
Социометрический статус
235,000
Z
583,000
Значимость
-1,561
586,000
237,500
Референтометрический статус
588,500
243,000
-1,503
,118
543,000
-1,584
,133
-1,922
,113
,055
Выводы:
В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие тенденции: присутствует слабая обратная корреляционная связь между показателями «эмпатия» и «референтометрический статус» (r=-0,286 при p
Выводы:
На основе результатов сравнительного анализа, U критерий Манна-Уитни, мы видим, статистически значимых различий по всем параметрам между младшим и старшим подростковым возрастом не обнаружено, мы предполагаем, что возрастные нормы развития эмпатии у подростков отличаются отсутствием крайних значении, тонкой межуровневой дифференциацией.
Спасибо за внимание!