СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов, способствующая улучшению усвоения учебного материала детьми-логопатами»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен как учителям - логопедам, так и учителям начальных классов, чтобы лучше понять как наладить взаимосвязь и взаимодействовать для более продуктивной работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
««Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов, способствующая улучшению усвоения учебного материала детьми-логопатами»»























«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов, способствующая улучшению усвоения учебного материала детьми-логопатами»















учитель-логопед: Сеткина Г.В.



МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск



















Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний.

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.                  

Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.                                                                                                            

Возникает вопрос: чем же отличается работа школьного учителя-логопеда и учителя начальных классов? Давайте постараемся в этом разобраться…

Итак, найдём несколько отличий.


Учитель начальных классов

Школьный учитель-логопед

1

Школьный урок в начальных классах длится 40 минут.

Индивидуальное  логопедическое занятие длится 20-30 мин; групповое 35-40 мин.

2

Учитель работает со всеми детьми своего класса.

Учитель-логопед только с теми, кому нужна коррекционная помощь.

3

Минимальная наполняемость класса обычной общеобразовательной школы составляет 25 человек.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

4

Учитель должен строго придерживаться календарно-тематического планирования. И порой нет возможности на закрепление и повторение сложного материала. Любой тематический блок заканчивается проверкой знаний учащихся.

Учитель-логопед составляет примерное тематическое планирование. И может остановитьсяна любом материале до тех пор, пока дети не освоят его.

5

В своей работе учитель основывается на педагогических знаниях.

Учитель-логопед опирается, помимо этого, на медицинские аспекты, т.к. любая коррекция эффективна только при данном условии.

6

Учитель вынужден ставить отметки. Часто бывает, что плохие отметки получают дети-логопаты, так как именно у них низкие показатели по ряду предметов.

Учитель-логопед только подчёркивает успехи детей, таким образом, прививая положительное отношение к учёбе и ускоряя эффективность работы.

7

Учитель работает со всем классом. Не на каждом уроке удаётся осуществлять индивидуальный подход в силу нехватки времени.

Учитель-логопед строит свою деятельность согласно специфике дефекта, изначально объединяя детей со сходными речевыми нарушениями в группы или подгруппы. Тем самым всегда осуществляет индивидуальный подход.

8

Учитель работает с учащимися на протяжении четырёх лет.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи.

9

Учитель работает с учащимися с 1 сентября по 31 мая.

Учитель-логопед проводит коррекционные занятия с 15 сентября до 15 мая.

Отличия можно перечислять и дальше. Но главное заключается в сходстве: учитель начальных классов и школьный учитель-логопед –это педагоги. И общая их цель – достичь успешности каждого ребёнка. А это возможно только при тесном сотрудничестве. Опираясь на педагогические принципы и используя медицинские знания, всегда можно добитьсяположительных  результатов.  Главное, радоваться даже малейшему успеху каждого ребёнка.

       Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.

      Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (учитель-логопед и учитель начальных классов) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.

Сотрудничество состоится только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный.


Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

        

1 этап - диагностический (1 – 15 сентября)

Школьный учитель-логопед

Учитель начальных классов

  1. Проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с его результатами.

  2. Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.

  3. Участвует в работе методических объединений учителей начальных классов.

  4. Проводит консультации для учителей начальных классов.

  1. Знакомит логопеда с учебной программой и стандартом начального образования.

  2. Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

2 этап - подготовительный (октябрь)

Совместно учителем начальных классов и логопедом уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой. Проводится работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Проводится работа по развитию свойств внимания и памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой моторики).

3 этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

  1. Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.

  2. Показывает учителю начальных классов логопедические приемы, которые отрабатываются на логопедических занятиях.

  3. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

  4. Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

  1. Сообщает информацию об успеваемости учащихся.

  2. При помощи логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

  3. Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

4 этап – оценочный (май)

  1. Проведение анализа коррекционной работы.

  1. Проведение анализа учебно – воспитательной работы.

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.
 


Рекомендации логопеда учителю:

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Очень много  предметных умений, которые развивают и учитель и логопед (развитие фонематического слуха,  словообразование, грамматического строя речи , связной речи)  Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе ,которую проводит учитель начальных классов. Работая в одном направлении по развитию речевых умений и учитель, и логопед видят личностный рост ребёнка. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

1.всесторонне развивать личность учащегося-логопата;

2. обучение должно носить воспитывающий характер;

3. учитывать возрастные особенности детей;

4. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

5.предъявлять программные требования с учетом возможных

6.специфических (речевых) ошибок;

7.учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

8.добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

9.широко использовать наглядность, игровые приемы.

Таким образом, можно сделать вывод:качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, взаимодействия педагогов и специалистов. 


Литература.

1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи.

2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма.

4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши.

5. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.

6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.

7. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе.