СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взгляд в будущее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы эстетического отделения МБОУ ДОД «Чайковская детская музыкальная школа №2» Пермского края.

Просмотр содержимого документа
«Взгляд в будущее»

Взгляд в будущее

(из опыта работы эстетического отделения МБОУ ДОД «Чайковская детская музыкальная школа №2»)

Паешкова Татьяна Евгеньевна,

Директор МБОУ ДОД

«Чайковская ДМШ №2»



В прошлое уходят времена, когда главной заботой родителей было лишь обеспечение бытовых и материальных потребностей детей. Люди снова приходят к мысли, что эстетическое, духовное развитие является обязательным аспектом воспитания каждого ребёнка, а не только детей, считающихся одарёнными. Бесспорно, что уровень эстетического развития значительно зависит от тех условий (общекультурных и педагогических), в которых маленький человек рождается и живёт.

Давно известен «феномен обладания детьми способностей ко все видам художественного творчества». Дети, в отличие от взрослых, по словам С.Д.Коротаева, могут «целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному».

Кроме того, дети обладают огромным потенциалом возможностей и способностей, основы которых закладываются в самом раннем детстве. Поэтому, необходимо как можно раньше превратить стихийное эстетическое развитие ребёнка в чётко организованный процесс.

Отставание и вообще отсутствие такого развития может привести к неполноценному формированию личности и, как следствие, неадаптированности к современным условиям жизни общества.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – это важное и актуальное на сегодняшний день направление педагогики, т.к. творчество во всех его проявлениях позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности детей, дать толчок для дальнейшего их развития и совершенствования.

Психологи утверждают, что возраст 4-5 лет является самым плодотворным для развития общей одарённости, интеллекта и способностей, как музыкальных, художественных, так и умственных и двигательных.

Отрадно видеть, что родители начали осознавать связь между эстетическим воспитанием ребёнка и становлением его как личности. Сегодня, отвечая художественно-образовательным запросам, в г.Чайковский большое количество учреждений предоставляют населению услуги по раннему художественно-эстетическому развитию детей. Это танцевально-хореографические коллективы, художественно-изобразительные студии и декоративно-прикладные кружки, клубы по месту жительства и другие организации.

На наш взгляд, именно музыкальные школы и школы искусств имеют огромный потенциал и возможности для организации такой работы. Это не только и не столько материально-техническая база, оснащённость программами и дидактическими материалами. Главное – это педагогический ресурс, накопленный за годы существования нашей школы.

Ещё одна важная особенность нашей работы – это комплексный подход к обучению и развитию детей. Образовательные программы построены на основе синтеза искусств – музыки, художественной литературы, театрального и танцевального жанров, однако в них обозначена доминирующая роль музыкального творчества, а остальные несут вспомогательную роль. Большинство занятий проходят в доступной для детей игровой форме, что позволяет «глубоко заложить основы самостоятельного творческого мышления, навыки активного познания мира через эмоциональное проживание материала».

Каждое полугодие заканчивается отчётным итоговым концертом, который является не просто результатом общих усилий всех преподавателей отделения, направленных на всестороннее развитие детей, но и показателем достижений каждого ребёнка в отдельности. Важным является ещё и то, что ребёнок всегда сравнивается не с другими ребятами, а только с самим собой на разных этапах обучения.

Десять лет назад, когда назрела необходимость в обучении дошкольников музыке, подготовке их поступления в первый класс, в ДМШ №2 открылось подготовительное отделение. Тогда это была лишь одна группа. И хотя многих родителей приходилось убеждать в необходимости посещения детьми занятий, к концу года отсева учащихся практически не было.

В 2005 году на эстетическое отделение приняли ещё две группы дошкольников. Впервые родителям была предоставлена возможность выбора занятий для своих детей. Преподавателями отделения была разработана программа, рассчитанная на два года, по окончании которой выдавался сертификат, подтверждающий прохождение всего курса, в который вошли музыка, ритмика и изобразительное искусство. Со второго полугодия по настоятельным просьбам родителей был добавлен ещё и английский язык.

Через год, опять же идя навстречу пожеланиям, в числе учебных занятий появилось развитие речи. Некоторые дети изъявили желание учиться на различных музыкальных инструментах или петь. Так, мы предоставили им возможность заниматься 1 час в неделю на выбранном инструменте. А из нескольких девочек был создан вокальный ансамбль «Ромашечки», который стал очень популярен в городе.

В 2008 году появилась младшая группа хора мальчиков и юношей «Песельник», куда родители стали привозить детей из разных районов города.

2009 год ознаменовался открытием новых эстетических групп в филиалах школы. В одном из них работают по комплексной программе: музыка-ритмика-рисование. В другом - эстетическая группа является подготовительной для отделения русской народной песни. Кроме народного вокала дети осваивают фольклорную хореографию, выразительное чтение и народное творчество.

В 2010 году на отделение пригласили нового преподавателя – актёра театра драмы и комедии. Ребята получили возможность попробовать свои силы в сценических постановках – сказках, сценах, а также в роли концертных ведущих.

В этом учебном году в работу эстетического отделения включилось фольклорное татаро-башкирское отделение. Несколько человек изучают родной язык и национальное пение.

Необходимо отметить, что большинство преподавателей имеют несколько специализаций, позволяющих им творчески и всеобъемлюще подходить к подготовке и проведению уроков. Это также даёт возможность взаимозамещения преподавателей в случае отсутствия какого-то из них.

Таким образом, главное, чего мы добились на сегодняшний день – это предметная вариативность программы, когда каждый родитель может выбрать для своего ребёнка тот круг развивающих занятий, который ему необходим. При этом эстетическое отделение, кроме общеразвивающей, выполняет и большую профориентационную роль, т.к. многие дети после двухлетних занятий не уходят из школы, а поступают учиться на другие отделения.

Чайковская ДМШ №2, имея десятилетний опыт работы с детьми 4-6 летнего возраста, уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности. Необходимый уровень развития их способностей, который они получают на занятиях в группах эстетической направленности, даёт им возможность продолжить обучение на более высоком уровне на других отделениях – инструментальном, хоровом, театральном, фольклорном.

Приведём лишь несколько примеров. За эти годы обучение на эстетическом отделении прошли около 1000 детей. В прошлом году состоялся первый выпуск учащихся, которые начали своё обучение в школе именно с эстетического отделения. Большинство из них показали высокие результаты по основным учебным дисциплинам, а также проявили себя как творческие личности, наделённые нестандартным мышлением, активным воображением, сценической выдержкой и способностью создавать новые музыкальные объекты.

Среди них есть стипендиаты городского уровня: Пегушин Иван – солист хора «Песельник», лауреат нескольких краевых конкурсов; Овчинникова Полина – лауреат региональных и международных конкурсов в номинации «Электроакустическая музыка», написавшая для синтезатора несколько собственных композиций; Чигирёва Екатерина – одна из лучших учениц театрального отделения, лауреат краевых и международных конкурсов и фестивалей; Закревская Екатерина – дипломант регионального конкурса юных композиторов, сейчас живёт в Испании, где без экзаменов была принята в консерваторию.

Варвара Вощикова – неоднократно становилась стипендиатом фонда «Юные дарования Прикамья», а в 2010 году стала победителем Всероссийского конкурса «Молодые дарования России» - пожалуй, самая титулованная из этого выпуска: на её счету победы во многих краевых, Российских и Международных конкурсах в номинациях «Фортепиано», «Электроакустическая музыка», «Эстрадный вокал», «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и «Композиция».

Наблюдая за развитием детей, можно с уверенностью сказать, что такое художественно эстетическое воспитание даёт высокий положительный результат:

- Художественное творчество, погружая ребёнка в мир искусства, способствует повышению уровня его интеллектуального развития;

- У детей активно проявляется интерес к процессу познания, к творческим действиям; интенсивно развиваются воображение, память, внимание, восприятие, способность к общению; растёт уверенность в своих силах, возможностях;

- Формируются такие качества характера, как настойчивость, воля, дисциплина, умение организовать себя, что оказывается немаловажным при поступлении в общеобразовательную школу. Многие родители отмечают, что дети, посещавшие уроки на эстетическом отделении гораздо легче адаптируются в новых учебных условиях, в новом коллективе, проще воспринимают учебный материал и быстрее его усваивают, нежели их сверстники;

- У родителей появляется заинтересованность в обучении и развитии детей, активное отношение к воспитанию, формируется позитивный взгляд на детей, исчезает беспокойство за них, повышается самооценка и удовлетворённость.

Конечно, достижение высоких результатов в нашей работе невозможно без привлечения к ней родителей учащихся. К сожалению, многие из них сами не имели достаточного опыта творческой деятельности, поэтому могут выступать только в роли созерцателей, а не активных участников этого интересного и увлекательного процесса. Поэтому в будущем мы хотим разработать такую программу, которая сделает возможным совместное творчество родителей и детей, даст взрослым способы взаимодействия с ребёнком и понимание, в каком направлении художественно-эстетического развития надо двигаться, чтобы творческий и личностный рост ребёнка был целенаправленным и эффективным.

















Список литературы

  1. Коротаев С.Д. Развитие эстетических способностей детей в раннем дошкольном возрасте.

  2. Искусство для раннего развития ребенка. http://www.child-psy.ru/rabota/9.html

  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.

  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.