Урок литературы в 9 классе
Подготовила учительница русского языка и литературы ЛОСШ№2 Шамирзаева ПМ
Тема: Взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»;
Цели урока:
1.Выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века;
2.познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина;
3.выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»;
4.посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.
Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев “Державин”
Ход урока.
Организационный момент.
2 .Сообщение темы и цели урока.
Фронтальный опрос домашнего задания.
-К кому обращается Державин в стихотворении "Властителям и судиям"?
(Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к "земным богам", т. е. царям, властителям. )
-Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?
(В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях "земных богов" Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая об обязанностях перед подданными. Стихотворение содержит и обличение, и наказ (наставление).)
-Как понимает Державин назначение правителей, "земных богов"?
(Земные правители должны, как утверждает Державин, строго следовать законам, не допускать их нарушения ("на лица сильных не взирать"), защищать обездоленных и неимущих от несправедливости ("о? сильных защищать бессильных"), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.)
-Каков настоящий облик "властителей и судий"?
( Чтение цитат по книге)
-Надеется ли поэт на исправление пороков власти?
(Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевышнему быть "един царем земли" и покарать лукавых властителей и судей.)
-Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?( Негодование, презрение, ирония по отношению к земным властителям. Даже выражение "земные боги" воспринимается здесь как ирония. Злодейство, неправда, покрыты мздою очеса, лукавые - лексика, характеризующая пороки власть имущих. Вместе с тем мы слышим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо защищать, "исторгнуть бедных из оков". Бедные, сироты, вдовы - объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: "Боже правых", на которого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призывом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли.)
-Каким стилем написано стихотворение "Властителям и судьям"?
(Стихотворение написано высоким стилем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, всевышний, сонм, взирать, покров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выражению мыслей и чувств Державина).
3.Слово учителя: . Ребята, сегодня мы обращаемся к изучению стихотворения Г.Р.Державина « Памятник».
Практически каждый поэт в своем творчестве ещё с античных времен обращается к теме вечности, к теме назначения поэта и поэзии.
4. Работа над эпиграфом урока.
- Выразительное чтение;
-О каком памятнике идет речь ?
Впервые на русский язык оду Горация «К Мельпомене» («Создал памятник я…») перевел Ломоносов. А Державин стал первым автором в русской литературе, кто обратился к теме поэта и поэзии и творческого бессмертия произведений. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.
При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.
В1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии. однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
Главной особенностью поэзии Державина была искренность.
В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».
«Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.
Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».
Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.
4.Чтение стихотворения « Памятник» учителем.
-Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?
(Прочитано с неторопливой торжественной интонацией)
-Какие слова непонятны в стихотворении Державина?
5.Работа над анализом стихотворений.
« Памятник» Державина и Ломоносова)
-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)
-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
Перевод Ломоносова: «Что мне беззнатный род препятством не был…»
-Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах — явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»).
( Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни).
Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».
- Какой биографический факт объединяет двух поэтов? ( Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).
1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова?
(« превыше пирамид, крепче меди»)
- А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?
(“металлов выше он и тверже пирамид”).
-Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.
-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?
(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?
( «чудесный, вечный»)
- Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова?
У Ломоносова (торжественная)
У Державина (мягкая, душевная).
Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени.
- В каких строках об этом сказано?
М.В. Ломоносов:
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Г.Р. Державин:
(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.
(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).
2 строфа .
- В чём видел Гораций ( в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия?
( « Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом»)
( Залог бессмертия видел в мощи Рима)
-А в чём видит Державин прочность славы?
( « И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить»)
-Как вы понимаете эти слова?
(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)
. Уважение к Отечеству, к соотечественникам.
.-Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слава возрастёт моя…»
Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство .
Говоря о её бескрайних просторах, он , по словам литературоведа Д.
Д. Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов»
- Какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом наряде…»)
- Где находится река Авфид? ( В Древнем Риме, на родине Горация)
Так мы в «Памятнике» Державина оказываемся не в Древнем Риме, а в той стране, где известен стал Державин - в России.
4 строфа.
-Что ставят поэты себе в заслугу?
Гораций в переводе Ломоносова: « Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно )писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея )
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»
Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2.
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.
Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?
( К Музе)
. Какое значение имеет это слово?
- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук
Муза - Источник поэтического вдохновения
Муза - Само вдохновение, творчество.
-К чему призывает Музу Гораций?
(Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.) Муза - высокая покровительница, она священна.
- А что добавил Державин?
(« И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников.
« Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай»
Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.)
- Найдите слова высокого стиля. ( Возгордясь, чело, венчай, презрит)
- Для чего Державин их вводит в стихотворение? ( Для создания интонации торжественности)
- Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)
-Дайте определение этому жанру.
- Почему « Памятник» относится к жанру оды? ( Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством).
Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? ( Творчество, поэзию)
-Перед вами 2 перевода оды Горация. Что нового внёс Державин в своё стихотворение, чего не сделал Ломоносов? ( Звучат личные мотивы: если Ломоносов в переводе идёт вслед за подлинником, то Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских)
- Какая основная мысль объединяет эти стихотворения? ( Созданное делает поэта бессмертным и остаётся в памяти потомков).
5.Закрепление.
Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?
Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
5.Каким стилем написано это стихотворение?
7.Д.з. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»