Взгляд в прошлое
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
Николай Заболоцкий
На северном берегу озера Топозеро расположилось старинное карельское село Кестеньга
История названия поселка
Легенда гласит:
«Пришел мужик на берег Топозера, ударил по сосне и сказал: «Кёмёля!», что значит - звонкая и построили на этом месте деревню».
По другой версии Кестеньгу основал лапландец по имени Кемо, откуда и пошел род Кемовых.
Третья версия указывает на Кестеньгу, как место, где плели «кессели»- берестяные коробы для рыбалки, охоты, сбора ягод. Так до сих пор нет единого, достоверного толкования такого топонима как Кестеньга.
«Да на Кемской ж земли жили лопари крещеные и некрещеные лукозерские по лешим озером, на Топоозере и в Кистенги…. И те лопские дворцы, и вежи, и луки все запустели от немецкия войны. А лопари побиты и в полон поиманы, а иные розно розбрелись»
Саамы, жившие раньше в окрестностях Топозера, были самыми первыми обитателями этих мест.
Саамы, или лопари, - народ-загадка. Они относятся к особому, совершенно оригинальному типу, не имеющему аналогии в Европе. Откуда и когда появился этот народ, точно неизвестно до сих пор. Жил этот народ здесь не одно тысячелетие.
Первые жители деревни - саами были такими «еретиками», что даже могли «на камне плыть-грести». То есть умели колдовать, «шаманить». Взаимоотношения с новыми поселенцами у саамов не складывались, саамы скормили коров новых соседей медведям и вынуждены были покинуть эти места.
Хозяйственная деятельность
В общих чертах хозяйственная деятельность местного населения не отличалась от занятий других групп карел - охота, рыболовство, скотоводство. Долгое время занимались подсечным земледелием.
Карелы, земледелием практически не занимались, а в основном ловили рыбу и возили ее в Архангельск, покупая взамен хлеб .
Отличительной особенностью в хозяйственной деятельности края было то, что здесь вплоть до начала ХХ века занимались оленеводством, заимствованным, очевидно, у саамов.
Оленеводство было удобным видом хозяйствования, поскольку оленьи стада не нужно было пасти, и они практически обходились подножным кормом. Оленье мясо использовали в пищу.
В начале 20 века в Кестеньге было свыше 3500 оленей, а в Ухте - только 18.
Карельские клейма
Очевидно, с оленеводством связана хорошая сохранность сведений о клеймах. В 1923 году Д.А. Золотарев, собирая сведения о карельских клеймах, зафиксировал около 500 знаков. Клейма были своеобразными знаками собственности, их ставили на веслах, рыболовных принадлежностях и предметах домашнего обихода. Ими отмечали скот - главным образом овец и оленей. Кроме того, при безграмотности населения вместо подписи на документах ставили также «клейма»
Клейма восходят к родовым знакам
При уходе сына из дому и создании им своего хозяйства к старому домовому знаку присоединяются дополнительные рубцы.
Виды клейм:
- рубец
- прямоугольник
- крест
- квадрат
- сорочья лапа
- вилы
Как и повсюду в Карелии, хозяйством в Кестеньгском крае в основном занимались женщины, мужчины часто уходили на отхожие промыслы.
В Кестеньге долгое время сохранялись большие семьи, женатые братья жили в одном доме и вели общее хозяйство.
Вплоть до конца 19 века было развито коробейничество (разносная торговля), в основном на территории Финляндии. На рыбных промыслах доходили даже до Норвегии. Поэтому мужчины-карелы знали в пределах бытовой лексики шведский, норвежский и русский языки.
налим
сиг
корюшка
окунь
плотва
палия
язь
щука
ряпушка
Предыдущему поколению еще посчастливилось прикоснуться к прошлому, благодаря рассказам старшего поколения, нам уже, к сожалению, остались лишь архивные записи, книги, фотографии...
Так давайте с трепетом беречь то немногое, что нам осталось, для того, чтобы знать свою историю, передавать ее нашим потомкам. Ведь, без прошлого нет будущего…
Цените прошлое родного края