СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В жизни всегда есть место подвигу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие дает задуматься школьникам о подвиге. Узнать, какие бывают подвиги на примере героев-земляков.

Просмотр содержимого документа
«В жизни всегда есть место подвигу»

МБОУ Фрязевская СОШ № 41 им. Б.А. Воробьева

Ногинского района Московской области

Методическая разработка школьного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию

Тема: Золотая цепь святости в истории нашей школы (святые, герои, подвижники благочестия)





«В жизни всегда есть место подвигу»






















Автор: учитель ОПК, ДКП,

Архипова Светлана Юрьевна














2016

Пояснительная записка



Мероприятие посвящено Борису Алексеевичу Воробьеву, российскому вертолетчику, генерал-майору, Герою России и Владимиру Михайловичу Ярыгину дважды Герою Социалистического Труда, Почетному гражданину Московской области. Проводится может также в форме урока в 5-9 классах. Подготовка и проведение мероприятия осуществляется инициативной группой учащихся. В классе заранее объявляется о предстоящем мероприятии. Учащимся дается домашнее задание: провести поисковую работу о героях в своей семье. Ребята собирают материал по составленному плану урока, готовят оформление.

Цель: на примере героических судеб земляков создать в представлении учащихся исторически сложившийся образ, достойный памяти и уважения потомков.

Задачи:

- дать понятие о том, кого можно считать героем, что такое поступок, подвиг;

- познакомить с историей нашей школы;

- вспомнить и почтить память героев – защитников Отечества в истории страны, родного края, школы, семьи;

- рассказать о выпускниках школы: Борисе Алексеевиче Воробьеве, российском вертолётчике, генерал-майоре, Герое России и Владимире Михайловиче Ярыгине, дважды Герое Социалистического Труда, Почетного гражданина Московской области.

- воспитывать в учащихся интерес к истории страны, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Опережающее задание:

- написать эссе, приготовить устный рассказ, оформить стенгазету, нарисовать рисунок по теме мероприятия «Герои в моей семье».

Оформление урока в классе:

- плакаты;

- выставка творческих работ учащихся;

- презентация «В жизни всегда есть место подвигу».

Образовательные технологии:

- групповая;

- педагогика сотрудничества;

- игровая;

- развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.









«В жизни всегда есть место подвигу»

А.М.Горький

Ход урока:

Слайд № 1

1. Вступительная беседа:

- Сегодня наш урок посвящен героям. Но кто такой герой?

Давайте попытаемся поразмышлять об этом.

Дадим определение слову герой?

(слушаем высказывания учеников)

Слайд № 3

- Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

- А как вы объясните значение слова подвиг? (слушаем высказывания учеников)

Слайд № 4

- Подвиг - это самоотверженно героический поступок. Подумайте, какие однокоренные слова можно найти к этому слову? (подвижник, подвинуть). Подвиг – движение от собственного эгоизма.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Как вы думаете, какие качества присущи человеку совершившему подвиг? (ответы детей)

Совершить поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- Давайте послушаем о героических поступках, которые совершили люди, обладающие такими чертами.

Слайд № 5

2. Проверка домашнего задания:

1).Устное задание (опрос):

-А в вашей семье есть герои?

(Учащиеся рассказывают о конкретном человеке, используя фотографии из архива своей семьи).

Выставка семейных фотографий (на доске).


2). Творческое задание:

сочинение, рисунок, стихотворение.

Выставка творческих работ.

Учитель: - Это очень хорошо, что вы знаете о ваших родных. В основном – это люди военного поколения, ваши прадедушки и прабабушки, которые прошли Великую Отечественную войну. Значит, в вашей семье жива память поколений, которую вы тоже передадите своим потомкам. Эти люди совершили поступки, подвиги, стали героями.

Юлиус Фучик считает, что Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

Слайд № 6

3. В тяжелые годы ВОВ школьники, наши ровесники делали все что могли, чтобы приблизить Великую Победу. Давайте узнаем как это было.

Сценка. «Дети войны в сельском поселении Степаново».

Действующие лица: звеньевой, Даша, Нюра, Саша, Ваня, Юра.

Звеньевой: - Ребята! Начинаем заседание нашего звена. Даша, Нюра, что вы сделали за эту неделю?

Даша и Нюра: - Мы с нюрой собирали в деревне Степаново золу и на санках отвозили в сарай. Собрали 37 кг.

Звеньевой: - Молодцы, девчонки, высокий урожай получат колхозники в этом году, ведь зола – хорошее азотное удобрение. Ну, а вы, парни, как вы выполняли свое задание?

Саша: - Ребята, вот вам гостинец (достает из мешочка черный хлеб, режет его на 6 кусочков). Мы вдвоем с Ваней заготавливали побольше чем 4 кубометра дров в день. Вот за это нам давали по 400 граммов хлеба, а за превышение нормы по 50 граммов.

Ваня: - Угощайтесь, ешьте, девочки.

Нюра: - Спасибо, Ваня, я лучше сестренке отнесу, она очень обрадуется.

Даша: -А у меня мама заболела, я ей отнесу.

Звеньевой: - Юра, а ты что делал?

Юра: - Я собрал 7 пол литровых бутылок, знаете как трудно было найти. У деда Николая Астраханцева едва выпросил, он в них масло до войны держал.

Звеньевой: - Молодец, Юрка, ведь эти бутылки зальют воспламеняющую жидкость и не один фашистский танк будет уничтожен. Ребята! Вспомним наш девиз.

Все: - Все для фронта! Все для Победы!

Звеньевой: - Будьте готовы!

Все: - Всегда готовы!

Слайд № 7

Из истории нашей школы:

Учитель: - Первая школа в поселке Фрязево открылась около 1870 года. В школе было 2 кабинета, занимались в одном. Первый учитель Григорий Иванович (фамилия не известна). Школу посещали дети деревни Бабеево, Степаново, села Иванисово, Фрязево. В 30-е годы на территории Степановского сельского совета были построены 4 начальные школы. В 1936 г. открылась семилетняя школа. В 1959 г. построено здание нашей школы. Кто посчитал, сколько лет нашей школе? - (ответы детей). За годы своего существования школа воспитала и выпустила в жизнь несколько поколений.

- А в нашей школе есть герои? ( ответы детей)

Слайд № 8

Ученик 1: - В нашей школе учился замечательный человек, Борис Алексеевич Воробьев. С правой стороны у входа в школу висит мемориальная доска с изображением вертолета и надписью:

«В этой школе учился с 1956 по 1966 гг. Герой России, летчик – испытатель Борис Алексеевич Воробьев».

Борис Алексеевич Воробьев родился 2 февраля 1949 года в городе Ногинске в семье рабочего. Шестидесятые годы были наполнены замечательными событиями. Прежде всего, это было освоение космоса. Ребята, в каком году был совершен первый полет в космос? Имя первого космонавта? – (ответы детей). 12 апреля 1961 г. был совершен первый полет в космос Юрием Гагариным. Каждый мальчишка мечтал о полетах. Мама героя рассказывала, что еще в детстве Борис любил конструировать самолеты и играть сними. В школьные годы он занимался в авиамодельном кружке города Электростали. Но Борису сразу поступить в военное училище не удалось, и он целый год работает, на Московском авиамоторном заводе. В 1967 году Борис Воробьев становиться курсантом Сызранского авиационного училища. Так сбылась его мечта! Теперь главная цель Бориса была стать первоклассным летчиком. Через упорство и труд шел Борис Алексеевич к своей мечте. В характеристиках курсанта Воробьёва было написано: «Теоретически подготовлен отлично. В сложных условиях действует грамотно. Стремиться как можно, больше летать. Постоянно помогает механику в поддержании вертолета в исправности. Подготовлен к боевым действия в любых условиях. Смел, уверен. Любит летать». После окончания Сызранского училища Б.А.Воробьёв служил во Владимире, Грузии, Узбекистане. В 1982 году он с отличием заканчивает Военно – воздушную Краснознаменную ордена Кутузова академию имени Ю.А.Гагарина. Служит в Московском округе в должности заместителя командира эскадрильи. Затем принимает участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне. В 1991 году Борис Алексеевич назначен начальником Центра боевого применения и переучивания лётного состава в городе Торжке.

Слайд № 9

В центре поступают новые уникальные вертолеты КА-50, известные под названием «Черная акула». Борис Алексеевич первый осваивает этот современный одноместный вертолет. В 1996 году Указом Президента РФ за мужество и героизм, проявленный при испытании новой авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, генерал – майору Б.А.Воробьеву было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Слайд № 10

В те же годы он берется за создание первой в мире пилотажной группы, состоящей из вертолетов «Беркут». До этого подобного ни в отечественной, ни в мировой летной практике не было. Рисковал своей жизнью, спасая людей. Недалеко от Торжка произошло крушение поезда. Над городом и местом железнодорожной катастрофы стоял туман. Летать было невозможно. Невзирая на неблагоприятные погодные условия, Борис Алексеевич на малой скорости пролетел над железной дорогой, принял на борт бригаду врачей и доставил их на место катастрофы. Затем эвакуировал пострадавших людей.

Наш земляк первым в мире на КА-50 выполнил «петлю Нестерова». Участвовал Б.А.Воробьёв и в работе международных авиационных салонов, демонстрируя возможности российских боевых винтокрылых машин. Подчас на грани риска.

17 июня 1998года при испытании нового образца авиационной техники Борис Алексеевич погиб.

В 1999 году нашей школе присвоено имя земляка. Стало традицией отмечать день рождения Бориса Алексеевича всей школой.

Слайд № 11

Учитель: - Есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. В словаре Ожегова С.И. читаем: «Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Труд напрямую связан с признанием, оценкой человека». Труд школьников сегодня – учеба. В основном, мы учимся для себя, чтобы в будущем получить хорошее образование и профессию, стать достойным гражданином и личностью. История нашего государства – РОССИИ, многому учит нас.

Слайд № 12

В 30-е годы 20 века началось бурное развитие промышленности и сельского хозяйства; в это время прозвучал призыв Коммунистической партии Советского Союза к гражданам страны прийти на заводы и фабрики, на стройки и в колхозы – стать ударниками труда. Все жители страны узнали имена героев: Алексея Стаханова – шахтера Донбасса, Паши Ангелиной – трактористки из Донецкой области Украины, и многих других простых тружеников. В эти же годы звучали имена прославленных летчиков и мореплавателей – покорителей Северного полюса, среди которых был наш земляк Александр Васильевич Беляков.

Слайд № 13

В 40-е, 50-е годы всё население страны принимало участие в разгроме немецко-фашистских войск в ходе Великой Отечественной войны, а после нее – в восстановлении разрушенного войной хозяйства. Стране нужны были рабочие руки, и люди совершали настоящие трудовые подвиги во имя будущего родной страны.

Слайд № 14

Более позднее время – это время научных свершений, открытий, время освоения космоса. В стране стали известны имена Сергея Королева и Юрия Гагарина, Андрея Сахарова и Дмитрия Лихачева. Жизнь страны была яркой и стабильной благодаря тому, что все ее жители имели возможность трудиться, проявлять творческие способности, завоевывать авторитет своим трудом.Есть и другой пример.

Слайд № 15

При входе в школу висит вторая памятная доска: «В этой школе с 1952 по 1962 учился дважды Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Московской области, Владимир Михайлович Ярыгин». Этот человек живет сегодня в городе Электростали. Но за исключительной биографией Героя России Б.А. Воробьева мы мало внимания уделяли человеку рабочей профессии Ярыгину В.М., а ведь его жизнь – это тоже жизнь ГЕРОЯ.

Слайд № 16

Ученик 2: Владимир Михайлович Ярыгин родился 16 января 1936 года в селе Пахотный Угол Бондарского района Тамбовской области. У деревенского мальчишки получалось все. Помогал пасти овец, и однажды, заметив отбившуюся овцу с ягнятами, вернул их в стадо. Владимир Михайлович рассказал нам о своем детстве: «Помню, как провожали на фронт отца, он только с финской войны вернулся, и взялся дом подновить. Запомнил, как он на подводе уезжал в райцентр, больше его не видел. Одно письмо от отца пришло из-под Москвы, в котором были строки: «Пули летят, как град. Наверное, это моя последняя весточка». А потом пришла бумага, что «красноармеец Ярыгин пропал без вести». Мама нас, четверых детей, одна подняла…»

Летом 1948 года мать Владимира получила письмо от сестры, живущей в Подмосковье, в деревне Бабеево: «Продавай дом и корову, приезжай!». Так семья покинула Пахотный Угол и перебралась в Ногинский район. Володя пошел в шестой класс Фрязевской школы № 41.

Шестнадцатилетним парнишкой из деревни, он заканчивает в Электростали ремесленное училище и приходит на Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) токарем четвертого разряда. На первую получку , 125 рублей, купил маме конфет «Мишка на Севере».

Слайд № 17

Вечернюю школу одолевает в два этапа: до армии и после. Служит четыре года подводником на Северном флоте. Возвращается в свой пятый механосборочный цех токарем-карусельщиком. Одним из первых на заводе получает личное клеймо ОТК, а также – становится мастером «Золотые руки». Семь раз выходит победителем соревнования «Лучший по профессии», в конечном счете, став лучшим токарем страны. За выдающиеся трудовые успехи, достигнутые при выполнении заданий 9-й пятилетки, и изготовление продукции отличного качества в марте 1976 года В.М. Ярыгину присвоено звание Героя Социалистического Труда. 18 сентября 1985 года В.М. Ярыгину вновь присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Владимир Михайлович Ярыгин каждый год приезжает в родную школу и встречается с ребятами. «Мои награды - за труд, а труд был, прежде всего, для людей, для моих родных и ближних, для друзей и коллег, для жителей города и страны. Они как слова благодарности за мой труд, говорили мне человеческое «спасибо»».

Владимир Михайлович написал в своей книге: «Человек всегда стремится к лучшему, это заложено в нем природой. И самый надежный способ достижения лучшего – работа, созидательный труд». Ребята спросили гостя: «Как достичь признания твоего труда?» «Где бы ты ни работал – на заводе у станка, в поле на тракторе, в институте в лаборатории, - главное, работать с полной отдачей. Тогда к тебе придут и достаток, и уважение, а может быть, даже и слава», - ответил В.М.

Слайд № 18

Вопрос к В.М. Ярыгину: «Не хотелось ли вам сменить профессию? Неужели такая трудная монотонная работа приносила вам радость?» Ответ ребятам: «Для меня профессия токаря – это ответственный и творческий труд. Я искренне любил свою работу и никогда не хотел изменить ее. Настоящий рабочий ценит свой труд, а когда твой труд оценивается товарищами по работе - это большая радость. Мое пожелание: пусть каждый из вас в жизни испытает подобное чувство».


Слайд № 19


4. Викторина «Вспомним эти имена».


Вопросы к викторине:


1). Назовите имя великого полководца, который одержал победу на Чудском озере? (Александр Невский).

2). Как звали русского князя, который победил татаро-монгольское войско на Куликовом поле (Дмитрий Донской).

3). Назовите имена героев, которые во времена польской интервенции в

1612 году собрали народное ополчение и отстояли Москву. Памятник этим героям стоит на Красной площади в Москве (Козьма Минин и Дмитрий Пожарский).

4). Наш земляк, герой партизанской войны 1812 года (Герасим Курин).

5). Великий русский полководец, совершивший переход со своим войском переход через Альпы (Александр Васильевич Суворов).

6). Великий русский полководец, фельдмаршал, одержавший победу над армией Наполеона в 1812 году (Михаил Илларионович Кутузов);

7). 8). Маршал, четырежды Герой Советского Союза, одержавший победу во всех главных сражениях Великой Отечественной войны (Георгий Константинович Жуков).


Подведение итогов викторины.

5. - Вот и пришло время к рассуждению о том, кого можно назвать героем?

Как вы считаете, можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

Какой человек может совершить подвиг? Чему может научить их пример? (ответы детей).

Стих о подвиге и героизме

Есть люди что правду в страданьях несут 

Они за нее умирают и верят 

Подвижники света, что гордо идут 

С мечем побеждая лютого зверя 

О люди такие куются как сталь 

Им небо дает высшие силы 

Их души одна бесконечная даль 

И так же они бесконечно красивы 

А мы как всегда, в делах и быту, 

И ценность для нас деньги – бумага, 

Забыли про душу ее красоту, 

Забыли, что значит такое отвага 

Забыли, но это совсем не беда 

Мы вспомним, конечно ведь помнить должны 

Что смелое сердце берёт города 

Что подвиги нашим потомкам важны

Что подвиг не смерть, а жизни глоток,

Той жизни достойной, и нужной другим

Что подвиг бессмертен, что подвиг высок, 

Что подвиг как воздух необходим 

Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах 

Что подвиг нам крылья дает для полета 

Что подвиг кричит в миллион голосах 

Что подвиг семья, доброта и забота 

Что подвиг здоровье, быть нужным родным 

Что подвиг в себе сохранить человечность 

Что подвиг дать счастье детям своим 

И детям детей и так целую вечность…

- Героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе.







Список литературы:

  1. В.Д.Андрунас, Л.И.Чернец «Время испытаний и надежд»; МТПО «Экран».

  2. В.М.Ярыгин «Лучше работаем – лучше живем», «Московский рабочий», 1987.

  3. Д.И.Войниченко, М.В.Немышева, А.Г.Фролова, А.Б.Шаханов, «Город мастеров Электросталь»; Электросталь 1998.

  4. Газета «Московский комсомолец», 29 января 2001 года.

  5. Газета «Народная трибуна», №73 от 9 сентября 1995 года.

  6. «Немеркнущие традиции трудового подвига», Москва, Политиздат 1986.

  7. Газета «Пробуждение», №9 декабрь 2000 г.

  8. Газета «Машиностроитель», от 1 августа 2995 года.

  9. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 год.

  10. «Труд – основа жизни», Москва, «РБП Групп», 2011

  11. Юрий Васильев, « Черный хлеб счастья», Москва, Профиздат, 1990 год.

С сайта: http://stih-mih.org/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!