СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Взятие Рима варварами»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Взятие Рима варварами» 5 класс. Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«« Взятие Рима варварами»»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



ДАТА ПРЕДМЕТ УРОК № КЛАСС 5


Тема: « Взятие Рима варварами»


Тип урока: Комбинированный

Цели: познакомить учащихся с последними годами процветания Римской империи;

выяснить, почему городу, который покорял многие народы. Выпала участь быть побеждённым;



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные


Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные.


Метапредметные

Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания

Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

Личностные

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Межпредметные связи: литература, геграфия

Ресурсы урока (оборудование): учебник “История Древнего мира”, карта.



















ХОД УРОКА:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.


Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок

Включаются в деловой ритм урока. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

2. Мотивация познавательной деятельности.



Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

3. Актуализация знаний.



- Как вы думаете, легко ли управлять огромной империей?

- В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимали восстание. Варварские племена переправлялись через реки Рейн и Дунай и захватывали её области одна за другой.


Формулируют учебные задачи

4. Изучение нового материала

В 395 году империя была разделена на Восточную Римскую и Западную Римскую империю.

Готы идут на Италию.

Через несколько лет после разделения империи над Италией нависла грозная опасность. Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих, вождь германского племени готов двинул свои войска на Рим. К ним стали присоединяться рабы и колоны, показывали готам тайники, где римляне прятали хлеб и оружие.

В предгорье Альп путь готам преградило римское войско. Командовал имперскими войсками блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь только конницу смог увести с поля боя Аларих.

) В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гонорий. В дни нашествия готов он отсиживался в городе Равенна, окружённым мощными стенами и болотами.

Гибель Стилихона. Прочитайте п. на стр. 277 – 278 от ответьте на вопрос: « Как погиб Стилихон?»

В одержанной над готами победе никаких заслуг  Гонорий не имел. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Рим шумно праздновал победу, все будто забыли, что лишь одна Италия подвластна императору. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Жителей города Гонорий развлекал травлей зверей и конскими бегами. Гладиаторских боёв не устраивали, так как христиане запретили эти развлечение.

Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир. Но требовал за это огромный выкуп. Стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. Он убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, что будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы! Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно он искал убежища в церкви. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили. И сразу же началось избиение соратников Стилихона: германцев, состоящих на римской военной службе, их жен и детей. Возмущенные дикой и бессмысленной расправой, тридцать тысяч легионеров – варваров перебежало к готам, требуя вести их на Рим.

Разорение Рима

После гибели Стилихона достойных противников Аларих не имел. Он решился на осаду Рима. Бездарный и никчемный Гонорий вновь покинул Рим, бросив его жителей на произвол судьбы.

Готы окружили город, завладели его гаванью в устье Тибра, куда доставлялся хлеб. Голод и страшные болезни терзали осажденных. Серену, вдову Стилихона обвинили в том, что она будто бы призвала Алариха, чтобы отомстить за гибель мужа. Серену обрекли на смерть. Однако Рим не смогли спасти ни казнь женщины, ни жертвы древним божествам.

Августовской ночью 410 года рабы открыли готам ворота Рима. «Вечный город», который некогда не решился штурмовать Ганнибал, был взят. (сл. 11) Три дня готы грабили Рим. Были опустошены императорские дворцы и дома богачей, разбиты статуи, сожжены бесценные книги, множество народа убито или захвачено в плен.

После разграбления Рима готы с огромной добычей двинулись на юг. По дороге Аларих внезапно умер. Сохранилась легенда о его невиданных похоронах: готы заставили пленников отвести русло одной из рек, на дне ее похоронили Алариха с несметными богатствами. Затем возвратили воды реки в русло, а пленников убили, чтобы никто не знал, где похоронен вождь готов.


ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

Рим  уже не смог противостоять варварам. В середине 5- го века он был захвачен вновь. на этот раз вандалами, которые подвергли город страшному опустошению

Вожди варваров управляли теперь не только западными провинциями, но и Италией.  В 476 году один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора. Звали его, как и основателя города, Ромулом.

В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола.


 - Знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему германцы отослали в Константинополь. Западная Римская империя перестала существовать.

 


Работают с текстом, дают ответ на вопрос учителя
























Читают текст, формулируют ответы

Выполняют задания

5. Закрепление изученного материала.


Предлагает придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

Выполняют задание

6. Домашнее задание.



Учебник, параграф 44-60; записи в тетрадях

Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание

7. Подведение итогов. Рефлексия.






- Закончите предложения:

-Самым интересным на уроке для меня было…

- Мне понравилось…

- Я хотел бы узнать подробнее…

- я считаю, что моя работа на уроке была…

- Сегодня я не понял…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!