Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, какие обстоятельства помогли варварам разрушить могущественную империю древности. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Управлять огромной державой из Константинополя было трудно. В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимали восстания. Особенно мощными были они в Галлии и Северной Африке. Римские войска подавляли восстания, но они вспыхивали вновь. Варварские племена переправлялись через реки Рейн и Дунай, служившие границами империи, и захватывали ее области одну за другой. В 395 г. н.э. империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Задание. Прочитайте пункты параграфа «Готы идут на Италию», «Гибель Стилихона» ответьте на вопрос - определите направления движения готов на Рим. У кого, по вашему мнению, были преимущества: у римлян или у готов? - составьте кроссворд и задания к нему из понятий и имен собственных: германцы, готы, вандалы, Аларих, Стилихон, Гонорий. Задание. Прочитайте пункт параграфа « Покорен город, которому покорялась земля!» и ответьте устно на вопросы: -В чем главная причина поражения римлян? - дайте оценку поступку императора Гонория, бежавшего из Рима и оставившего город и его жителей. - выпишите в тетрадь дату падения Рима. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: Рим уже не мог противостоять варварам. В 455 г. н.э. он был схвачен вновь, но этот раз вандалами. Город был разграблен еще ужаснее, чем при готах. Вожди варваров управляли теперь и западными провинциями, и самой Италией. В 476 г. н.э. один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора. Звали его Ромулом, как и основателя вечного города. Знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему – германцы отослали в Константинополь. Этим они показали, что на Западе император не нужен. Западная Римская империя перестала существовать. В период варварских завоеваний античная культура, созданная на основе достижений народов Эллады и Рима и широко распространившаяся по всей империи, клонилась к упадку. Наступала новая историческая эпоха, позднее названная Средними веками. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять обстоятельства, которые помогли варварам разрушить могущественную империю в древности Называть причину раздела империи Работа с исторической картой: находить обе части Римской империи, определять направление движения готов на Рим Объяснять причины службы варваров императору Анализировать ситуацию, связанную с осадой Рима готами Объяснять причину и повод падения Римской империи в 476 г. н.э. | Устный опрос |