web-квест «Логарифмическая функция»
Аннотация
В данной работе представлена визитная карточка web-квеста по математике на тему «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства». Web-квест предназначен для обучающихся 11 классов общеобразовательной школы. Данный web-квест реализован с помощью Google-sites и использует такие сервисы, как Google-форма, Google-документ, Google-таблица.
Предмет: Алгебра
Тема занятия: «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства».
Организационная форма: web-квест.
Форма работы учащихся: групповая.
Тип урока: обобщения и систематизация.
Участники: 11 класс
Продолжительность: подготовительный этап - 1 неделя, отчетный этап – 90 мин.
Цель урока:
-
обобщить и систематизировать знания по теме «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»;
-
углубить знания по данной теме;
-
формировать информационную компетентность обучающихся;
-
формировать навыки работы в программе Excel, построения графиков и решения заданий по математике [10];
-
развивать познавательный интерес обучающихся к изучению математики.
Задачи:
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «логарифмическая функция», «логарифмические уравнения», «логарифмические неравенства» знать свойства логарифмической функции, методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
формулировать тему и цель урока, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Место web-квеста в образовательном процессе: данный web-квест можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства» [1].
Центральное задание: Для участия в квесте необходимо разбиться на группы. Каждая группа должна выбрать себе одну из ролей. Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми вам помогут полезные ссылки в Интернет. После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт, который будет сформирован из отчётов каждого участника группы. Отчёт должен быть представлен в виде презентации.
Роли: Путешественники во времени (3 чел.), Исследователи (3 чел.), Приближенные к реальности (4 чел.), Великие уравнители (4 чел.), Графисты (4 чел.), Мастера игр (4 чел.).
Пошаговая инструкция:
Роль | Задание |
Путешественник во времени | Вы – путешественник во времени, который занимается историей развития логарифмической функции [7]. Задание: Провести исследование материала по истории логарифмической функции, ответить на вопросы: 1. История развития понятия "функция" 2. Определение логарифмической функции. 3. Какие математики занимались изучением логарифмической функции? 4. Какие открытия совершили математики, изучая логарифмическую функцию? Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Исследователи | Вы – математик, который должен систематизировать все знания о логарифмической функции [1]. Задания: подобрать материалы по следующим вопросам: 1. Определение логарифмической функции 2. Виды логарифмической функции 3. Основные свойства логарифмической функции 4. Привести примеры с решением, иллюстрирующие свойства логарифмической функции Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Приближенные к реальности | Вы – математики, которые должны рассмотреть применение логарифмической функции в окружающем мире. Задание: Провести исследование материала по применению логарифмической функции, ответить на вопросы: 1. Привести примеры применения логарифмической функции в различных областях знания: биология, химия, физика, астрономия, экономика, медицина и др. 2. Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знаний свойств логарифмической функции. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Великие уравнители | Вы – уравнители, которые должны систематизировать все знания о видах и методах решения логарифмических уравнений и неравенств. Задание: Провести исследование материала по видам и методам решения логарифмических уравнений и неравенств, ответить на вопросы: 1. Сформулировать определение уравнений и неравенств. 2. Систематизировать виды логарифмических уравнений и методы их решения. 2. Систематизировать виды логарифмических неравенств и методы их решения. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Графисты | Вы – графисты, которые должны построить графики сложных логарифмических функций в программе Exsel. Задание: -
Построить заданные графики логарифмических функций в программе MS Exsel [10] или в онлайн-сервисе [11]: -
Провести исследование свойств построенных функций по плану: -
Область определения D(y) -
Множество значений Е(у) -
Исследовать на монотонность: указать промежутки возрастания и/или убывания функции -
Четность/нечетность функции -
Ограниченность функции -
Наибольшее и/или наименьшее значение 3. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. На слайде график функции справа, результаты исследования свойств функции слева. 4. Подготовиться к выступлению. |
Мастера игр | Вы – игротехники, которые должны систематизировать все знания о логарифмической функции, ее свойства, уравнениях и неравенствах в форме игры "Своя игра" [1]. Задание: Подобрать практические задания по следующим категориям 5 уровней сложности стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов: 1. Свойства логарифмической функции по ее графику 2. Виды и методы решения логарифмических уравнений 3. Виды и методы решения логарифмических неравенств 4. Системы логарифмических уравнений и неравенств 5. Случайный вопрос Настроить анимацию. Представить решение и ответ на поставленный вопрос к каждому вопросу. Настроить дизайн презентации. Отчёт о проделанной работе представить в виде интерактивной игры-презентации. |
Список интернет-источников:
Путешественники во времени
-https://studwood.ru/1099787/matematika_himiya_fizika/istoriya_logarifmov - история логарифмов
http://www.microarticles.ru/article/kto-pridymal-logarifmi.html - кто придумал логарифмы
http://www.psciences.net/main/sciences/mathematics/articles/logarithm.html -открытие логарифмов
https://life-prog.ru/2_36515_istoriya-vozniknpveniya-logarifma.html - история возникновения логарифмов
Исследователи
-
http://abudnikov.ru/shkolnikam/logarifmyi/chto-takoe-logarifm-zachem-nuzhnyi-logarifmyi.html - зачем нужны логарифмы, что такое логарифм
-
https://www.kakprosto.ru/kak-105518-dlya-chego-nuzhny-logarifmy - для чего нужны логарифмы
-
http://statistic.su/dlya-chego-nuzhny-logarifmy - для чего нужны логарифмы?
-
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2263172-kak-i-gde-primenjajutsja-logarifmy-v-bytu-povsednevnoj-zhizni-hozjajstve.html - где применяют логарифмы в быту и современной жизни
-
http://present5.com/uchitel-matematiki-xodova-s-v-zachem-my-izuchaem-logarifmy/ -зачем мы изучаем логарифмы
Великие уравнители
-
https://youclever.org/book/logarifmicheskie-uravneniya-1 - логарифмические уравнения
-
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodi_resheniya_logarifmicheskih_uravnenij_111354.html - методы решения логарифмических уравнений
-
https://intolimp.org/publication/pamiatka-mietody-rieshieniia-logharifmichieskikh-uravnienii.html - памятка Методы решения логарифмических уравнений
-
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313550/ - методика решения логарифмических уравнений
Критерии оценки:
ОТЛИЧНО | ХОРОШО | УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО | НЕУДОВЛЕ-ТВОРИ-ТЕЛЬНО |
В группе все работали активно, все вопросы раскрыты полно, структура ответов не нарушена, презентация выполнена с управляющими кнопками, использовано графическое оформление презентации. | - Все вопросы раскрыты, но недостаточно полно, или с нарушением структуры оформления ответов. Презентация выполнена с небольшими погрешностями. | Неправильно оформлена презентация, недостаточно полно даны ответы на вопросы. | Нет ответа хотя бы на один вопрос или не выполнена презентация. |
Планируемый результат: участники web-квеста, отвечая на вопросы и выполняя задания, оформляют работы в виде отчетной презентации и выступают с устным докладом.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (оценочный лист, критерии оценивания), сайт web-квеста (URL: https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf) [2, 4, 5, 6].
Список литературы:
-
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровень / [
-
Бесплатный конструктор Google-сайт: что это такое, как создать и удалить. https://www.inetgramotnost.ru/sajt/gugl-sajty-sozdat.html
-
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=oAkW-3YfN1I
-
Верхолетова И.Н., Козлов О.А. Веб-квест технология как информационно-образовательная среда в рамках современных стандартов // Педагогическая информатика. - № 2, 2018. – с. 3-8.
-
Верхолетова И.Н., Поначугин А.В. Платформы для создания и реализации веб-квестов // Информатика и образование. - № 2 (291), 2018. - с.24-27.
-
Верхолетова И.Н., Самерханова Э.К. Web-квест – технология цифровой эпохи // «Современные информационные технологии в образовании»: Материалы XXIX международной конференции (26 июня 2018 г.). Научно-методическое издание. Троицк-Москва, 2018, с. 190-191.
-
История открытия функции. http://www.hintfox.com/article/storija-otkritija-fynktsii.html
-
Критерии оценки веб-квеста. http://planeta.tspu.ru/files/kriterii_ocenki_veb_kvesta.pdf
-
Набатова А.В. Использование технологии Web-квест в преподавании предметов естественнонаучного цикла. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/14/diplomnaya-rabota-po-teme-ispolzovanie-tekhnologii-web-kvest-v
-
Показательная функция, её свойства. Использование возможностей Excel для построения графиков и решения задач. https://videouroki.net/razrabotki/pokazatiel-naia-funktsiia-ieio-svointieghrirovannyi-urok-matiematiki-i-informati.html
-
Построение графиков онлайн. http://www.yotx.ru
-
Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400. http://e-koncept.ru/2013/53282.htm
-
Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475. http://e-koncept.ru/2017/970621.htm
-
Хлупина Надежда Олеговна Использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
-
Web-квест История вычислительной техники. Критерии оценки выполненной работы. http://istoriya-vt.narod.ru/ocenka.htm