Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7»
г. Тобольска
.
Педагогические чтения -2017
Соколовская Людмила Михайловна
Воспитатель средней группы
Тема:
Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством игровой модели познавательного развития.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
- Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством игровой модели познавательного развития .
Цель: с помощью игровой модели познавательного развития сформировать здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Предмет исследования : условия для эффективного формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Гипотеза : формирование ЗОЖ дошкольников будет осуществляться более успешно если :
- 1. Будет создана развивающая предметно – пространственная образовательная среда.
- 2. Создан и апробирован во взаимодействии с детьми комплекс игр, упражнений, с применением игровой модели.
- 3. В образовательный процесс будут вовлечены родители воспитанников.
Научная новизна
- Определяется тем, что процесс формирования у детей навыков ЗОЖ через игровую модель познавательного развития рассматривается в контексте внедрения ФГОС, а именно – как результат интеграции социально- коммуникативного, познавательного и физического развития.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определенны следующие задачи :
- изучить психолого-педагогические аспекты формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста;
-рассмотреть прием игровой модели познавательного развития, как условие формирование ЗОЖ;
-разработать и внедрить в работу с детьми комплекс игр упражнений.
Исследование проходило в 3 этапа:
1.Поисково-теоретический.
2.Опытно-экспериментальный.
3.Заключительно-обобщающий . .
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова и др
От чего зависит здоровье?
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным
Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции .
Формы организации здоровьесберегающей работы
Корригирую-щая гимнастика
Подвижные, спортивные игры
Игровые упражнения и задания
Дыхательная гимнастика
Самомассаж
Релаксация
Динамические паузы, физкультминутки
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
проводятся в игровой форме
Утренняя гимнастика
Подвижные игры и упражнения
Закаливание
Контрастное воздушное закаливание послдневного сна)
рижским методом
Психогимнастика
Индивидуальная работа по физвоспитатнию
Свободная двигательная активность
Основной вид деятельности дошкольников - игра.
Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, является естественным спутником
жизни ребёнка.
Игровая модель познавательного развития Г.А. Никашиной включает художественно-
познавательные, логические,
социально-адаптационные игры,
минутки познания и любования,
что обновляет деятельность
детей через насыщение её
разнообразными проблемно-
игровыми и поисковыми
ситуациями.
Благодаря игровой деятельности ребенок учится выполнять правила, думать, стремиться к победе, чувствовать свою силу, приобретает уверенность в себе, гармонично развивается. Исходя из этого, можно уверенно говорить
о том, что роль игры
в развитии ребенка
действительно
высока.
По результатам констатирующего эксперимента сделали вывод, что формирование ЗОЖ у детей находился на среднем и низком уровне, что подтвердило необходимость исследования выдвинутой проблемы. С этой целью был проведён формирующий эксперимент,
который заключался в разработке
комплекса мероприятий, комплекса игр
и упражнений, направленных на
познавательное развитие детей
дошкольного возраста и апробирование
его в работе
Одной из форм педагогического воздействия являлась индивидуальная работа с ребенком. Прежде чем формировать у ребенка потребность в бережном отношение к своему организму, нужно помочь ребенку осмыслить – для чего это нужно? Для этого использовали беседы, заучивание потешек, стихов, рассматривание иллюстраций о здоровье.
Расширяли представления о ЗОЖ через: сюжетно- ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы
В уголок здоровья разместили
— Папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;
— дидактические игры по темам;
— книги о здоровье и ЗОЖ;
— схемы, иллюстрации по темам;
«Витамины – это всегда полезно»; «Правила ухода за больным человеком»; «Тренируем память»; «Как ты можешь закаляться»; « «Мой режим дня в саду»; «Упражнения для снятия утомления»; «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др.
Коммуникативные игры- танцы
В группе проходит «Разноцветная неделя» Каждый день посвящен какому- либо цвету и определенной теме.
5 день это черно- белый цвет, где мы беседовали о важности соблюдения режима дня
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков использовали настольные и дидактические игры («Занимательные кубы», «Органы чувств», «Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.).
Взаимодействие с семьей
Данные диагности подтверждают выдвинутую нами ранее гипотезу, согласно которой, формирование ЗОЖ посредством игровой модели познавательного развития у детей дошкольного возраста происходит более
успешно, если созданы
соответствующие
условия.
Таким образом: быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни.
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделай его крепким
и здоровым» (Ж.-Ж Руссо.)
Спасибо за внимание !