СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" За нами Москва"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

За нами Москва

Просмотр содержимого документа
«" За нами Москва"»

«Согласовано»

Завуч по УВР

Шакетова С.Е.

_______________

«___» ________ 2020г.

«Утверждено»

Директор школы

Жумагалиева А.Г.

_______________

«___» ________ 2020г.


Краткосрочное планирование по дисциплине «Русский язык и литература» 7 класс


Дата:

Учитель: Сариева А.С.

Школа: СОШ №19

КЛАСС: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Урок 54

Раздел: День Победы: Почему мы должны помнить.

Тема урока

Б. Момышулы «За нами - Москва».

Цели обучения

7.1.5.1 прогнозировать содержание по заголовку или началу текста;

7.2.3.1 соблюдать морфологические нормы использования форм разных частей речи;

7.5.1.2 выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении.

Цели урока

Ученики на уроке познакомятся с биографией Б.Момышулы, с повестью «За нами - Москва»; спрогнозируют содержание текста по заголовку произведения; ответят на вопросы, соблюдая морфологические нормы использования форм разных частей речи; составят характеристику персонажа; выберут и используют соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении.

Языковая цель


Учащиеся могут строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.

Ключевые слова и фразы: поёживаясь, грёзы, шла рысью, мемуары, пейзаж.

Используемый язык для диалога / письма на уроке: русский.

Критерий оценивания

Участвовать в диалоге, правильно понимая реплики и представляя обратную связь; работать на виртуальной доске Padlet.

Привитие ценностей

Общность истории, культуры и языка. Ценности, основанные на любви и уважении к родному языку. Уважение, сотрудничество, открытость, труд и творчество, казахстанский патриотизм, академическая честность.

Межпредметные связи

На уроке наблюдается связь с предметом «История». Межпредметная интеграция на уроке реализуется через предложенные учителем факты, данные времен Великой Отечественной войны.

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации: поиск значений непонятных слов в онлайн словаре, демонстрация презентации, работать на виртуальной доске Padlet.

Предыдущее обучение


Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных на предыдущих уроках, в том числе на тех, которые направлены на восприятие аудио материалов, на анализ содержания текста, на формирование грамотности речи.


План урока

Этап урока / время

Действия учителя

Действия

учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

1 мин.

Приветствие. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение раздела «День Победы: почему мы должны помнить». Тема урока: Б. Момышулы «За нами - Москва».



Слайд 1

2 мин.

Приём «Назови героя».

- Определите по этим признакам, о ком идёт речь.

1. Решительный командир.

2. Не терпит трусости.

3. Готов взять на себя ответственность.

4. Человек без фамилии.

5. Герой повести А.А.Бека «Волоколамское шоссе».


- Я уверена, что вы сразу узнали этого человека. Да, мы сегодня будем говорить о Бауыржане Момышулы.


- Эпиграфом к уроку станут его слова из книги «За нами - Москва»:

Герои смертью жизнь не кончают, они начинают жить в сердцах миллионов.

Б.Момышулы

«За нами - Москва».


- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Действительно, герои не погибают, им суждено жить вечно. Таким и был Бауыржан Момышулы.


«Большой палец»


Слайды 2, 3

2 мин.

Прогнозирование. «Свободный микрофон».

- Б.Момышулы – автор повести «За нами - Москва».

- Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в данном произведении?

- В своих прогнозах опирайтесь на уже имеющиеся знания, материалы прошлых уроков.


«Словесная похвала, одобрение».

Слайд 4

Середина урока

Предтекстовая работа.


5 мин


Просмотр видеофрагмента

Беседа по вопросам:

- Как жил и творил писатель?

- Какие знаменательные события он повидал?

- Какие награды получил за свои достижения?

Дескрипторы: - отвечает на вопросы по просмотренному видеоролику,

- активно вступает в диалог.

Взаимооценивание «Словесная похвала + комментарий».


Слайд 5 https://www.youtubeю сщь.цфеср,м= Ц5ам_Л3ПйГ8?е=360ы «История одного шедевра»

(биография)

6 мин

Литературный хронограф

Задание: по литературному хронографу составить кластер.

1 группа:

В июле 1941 г. в Алма-Ате 31-летний Б.Момышулы включён в штаб новой 316-й стрелковой дивизии, позже получившей название панфиловской. Его сразу назначают командиром батальона, а затем дивизии. О его боевых подвигах ходили легенды. Он мастерски выходил из окружения, не потеряв ни одного бойца, взяв в плен немало фашистов. Об искусстве ведения боя Б. Момышулы еще напишет немало книг.

Немало наград. Среди них:

• Герой Советского Союза (заслуженное звание, к сожалению, при жизни Б.Момышулы не получил. Оно было присвоено ему уже посмертно, в 1990 г., в год 80-летия со дня рождения. Правда всё же восторжествовала. Время всё расставило по местам )

• Народный герой Казахстана, Халық Қаһарманы (посмертно)

• Два ордена Красного Знамени

• Орден Отечественной войны 1-й степени

• Орден Красной Звезды

2 группа

Преподавал в военной академии. В 1956 году, выйдя в отставку в звании полковника, начинает писать.

В казармах, в окопах и в окружении писатель создавал очерки. Исписанные полевые тетради, хранящие порох, капли крови соотечественников и дым войны, стали основой для создания проникновенных произведений, которые были переизданы в нескольких странах.

Произведения:

• «История одной ночи»

• «За нами Москва»

• Биографическая повесть о генерале И. В. Панфилове «Наш генерал»

• Книга повестей и рассказов «Наша семья» (удостоена Государственной премии Казахской ССР в 1976 году)

• Путевые очерки «Кубинские встречи».

3 группа

Б.Момышулы писал о том, что видел и пережил на фронте, что потрясло и осталось в его памяти навсегда. Помогали ему в написании правды о войне и те 38 тетрадей-дневников, что он вёл на фронте, вёл в любых условиях: на марше, в окопе, в снег и дождь, даже в окружении.

Сегодня его опыт изучают в военных учебных заведениях Израиля, США.

Многие выражения из произведений Б.Момышулы стали крылатыми. Они восхищают своей глубиной и точностью.

• Знающий один язык – это один человек. Знающий два языка стоит 2-х достойных людей.

• Честь за хлеб не продавай.

• Любить свой народ не значит ненавидеть другой. За Родину в огонь войдя – не сгоришь.

• Справедливость поспешает медленно, но приходит неизбежно.

• Мои судьи – время и народ

Дескрипторы: - составляет кластер по литературному хронографу,

- пишет без ошибок.

«Две звезды, одно пожелание».

Комментарий учителя.


Слайд 6, 7 8


Виртуальная доска Padlet.

3 мин.

Словарная работа.

Задание: найти в онлайн словаре значения слов и терминов: поёживаясь, грёзы, шла рысью, мемуары, пейзаж.


Дескриптор:

- находит значение слов онлайн словаре.

«Словесная похвала»

Слайд 9


Онлайн словарь

6 мин

Работа с текстом.

- Послушайте начало повести «За нами - Москва»:

Земля окаменела. Когда-то нежно журчащие ручейки и речка застыли в ледяном безмолвии. Всё вокруг окуталось снежным пухом. Зима круто вступила в свои права. С непривычки мы сильно продрогли. Поёживаясь, прячем руки в карманы. Спасаясь от пронизывающего ветра, жмёмся к стенам домов. Но это продолжается недолго. Время не терпит. Война остаётся войной. Её не перепоручишь другому. За всем должен сам уследить, всё должен делать сам.

А стоит почувствовать себя немного свободным от всего, как отдаёшься во власть воспоминаний, размышлений, мечтами и мыслями уносишься далеко от окружающего, в другой мир…

Я очнулся от своих глубоких грёз и, окончательно придя в себя, заметил, что Лысанка шла рысью, цокая копытами по неровному, окаменевшему просёлку.


Слово учителя:

- «В этих записках я хотел поделиться не только опытом, но и рассказать о собственных ошибках» - этим эпилогом начинаются многие книги Бауыржана Момышулы. В повести «За нами - Москва» фигурируют реальные герои Великой Отечественной войны.

Дескриптор:

- отвечают на вопросы по прослушанному фрагменту (1. От имени кого ведётся рассказ в повести?

2. Какова роль пейзажа?)

- активно участвуют в диалоге.



Самооценивание:

ошибка

баллы

0

2

1

1

2

0

Проверь себя:

1) Рассказ в повести ведёт сам Б.Момышулы, используя личное местоимение «я».

2) Ледяное безмолвие , холод, пронизывающий ветер подчёркивают враждебность мира. Война. Герой хочет скрыться от войны, погружается в мир грёз, воспоминаний. Но война не отпускает.

Слайд 10, 11


5 мин

- А теперь перейдем к практической грамматике.

- Проговорите глагольную пару напишЕте - напишИте, подумайте, чем они отличаются.

Что сделаете?

напишете

напишите

Что сделайте?

Сов.в

Сов.в.

Буд.вр.

-

Обозначает действие, которое произойдёт в будущем

Просьба/ приказ

Изъявит.накл.

Повелит. накл.


Анализируют глагольную пару, изучают правило в таблице, объясняют таблицу, кратко конспектируют.

«Похвала» + комментарий учителя.

Слайд 12


5 мин.

«Лови ошибку»

- В данных предложениях допущены ошибки в употреблении глаголов повелительного наклонения. Найдите и исправьте их. (вариант с ошибкой не читать)

Солдаты, соблюдаете дисциплину!

Вы соблюдайте дисциплину?

Пожалуйста, прочитаете донесение!

Если прочитайте повесть, узнаете правду о войне.

Прошу, расскажете мне об обстановке на фронте.

Может, вы им расскажите правду.


Дескриптор:

- находят ошибки в употреблении глаголов повелительного наклонения и исправляют их,

- пишут без ошибок,

- объясняют правописание орфограммы,

- самостоятельно проверяют себя,

- оценивают свою работу по шкале.


Самооценивание:

ошибка

баллы

0

3

1

2

2

1

3

0

Проверь себя:

1) Солдаты, соблюдайте дисциплину! - Вы соблюдаете дисциплину?

2) Пожалуйста, прочитайте донесение! - Если прочитаете повесть, узнаете правду о войне.

3) Прошу, расскажите мне об обстановке на фронте. - Может, вы им расскажете правду.

Слайд 13, 14

Конец урока.


2 минут

Подведение итогов урока:

- С биографией какого писателя вы познакомились? С какой повестью?

- Какую работу выполняли?

- Что изучили?

- Как материалы урока вам могут пригодиться в жизни?

Отвечают на вопросы, делают выводы, связывают с жизнью.

Словесная похвала учителя + комментарий.

Слайд 15


2 мин.

Рефлексия «Телеграмма».

- Кратко напишите самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями Б.Момышулы и опубликуйте на виртуальной доске Padlet.

Пишут телеграмму.


Слайд 16

Виртуальная доска Padlet.

1 мин.

Домашнее задание.

Напишите синквейн о Б.Момышулы, соблюдая морфологические нормы использования форм разных частей речи.

Записывают д./з.


Слайд 17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!