Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Зоринская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«ФАКЕЛ»
Возраст обучающихся: 15—17 лет
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Бороденко Михаил Васильевич
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа модифицированная и составлена в соответствии с Образовательной программой МБОУ «Зоринская СОШ».
Защите Отечества, военной службе гражданина России посвящена специальная, 59-я статья Конституции РФ. И хотя в части 3-й данной статьи говорится о возможных случаях альтернативной гражданской службы, это не меняет главного положения, которое открывает конституционную статью: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ».
Вот почему военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определенная психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.
В то же время статистика показывает, что рост чрезвычайных ситуаций природного характера в России составляет более 60% в год. В стране ежегодно возникает не менее тысячи достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью человека.
Растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций. Это вызвано как возрастанием количества стихийных бедствий, увеличением числа промышленных аварий и катастроф, опасных криминальных проявлений, террористических актов, так и отсутствием у населения навыков правильного поведения в различных экстремальных ситуациях.
Печальной приметой настоящего времени является рост наркомании, детской преступности и других негативных явлений в среде молодежи, что является отражением недоработок в социально-нравственном и гражданском воспитании учащейся молодежи.
Наряду с этим не сокращается число несчастных случаев среди детей и подростков, случающихся в быту, городе, на дорогах, в природных условиях. Все это требует принятия адекватных мер превентивного характера.
Все эти обстоятельства обусловили необходимость разработки программы с целью пробуждения и развития у подрастающего поколения духовности, гражданственности, патриотизма, глубокого уважения к историческому и культурному прошлому России; развенчанию ореола воровской романтики, противодействия втягиванию подростков в преступные группировки, ограждение от влияния улицы, организации активного отдыха.
Цель военно-патриотического воспитания—развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач.
Основными задачами деятельности военно-патриотического воспитания являются:
участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи;
воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
изучение истории и культуры Отечества и родного края;
приобщение детей и юношей к вопросам личной и коллективной безопасности, развитие их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, оказание само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
популяризация и пропаганда среди населения основ здорового и безопасного образа жизни;
обучение детей и молодежи практическим навыкам и умению пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты и эффективным действиям на пожаре, при совершении ДТП, террористического акта;
противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
физическое развитие молодежи, формирование здорового образа жизни;
участие в подготовке граждан к военной службе.
Основными направлениями военно-патриотического движения являются:
участие в военно-спортивных соревнованиях, играх, походах, экскурсиях, показательных выступлениях, войсковых стажировках;
совершенствование системы подготовки призывников для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;
участие в мероприятиях, связанных с памятными днями России;
участие в работе военно-спортивных лагерей для молодежи
получение теоретических знаний и практических навыков в проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, основам психологии, здорового образа жизни и мерам безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
приобретение учащимися опыта прохождения туристических маршрутов и навыков выживания в экстремальных условиях;
укрепление физического здоровья.
Формами деятельности и методами проведения занятий с курсантами являются:
Нравственное и героико-патриотическое воспитание:
-теоретические занятия;
-уроки мужества;
-походы по местам Боевой славы;
-торжественные построения;
-конкурсы, викторины.
2. Общевоенная и физическая подготовка:
-теоретические занятия;
-тренировочные занятия;
-тактические игры;
-соревнования;
-комплексные занятия.
3. Инструкторско-методическая подготовка:
-показные занятия;
-обеспечение проведения соревнований;
-методические разборы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы | Количество часов |
Всего | Теор. | Практ. |
|
Раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» | 30 | 28 | 2 |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 2 | 2 | |
Главные правила безопасности | 1 | 1 | |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе | 2 | 2 | |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 3 | 2 | 1 |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 2 | 2 | |
Основы подготовки к туристическому походу | 10 | 10 | |
Уголовная ответственность несовершеннолетних | 2 | 2 | |
Опасные ситуации в быту | 1 | 1 | |
Пожары. Средства борьбы с ними | 1 | 1 | |
Средства тушения пожаров | 2 | 1 | 1 |
Аварийные ситуации на транспорте | 2 | 2 | |
Нарушение экологического равновесия | 2 | 2 | |
Раздел «Первоначальная подготовка» | 24 | 16 | 8 |
Российские Вооруженные Силы на современном этапе | 4 | 4 | |
Военная присяга и Уставы | 2 | 2 | |
Техника и вооружение Военно-воздушных сил | 3 | 3 | |
Техника и вооружение Военно-морского флота | 3 | 3 | |
Боевая техника и вооружение сухопутных войск | 4 | 4 | |
Боевая техника и вооружение войсковых частей Курского гарнизона | 8 | | 8 |
Раздел «Общественно-государственная подготовка» | 8 | 8 | |
Конституционные основы РФ | 2 | 2 | |
Воинские должности и звания | 2 | 2 | |
Российский солдат | 2 | 2 | |
Выдающиеся военные ученые и конструкторы России | 2 | 2 | |
Раздел «История Вооруженных Сил России» | 10 | 10 | |
Древняя Русь | 2 | 2 | |
Московское государство | 2 | 2 | |
Императорская Россия | 3 | 3 | |
Великий год России | 3 | 3 | |
Раздел «Уставы Вооруженных Сил России» | 8 | 8 | |
История зарождения Уставов ВС РФ | 2 | 2 | |
Размещение, жизнь и быт военнослужащих | 3 | 3 | |
Военнослужащие и взаимоотношения между ними | 3 | 3 | |
Раздел «Военная топография» | 8 | 5 | 3 |
Местность как элемент боевой обстановки | 2 | 1 | 1 |
Измерения на местности | 3 | 1 | 2 |
Топографические и специальные карты | 1 | 1 | |
Рельеф местности и его изображение на картах | 2 | 2 | |
Раздел «Огневая подготовка и стрелковое оружие» | 18 | 6 | 12 |
Материальная часть автомата Калашникова | 6 | 2 | 4 |
Материальная часть пистолета Макарова | 4 | 1 | 3 |
Основы и правила стрельбы | 8 | 3 | 5 |
Раздел «Радиационная, биологическая и химическая защита» | 12 | 8 | 4 |
Ядерное оружие | 4 | 4 | |
Химическое оружие | 2 | 2 | |
Биологическое оружие | 2 | 2 | |
Коллективные и индивидуальные средства защиты | 4 | | 4 |
Раздел «Основы пожарного дела» | 12 | 8 | 4 |
История развития пожарного охраны | 4 | 4 | |
Действия при обнаружении пожара | 4 | 4 | |
Экскурсия в пожарное депо | 4 | | 4 |
Раздел «Медико-санитарная подготовка» | 16 | 12 | 4 |
Значение первой доврачебной помощи и правила ее оказания | 2 | 2 | |
Понятие о ране, классификация ран и осложнения | 2 | 2 | |
Виды кровотечений и их характеристика | 2 | 2 | |
Первая доврачебная помощь при ранениях | 2 | 2 | |
Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь | 4 | 2 | 2 |
Реанимация | 4 | 2 | 2 |
Раздел «Физическая подготовка» | 70 | | 70 |
Общефизическая подготовка | 14 | | 16 |
Преодоление полосы препятствий | 10 | | 6 |
Легкая атлетика | 8 | | 8 |
Лыжная подготовка | 20 | | 10 |
Рукопашный бой | 4 | | 4 |
Спортивные игры | 14 | | 12 |
Итого | 216 | 109 | 107 |
Содержание учебных тем курса
1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 2. Первоначальная подготовка 3. Общественно-государственная подготовка 4. История Вооруженных Сил России 5. Уставы Вооруженных Сил России 6. Военная топография 7. Огневая подготовка и стрелковое оружие 8 . Радиационная, биологическая и химическая защита 9. Основы пожарного дела 10. Медико-санитарная подготовка 11. Физическая подготовка | 30 ч 24 ч 8 ч 10 ч 8 ч 8 ч 18 ч 12 ч 12 ч 61 ч 70 ч |
Всего | 216 ч |
Календарно-тематический план
Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
Всего | план | факт |
|
Инструктаж по технике безопасности. Опасные и чрезвычайные ситуации | 2 | | |
Главные правила безопасности. Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Физическая подготовка | 4 | | |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Физическая подготовка | 2 | | |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Физическая подготовка | 4 | | |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. | 2 | | |
Основы туристического похода | 4 | | |
Основы туристического похода | 2 | | |
Основы туристического похода | 4 | | |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 2 | | |
Опасные ситуации в быту. Пожары. Средства борьбы с ними. Средства тушения пожаров | 4 | | |
Аварийные ситуации на транспорте | 2 | | |
Нарушение экологического равновесия. Физическая подготовка | 4 | | |
Российские Вооруженные Силы на современном этапе. | 2 | | |
Российские Вооруженные Силы на современном этапе. Военная присяга и Уставы | 4 | | |
Техника и вооружение ВКС | 2 | | |
Техника и вооружение Военно-воздушных сил. Физическая подготовка | 4 | | |
Техника и вооружение Военно-морского флота. Физическая подготовка | 2 | | |
Боевая техника и вооружение сухопутных войск. | 4 | | |
Боевая техника и вооружение войсковых частей Курского гарнизона | 2 | | |
Боевая техника и вооружение войсковых частей Курского гарнизона. | 4 | | |
Боевая техника и вооружение войсковых частей Курского гарнизона. | 2 | | |
Конституционные основы РФ. Физическая подготовка | 4 | | |
Воинские должности и звания. | 2 | | |
Российский солдат. Физическая подготовка | 4 | | |
Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. | 2 | | |
Древняя Русь. Физическая подготовка | 4 | | |
Московское государство. | 2 | | |
Императорская Россия. Физическая подготовка | 4 | | |
Великий год России | 2 | | |
Великий год России. Физическая подготовка | 4 | | |
История зарождения Уставов ВС РФ. | 2 | | |
Размещение, жизнь и быт военнослужащих. Физическая подготовка | 4 | | |
Военнослужащие и взаимоотношения между ними | 2 | | |
Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Физическая подготовка | 4 | | |
Местность как элемент боевой обстановки | 4 | | |
Измерения на местности. Физическая подготовка | 2 | | |
Топографические и специальные карты. Физическая подготовка | 4 | | |
Рельеф местности и его изображение на картах. Физическая подготовка | 2 | | |
Материальная часть автомата Калашникова. | 4 | | |
Материальная часть автомата Калашникова. | 2 | | |
Материальная часть пистолета Макарова. | 4 | | |
Материальная часть пистолета Макарова. Физическая подготовка | 2 | | |
Основы и правила стрельбы. | 4 | | |
Основы и правила стрельбы. | 2 | | |
Основы и правила стрельбы. Физическая подготовка | 4 | | |
Ядерное оружие. Физическая подготовка | 2 | | |
Ядерное оружие | 4 | | |
Химическое оружие Физическая подготовка | 2 | | |
Биологическое оружие. | 4 | | |
Коллективные и индивидуальные средства защиты. Физическая подготовка | 2 | | |
Коллективные и индивидуальные средства защиты. | 2 | | |
История развития пожарной охраны Физическая подготовка | 4 | | |
История развития пожарной охраны | 2 | | |
Действия при обнаружении пожара. Физическая подготовка | 4 | | |
Действия при обнаружении пожара. | 2 | | |
Экскурсия в пожарное депо | 4 | | |
Значение первой доврачебной помощи и правила ее оказания. | 2 | | |
Понятие о ране, классификация ран и осложнения. Физическая подготовка | 4 | | |
Виды кровотечений и их характеристика. | 2 | | |
Первая доврачебная помощь при ранениях. Физическая подготовка | 4 | | |
Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. | 2 | | |
Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. Физическая подготовка | 4 | | |
Реанимация | 2 | | |
Реанимация Физическая подготовка | 4 | | |
Физическая подготовка | 2 | | |
Спортивные игры | 4 | | |
Легкая атлетика | 2 | | |
Преодоление препятствий | 4 | | |
Спортивные игры | 2 | | |
Преодоление препятствий | 4 | | |
Спортивные игры | 2 | | |
Спортивные игры. Подведение итогов | 4 | | |
Итого | 216 | |
Учебно-методическое обеспечение
Нормативная и правовая литература:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Компакт-диски, видеофильмы
Интернет ресурсы
Макеты, муляжи, модели
Муляж тела человека
Автомата АК-74
Пистолет Макарова
Пневматическая винтовка
Пневматический пистолет
Учебные мины
Стенды, плакаты
Стенды
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Средства медицинской защиты
Используемая литература
. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/М.П.Фролов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева.—М.: АСТ: Астрель, 2008.
. Основы безопасности жизнедеятельности : 9 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : АСТ : Астрель, 2011.
«Основы безопасности жизнедеятельности»: 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/М.П.Фролов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева.—М.: АСТ: Астрель, 2008.
«Основы безопасности жизнедеятельности»: 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/М.П.Фролов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева.—М.: АСТ: Астрель, 2008.
"Правила безопасности для взрослых и детей": А.Г.Рыхнов; под ред. В.В.Шевченко.--"Библиотечка "Военные знания", 2006 г.
"Огневая подготовка": Е.А.Попов; под ред. В.В.Рябчука.--ООО "Редакция журнала "Военные знания", 2004 г.
"Строевая подготовка": уч. пособие.--Библиотечка "Военные знания", 2009 г.
"Физическая подготовка": А.А.Квак; "Библиотечка "Военные знания", 2010 г.
"Пневматическое оружие": А.Д.Дворкин.--ООО "Редакция журнала "Военные знания", 2001 г.
"Военная топография": уч. пособие.--"Библиотечка "Военные знания", 2010 г.
"Тактическая подготовка": А.А.Нефедов; --"Библиотечка "Военные знания", 2010 г.
"Подготовка учащейся молодежи": сост. И.П.Цуканов.--КОПОО Центр "Поиск", Курск, 2004 г.
"Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения, объектовые тренировки, "день защиты детей" в учебных заведениях": сост. М.А.Петров;--"Библиотечка "Военные знания", 2007 г.
"Имена Героев на карте Курской области": сост. Д.В.Михайлов; изд. НП"Праздник улицы Героя", 2011 г.
Азбука военной службы./ П.Новиков.-Центр народной помощи «Благовест».-Курск.: 1999.
Мой выбор. Учебные военные центры./П.И.Антипин.-М.: 2008.
Школа против террора. Методические указания./Под ред. Б.И.Мельничук.-М.: «Кириллица», 2005.
Ресурсы Интернет.
Плакаты ВС РФ.