СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Казачество на защите России в русско-японской войне, в годы Великой Отечественной войны.
Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Секция: Историческая
Тема: «Забайкальское казачество на защите России»
Выполнила: Морозова Валерия,
ученица 10 класса
МАОУ «СОШ № 57
имени А. Цыденжапова»
Руководитель: Дагбаева А.А,
учитель русского языка и литературы.
Г. Улан-Удэ
2020г
Содержание
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------2
Социальное положение забайкальского казачества----------------------------------------3
Забайкальское казачество на русско-японской войне---------------------------------------7
Помощь государства ветеранам русско-японской войны---------------------------------10
Участие бурятских потомков – казаков в Великой Отечественной войне------------10
Казачество Бурятии-------------------------------------------------------------------------------12
Забайкальское казачество. Настоящее время- казачества--------------------------------16
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------19
Использованная литература---------------------------------------------------------------------21
Введение
Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей социального развития Забайкальского казачества накануне русско-японской войны, роль Забайкальского казачества в этой войне, о роли современного казачества в защите интересов своей Родины. Актуальность состоит в том, что проблема определения места казачества в современном обществе тесно связана с его многовековой историей, опыт установления православной религии в Восточной Сибири и социального развития Забайкальского казачества может быть полезен современному российскому обществу в современных условиях. Особый интерес в современных условиях реформирования местного самоуправления вызывает опыт религиозного и социального развития казачьего войска, который в царской России имел широкое распространение и был достаточно эффективен при организации защиты границ империи.
Забайкальское казачье войско вписало в историю России немало славных страниц. Собранный из различных источников материал приоткрывает только часть событий, в которых участвовали забайкальцы. Многие факты героического прошлого войска, подвиги его казаков на войне, тяжелая борьба за существование в суровых климатических условиях, остались неисследованными и не наши своего достойного места не в ранних публикациях, ни в современных. Было бы замечательно, если бы за написание истории забайкальского казачества взялись настоящие исследователи, историки, ученые.
Самым значительным достижением дореволюционной историографии, по изучению вопроса регионального казачества, стал труд А.П. Васильева «Забайкальские казаки». Источниками работы стали архивные материалы, опубликованные документы, которые были впервые введены в научный оборот. Г.Ц. Цыбиков в труде «Забайкальское бурятское казачье войско» предпринял попытку определения социальной сущности бурятского казачества, анализировал процесс классового расслоения казачества. В 1954 г. вышла двухтомная «История Бурят-Монгольской АССР» (ред. А.П. Окладникова и П.Т. Хаптаева), где давались общие сведения о Забайкальском казачьем войске.
В 90-х годах ХХ века появляются новые монографические исследования истории Забайкальского казачества, посвященные анализу социального и религиозного сознания, духа казачества: А.С. Зуев опубликовал свой труд «Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII – первой половине XIX вв.», Н.Н. Смирнов написал книгу «Слово о забайкальских казаках», О.И. Агафонов опубликовал свою работу «Казачьи войска Российской империи», Е.А. Высотина - «Казачество Бурятии в прошлом и настоящем».
Часть 1
Социальное положение забайкальского казачества.
17 марта 1851 года Николаем I был утвержден проект о создании Забайкальского казачьего войска. В это же время Иркутская епархия делится на Иркутскую и Забайкальскую духовные миссии1. Войско несло внутреннюю службу и охраняло государственную границу России с Китаем.
Исходя из штата строевых частей, возможно, провести анализ социального и религиозного состояния данных подразделений: в четырех русских (вместе с тунгусами) полках должно было состоять 3504 человека, в двух бурятских – 1726 человек; всего конных военнослужащих - 5230 человек.2 Кроме того, в войске было 12 пеших русских батальонов – 12486 человек, всего в войске насчитывалось 17716 человек.
Управление Забайкальского казачества было представлено: высшее звено - наказным атаманом, войсковым правлением, войскового дежурства, особой канцелярией при наказном атамане. Затем шло среднее звено управления, состоящее из шести бригадных управлений. Низшее звено управления было представлено в конном войске 36-ю сотенными управлениями. Пешее войско имело двенадцать батальонных управлений3. Такая система позволяла точнее регулировать военную подготовку казаков и уровень их обеспечения.
В созданном казачьем войске сотенных правлений было 22 в большинстве своем православные.4 Называются конкретные поселения, где в 1851 году находились сотенные правления – это: Верхнеудинское, Баргузинское, Селенгинское, Талецкое, Усть-Брянское, Новобрянское, Санномыссовское, Укырское, Погромнинское, Кульское, Колесовское, Чертовкинское, Кударинское, Быковское, Тресково, Брянское, Толстихино, Уринское, Сувинское, Бодонское, Нестерово, Харашибирское. Большинство сотенных правлений того времени находилось на территории современной Республики Бурятия.5
В конце 19 века забайкальские казаки находились в сложном положении, роль конницы в боевом деле падала. Казаки имели большие земельные наделы, но воинская повинность была очень обременительной. В начале 20 века казаки не получали в России за службу денег, а только земельный надел. При этом казаки должны были являться на службу со своим обмундированием, своими лошадьми и собственным вооружением.
В этот период казак нес немалые денежные повинности. В газете «Сибирь» № 10, С.3. за 1875 г. отмечалось: «В настоящее время все денежные повинности забайкальского казака могут быть выражены в следующих цифрах: ежегодно земские повинности – 1 руб. 70 копеек.; на покрытие дефицита по войсковым сметам – 1 руб. 10 коп.; … выход на очередную службу через два года в третий обойдется убылью из дома работника по местным ценам 80 руб. и экипировкою 30 руб. и всего за три года 110 руб., а за один год 36 руб. 60 коп. С денежными повинностями составится 45 руб. 50 коп. …. Следовательно, 200 пудов дадут чистой прибыли 120 руб., за уплатою повинностей останется 75 руб., то есть по 25 рублей на каждого члена семьи. На эти деньги нужно заготовить одежду, обувь, чай, соль и пр. При таких условиях, понятно о сбережении на черный день невозможно и думать»6.
Уровень жизни забайкальских казаков в конце 19 начале 20 веков был невысок, их хозяйства зачастую имели только по одной лошади, которая в мирное время использовалась в гражданских целях, а военное - как кавалерийская.
Социальное положение казачества изменилось, в связи с реформой 31 мая 1872 года, которая отменила: ежегодный 3-х рублевый сбор, на содержание бригадных и батальонных управлений(за 8 лет с 1860 по 1867 г. недоимка составила 20500 рублей); общественную запашку в пеших батальонах; упразднены «магазины (склады) мундирных и амуничных вещей» (снаряжение, в которые сдавались казаками в обязательном порядке); ежегодные полковые и батальонные сборы для обучения строевой службе и т.п6. Эта реформа улучшила положение Забайкальского казачества. Существующие ранее управления, канцелярии, войсковое дежурство были отменены7.
По Положению 1872 г. в мирное время Забайкальское казачье войско выставляло учебные части: конный дивизион, пеший батальон и конно-артиллерийскую бригаду. В крупных воинских формированиях существовали полковые церкви, за духовное состояние военнослужащих отвечали церковнослужители. В военное время по мобилизации формировалось 9 пеших батальонов, 6 конных полков, 2 конно-артиллерийские батареи. Именно эти воинские формирования, участвовали в подавлении Ихэтуаньского восстания в 1899 по 1901 годов в Китаев, в Русско-Японской 1904-1905 годов и Первой мировой войнах. К началу 20 века году численность Забайкальского казачьего войска составляла 265 тысяч человек, из них на военной службе состояло 14,5 тысяч. Среди призванных казаков находились и церковнослужители. На службу призывали с 21 года. Число казаков, призванных на службу, распределялось пропорционально между станицами, закрепленными за полковыми и батальонными округами. Юноша, вытянувший жребий, зачислялся в разряд казаков «служилого разряда»; из этого времени он 15 лет служил в «полевой службе», а 7 лет на «внутренней». После 22 лет службы казак увольнялся в отставку.
В мирное время не было необходимости держать в строевых частях все 11000 казаков служилого разряда, поэтому 2/3 пользовались временной отсрочкой (по семейному положению, состоянию здоровья, учебе и т.п.).
Добровольцы на военную службу, вытянувшие жребий на 1 год освобождались от натуральных повинностей. С 1872 года по 1893 год внутренняя жизнь казачьего войска управлялась общественным станичным управлением, совместно со священником, которые создавались в каждой станице Восточной Сибири и России. Станичным управлением заправлял атаман (выборная должность). В Национальном Архиве Республики Бурятия хранятся фонды Боргойского, Верхнеудинского, Никольского и Янгажинского станичных правлений, анализ которых подробнее рисует религиозный и социальный уровень жизни казаков региона.7
Верхнеудинское станичное правление было учреждено 1 января 1872 года на основании «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» и согласно распоряжению бригадного правления Забайкальского казачьего войска. В функции станичного правления входило решение хозяйственных и административных вопросов, выдача ссуд хлеба из «экономических магазинов» для посева и пропитания, раздел земельных и пашенных угодий, строительство и ремонт религиозных сооружений, сбор и учет государственных, губернских, частных земских повинностей и т.п. Эти функции выполнялись всеми станичными управлениями без исключений. Помимо указанного, Верхнеудинское станичное правление выполняло функции местной исполнительной власти для станичного общества и подчинялось управлению 1-го военного отдела Забайкальского казачьего войска. По статистическим данным на 1902 год в ведении 1-го Верхнеудинского отдела находилось 18 станичных обществ. В 1903 году Верхнеудинским станичным атаманом был избран В.И. Дружинин.8 Станичное правление над сиротами устанавливало строгую опеку. Указанный факт имеет большую актуальность в современной России.
Каждый год составлялись мобилизационные списки и льготные списки казаков. Каждая станица вела подробный учет рожденных мальчиков и девочек, православные станичные храмы также вели учет рожденных и умерших, вопросы усыновления регистрировались в 1-ом военном отделе Забайкальского казачьего войска зачастую под патронатом церкви.
Казаки, не способные к несению военной службы по возрасту, освобождались «приговором» станичного сбора от службы и облагались денежным сбором в пользу станичного правления. В конце XIX века Забайкальское казачье войско имело 139 учебных заведений, в которых обучалось 3953 человека. В 1896 году количество учащихся составило 4278 человек. В высших и средних учебных заведениях обучалось 65 человек из казачьего сословия9. Постановкой школьного дела в церковно-приходских школах занимался созданный в Чите в 1899 году Комитет православного миссионерского общества. Ученические библиотеки формировались из фондов Училищного Совета при Св. Синоде. Крупные книжные склады в Забайкалье имелись в городах Верхнеудинск и Кяхта.
Одним из состоятельных казачьих станичных правлений в 90-х годах XIX века было Боргойское. Это станичное правление имело 3 экономических магазина – Боргойский, Темнинский, Ацульский (через эти населенные пункты на запад по Кяхтинско-Байкальскому тракту гоняли для продажи скот). Боргойское станичное правление построило одноклассное приходское училище и ремесленную мастерскую, а также фельдшерский пункт с 1 фельдшером на службе.10
Одним из последних было основано Янгожинское станичное правление в 1884 году. Его резиденция находилась в городе Троицкосавске (г. Кяхта). Станица Янгожинская имела 54 двора, кроме того ей подчинялось 4 урочища: Гильбиринское – 62 двора, Оронгойское – 31 двор, Иволгинское – 70 дворов, Сутойское – 34 двора.11 Атаманы урочищ подчинялись станичному атаману. Янгожинское станичное правление тоже имело одно приходское училище. Медицинское обслуживание Забайкальского казачьего войска, по сравнению с прочим населением края, было хорошо развито; обслуживание велось в 4 войсковых больницах и пяти приемных покоях.
В то же время уровень социального обеспечения казачества был значительно выше, чем у крестьян. С военной точки зрения Забайкальские казаки идеально отвечали предъявляемым требованиям, но отсутствие государственной финансовой поддержки сдерживало их социальное развитие либо разоряло их хозяйства в случае войны.
Часть 2
Забайкальское казачество на русско-японской войне.
Война началась в ночь на 27 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре. 28 января вышел указ о приведении в военное положение войск Сибирского военного округа, 9 февраля – Забайкальской области. В этот же день высочайшим приказом было объявлено о создании Маньчжурской армии. К 5 марта 1904 г. развертывание Маньчжурской армии было завершено. 1-ый Верхнеудинский казачий полк попал в Отдельную Забайкальскую казачью бригаду под командованием П.И. Мищенко. 2-ой Верхнеудинский казачий полк вошел в состав Забайкальской казачьей дивизии под командованием П.К. Ранненкампфа и составлял часть общего резерва, находящегося под городом Лаоян. Таким образом в начале войны с Японией кавалерия Маньчжурской армии практически полностью состояла из казаков и в первую очередь из Забайкальского казачьего войска.
В Порт-Артур была направлена 4-ая сотня 1-го Верхнеудинского казачьего полка, под командование генерал-лейтенанта А.М. Стесселя. С 27 января до 30 января 1-ый Верхнеудинский казачий полк охранял побережье бухты Талиенван на границе с Кореей, с 30 января полк выступил в направлении Дагушаня для поиска противника. 1-ым Верхнеудинским казачьим полком командовал полковник Мациевский. 8 февраля, казаками 5 сотни был занят город Ыйесу, где захвачено 6 японцев и 3 японки, которые занимались наблюдением за русскими войсками. 12 февраля казаки Мищенко двинулись к Пеньяну (Пхеньяну) в Корею. У древней столицы Кореи русские казаки встретились с японским десантом [8.С.49]. Сообщению Мищенко о высадке японских войск армии Куроки в штабе русской армии не поверили. Казачья конница, в результате нескольких боев, была вытеснена из Кореи.
6 мая 1904 г. казаки 1-го Верхнеудинского полка с успехом отразили атаку японской пехоты, выручив 4 сотни Читинского казачьего полка, у деревни Сюян. Чаще всего казаков использовали для разведки противника. Наиболее применяемым видом разведки на местности населенных пунктов, у забайкальских казаков было развертывание и атака лавой. В русско-японской войне сторожевое охранение противника было плотным, преодолеть его было сложно, это приводило к большим потерям. Для разведки в тылу врага приходилось спешиваться, в результате задержек разведчиков данные устаревали, не смотря на личное мужество и героизм казаков.
26 мая казаки 1-го Верхнеудинского полка, 2-ая и 3-я сотни сражались с врагом за Тахулинский перевал, японская атака была отражена. Бой был настолько напряженным, что в 1-ой сотне в строю, кроме коневодов, осталось 8 человек; во 2-ой – 12 человек. Попытка японских войск прорваться к Порт-Артуру не удалась, в бою у Вафангоу забайкальские казаки участия не принимали.
С 10 июля развернулись упорные бои под Дашичао, в которых отличилась 5-ая сотня 1-го Верхнеудинского полка, прикрывавшая 1 Забайкальскую казачью батарею.
Казаки вырыли окопы перед артиллерийской батареей и отражали штурмы японской пехоты [9.С.246] .На помощь поспешили стрелки Барнаульского полка, но потеряв около 400 человек, убитыми и ранеными отошли.
Призванные на войну со «льготы», казаки привыкли к военным будням и получили необходимый опыт. 18 июля 1904 г. японская армия Куроки атаковала восточный отряд. Русское командование поручило казакам спешиться и вести «упорную оборону». Под Лаояном генерал Куропаткин планировал дать «генеральный бой» японской армии и укреплял оборону. К тому времени, по оценке военных историков, «…положение генерала Куропаткина стало ужасным. Оно могло бы быть лучше, если бы своевременно прибывали подкрепления по Транссибирской магистрали. Со времени сражения при Ялу он потерял 30 000 человек убитыми и ранеными» [10.С.91] . Видя переправляющегося врага, генерал Любавин, имея в своем распоряжении 17 сотен казаков и артиллерию, не помешал противнику. Контрудара, по переправившимся и пока слабым частям 1 японской армии так и не было нанесено. Куропаткин отдает приказ о начале отступления к Лаояну. 19 августа русские войска покинули и этот китайский город. За бой под Лаояном, после войны в 1906 г., серебряными медалями, было награждено 4 казака 2-го Верхнеудинского полка: старший урядник Георгий Иннокентьевич Путинцев, старший уряднк Федор Андреевич Токарев, старший урядник Роман Дружинин, младший урядник Александр Вавилович Еремеев. 58 казаков 1-го и 2-го Верхнеудинских полков были награждены «светлобронзовой с бантами» медалью, 35- «темнобронзовой» медалью. [11.Л.2] Осенью, в октябре 1904 г., в Забайкалье собирают теплую одежду и отправляют в казачьи полки [12.Л.3]. Впервые японские войска были обнаружены у Квантунских берегов 22 апреля 1904 г. казаками 4-ой сотни 1-го Верхнеудинского полка. 2 мая казаки донесли командованию о занятии противником северных высот, окружающих Цзиньчжоунскую долину. Во время 4-го штурма крепости казаки участвовали в боях за гору Высокая. 20 декабря 1904 г., после многочисленных и кровопролитных боев генералы Стессель и Фок, полковник Рейс сдали крепость японцам. Вместе с крепостью противнику досталось: 610 орудий разного калибра, 207 855 снарядов, 9 тяжелых пулеметов, 4 500 000 винтовочных патронов, 32 400 солдат и моряков (из них 5 809 раненых и больных). Кроме всего прочего, японские трофеи составили: 434 тонны муки, 775 тонн сухарей, 46 тонн сахара, 671 железнодорожный вагон [13.С.323]. С такими запасами крепость могла бы еще полтора месяца активными боями сковывать 100 тысячную армию генерала Ноги и существенно облегчить положение русских армий генерала Куропаткина.
Из попавших в плен казаков 4-ой сотни 1-го Верхнеудинского полка, некоторые пытались бежать, удивляя своим патриотизмом японцев; это казак Михаил Измайлов, хорунжий В.И.Носонов, казак Фирсов [14.С.194]. В 1906 году 118 казаков Верхнеудинской станицы получили медали за воинскую службу; отдельно три человека – серебряные за оборону Порт-Артура: Леонтий Прокопьев, Алексей Вавилович Загузин, Павел Михайлович Краснопеев[15.Л.3].
Вместе с тем, русско-японская война выявила общие ошибки русского командования в военной подготовке, в частности, неверное тактическое использование казачьей кавалерии приводило к большим потерям. Плохое материальное обеспечение войск сказалось на качестве военных действий и разведки (отсутствие карт и неумение ими пользоваться, отсутствие компасов, биноклей и т.д.). К большим потерям среди действующих частей приводило отсутствие горной артиллерии и незнание местности. Эти и другие причины в целом привели Россию к поражению в войне с Японией.
Часть 3
Помощь государства ветеранам русско-японской войны
После окончания русско-японской войны в Забайкалье появилось большое количество раненных и увечных, которые нуждались в дальнейшем лечении. Специально созданный «Александровский комитет о раненых» начинает проводить реабилитацию военных с 1906 г. Первое управление казачьего войска 14 сентября 1906 г. рассылает предписание станичным атаманам Забайкалья с требованием собрать сведения о раненых и увечных [16.ЛЛ.1-4]. За время с 18 июля 1905г. по 28 декабря 1906 г. государство «вследствие, ходатайств воинской администрации» отпустило, через станичный попечительский совет материальную помощь семьям призванных из Забайкалья казаков в размере 50 000 тысяч рублей [17.Л.1]. В июне 1905 года офицерами 1-го Военного управления Забайкальского казачьего войска города Троицкосавска (Кяхта) в пользу пострадавших казаков было собрано 600 руб. В ноябре 1905 г. материальную помощь получило 49 казачьих семей, в декабре 1905 г. – 47 семей [18.Л.148]. . Таким образом, государство и общество стремилось оказать финансовую и социальную помощь ветеранам русско-японской войны.
Часть 4
Участие бурятских потомков казаков в Великой Отечественной войне
В годы Великой Отечественной войны было сформировано семь кавалерийских дивизий в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Так, восьмая Дальневосточная гвардейская кавдивизия зимой 1942 года принимала участие в обороне Москвы. В составе таких формирований, а также в других войсковых подразделения сражались потомки бурятских казаков.
Потомственные казаки- буряты храбро и мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. К примеру, на передовой в годы ВОВ отважно воевали потомки Санагинских какзаков: один из них – легендарный бурятский разведчик,полный кавалер ордена Славы Бато Дамчеев. Он служил в составк 23 гвардейской Омско-Новобугской стрелковой дивизии(8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт). Бато Дамчеев участвовал в Сталинградской битве, освобождал города Запорожья, Одессу, форсировал Днепр, Вислу, Одер. В своей книге «Я ходил за линию фронта» о нем упоминал писатель-фронтовик Владимир Бухенко, назвавший Дамчеева «прекрасным воином и товарищем»: «Вначале он был снайпером, уничтожил много фашистов, а потом перешел к нам, в разведку». Бато Дамчеев особо тличился в Берлинской операции, за что был награжден орденом Славы 1-й степени.
Еще один потомок санагинских казаков-Даши-Дондок Утанов. Он продолжил ратный путь своих предков-казачего атамана Василия Азраева, удостоенного двух медалей, и казака Санаго-Булагского караула Лубсан-Шираба Унтанова, которого во вресмя Ркусско-Японской войны был награжден Георгиевским крестом. Смельчак из Горной Закамны младший лейтенат Даши-Дондк Унтанов за подвиг, совершенный в смертельном бою под Киевом в 1943 году, был представлен к званию Героя Советского Союза, но был награжден лишь ореном Красного Знамени.
Храбро сражался на передовой и сын бурятского казака георгиевского кавалера трех степеней Радны Ганжурова Буда Ганжуров. Командир минометной роты, сташий лейтенант Ганжуров проявил отвагу и мужество в оборонительных и наступальных боях Северо-Западного фронта: был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й степени.
Уникальная история семьи потомственных казаков Никифоровых из села Шара-Азарга Закаменского района. На фронтах войны сражались три сына Николая Никифирова – Батор, Гарма и Очир. Наиболее суровые испытания выпали на долю Батора. Он ушел на фронт тридцатилетним. Служил танкистом, скончался от полученных ран в одном из прифронтовых госпиталей. О том, как воевал с фашистами его младший брат Гарма, лучше всяких слов говорит его боевая награда-орден Славы 3-й степени. Эту награду старшина, пощник командира отделении первого эскадрона 17-го горно-кавалерийского полка 21-й горно-кавалерийской дивизии Гарма Никифоров получил в том числе зато, что в бою под Воронежем, несмотря на ранение выполнил задание командования. Младший из братье Никифировых Очир был командиром минометного расчета и участвовал в кровопролитных боях под Москвой, был ранен.
Еще один из немногих воинов нашей республики, кто был представлении к высшим наградам-это Николай Цыдыпов.За героизм, проявленный в боях был награжден орденом Отечественной войны 1-степени, орденом Красного Знамени, орденом Невского и орденом Сувворова 3- степени.Комбат из Бурятии всегда поднимал в атаку бойцов и лично руководил боем. В ноябре 1943 года комбат Цыдыпов принимал участие в Киевской наступательной операции. Из Книги Памяти республики следует, что он пропал без вестив 18 ноября 1943 года. Установлено, что бесстрашный офицер из Бурятии пропал без вести в районе села Вышпль, Черняховского района Житомирской области. Как раз в то время там развернулись кровопролитные бои: 15 ноября 1943 года 121 дивизия в районе Черняховки попала под мощный удар немцев: сотни бойцов полегли в той мясорубке. Сегодня память о своем дяде-герое, навечно оставшимся молодым 29 – летним суровым, стойким и отчаянно любившим Родину комбате, бережно хранят родственники.
Часть 5
Казачество Бурятии.
Бурят-монгольский народ по собственному желанию и по жизненной необходимости перекочевал из Монголии на привольные степи Прибайкалья, обильные травой и водой, двигаясь к востоку от западной границы Монголии. В то время между Монголией и Россией не существовало границы.
Известно, что с тех пор прошло примерно 382 года. До 1720 года среди джидинских и селенгинских бурят не было деления на казаков и оттоков (бур отог «клан»).
Бурятское слово «хасаг» произошло от русского слова «казак». Казаками назывались те буряты, которые охраняли границы российского государства. Им выдавались военное обмундирование, ружье и сабля, и на них накладывалась воинская повинность. Начало этому было положено в 1727 году.
В начале 1720-х годов приехал представитель российского царя Савва Рагузинский, основав город Троицкосавск (нынешняя Кяхта). Он провел переговоры с представителями Китая, Монголии, Маньчжурии о необходимости установления государственной границы. Обсуждавшийся на протяжении многих лет договор о границе был подписан в 1727 году ( по некоторым источникам 1728 году) в селе Бури Кяхтинского аймака и вошел в историю как Буринский договор. Затем на границе начали устанавливаться знаки в виде насыпи камней, и к западу от Кяхты до Харацая было создано тринадцать караульных пунктов.
На бурят, живших недалеко от границы, была возложена обязанность, охранять рубежи, за что они получали жалованье и были освобождены от государственного налога. Те подданные были казаками. Казаки–буряты должны были участвовать в военных действиях. Тех, кто хорошо знал русский язык и умел писать, назначали командирами. Богатым, способным, умным людям присваивалось звание атамана, которое приравнивалось к званию полкового командира.
В 1918 году председателем Селенгинского аймачного ревкома был избран атаман Бато Базарович Айсуев. Примерно в начале XX века под руководством сартульского казачьего атамана Бато Айсуева была похищена золотая статуя бурхана Зандан-Жуу из императорского музея в Пекине. Говорят, исполнителю этого похищения было заплачено золотом в количестве, равном ушедшем на эту статую. Чтобы замести следы, статую везли окружным путем, скрывались от преследований со стороны монголов. Словом, со многими мытарствами им удалось пересечь границу и привезти священную реликвию в Хамбын (Тамчинский) дацан.
Думаю, что казаки–буряты не только защищали границы российского государства, но делали все, чтобы сохранить и обогатить традиции своего народа.
Сейчас современное казачество также продолжает традиции своих прадедов, учат нас, молодых, тому, что надо любить свою Бурятию и Россию. Одним из таких казаков является Пильчинов Владимир Алексеевич - есаул, потомственный казак, член казачьего общества с 1990 года, участник Большого казачьего Круга «Союз казаков» (Оренбург, октябрь 1993 года), ветеран войны в Афганистане и боевых действий в Северокавказском регионе, участник третьих, четвертых, пятых республиканских фестивалей казачьей культуры. Есаул Владимир Пильчинов из обычной семьи: мама Пильчинова (Архипова) Людмила Петровна- уроженка села Шалоты Аларского района Иркутской области, папа Пильчинов Алексей Владимирович из казачьего сословия, бурят, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г., уроженец Осинского района села Улей Иркутской области. Именно отец, соблюдая традиции казачества, прививал сыну любовь к Родине, ответственности, честности.
Владимир Пильчинов родился 12.03.1955 года в г.Улан-Удэ, окончил профессиональное училище №13 по специальности слесарь-наладчик подвижного состава. Работал в дизельном цехе ЛВРЗ. 16 мая 1973 года был призван в ряды Советской Армии, служил в Даурии в танковых войсках механиком- водителем средних и тяжелых танков, окончил школу младших командиров в Читинской области.
Владимир Пильчинов считает, что защитник Родины должен быть физически развит, в годы учебы занимался парашютным спортом, после демобилизации активно пропагандирует спорт среди молодежи, оказывая практическую помощь в приобретении навыков парашютного спорта и по дельтопланированию, работал инструктором кружка в селе Хоринск Республики Бурятия. Владимир Пильчинов добровольцем ушел в Афганистан выполнять интернациональный долг, продолжая традиции своей семьи. Дома остались жена и маленькая дочь.
Вряд ли найдешь человека, который по собственному желанию вызвался бы идти на войну. Как сейчас вспоминает Владимир Алексеевич, особого страха не было, поехал выполнять интернациональный долг, укреплять дружбу между народами. Потомственный казак участвовал в боевых действиях 1986-1988 гг. в звании прапорщика, командовал гранатометно-пулевым взводом, в его подчинении было 13 бойцов. Задачей подразделения были сопровождение и защита советских колонн, следующих в различные населенные пункты. В случае атаки или нападения душманов взвод должен был принять огонь на себя, давая колонне возможность уйти по намеченному маршруту. Командиру взвода Владимиру Пильчинову доводилось сопровождать и «груз 200». Один из погибших солдат был родом из Украины, который подорвался на мине, получил смертельное ранение. В том бою они вместе выполняли задание, но Владимиру Алексеевичу повезло, его откинуло взрывной волной, а сверху на него упала дверь, которая спасла ему жизнь. Тело погибшего бойца сопровождал он сам-командир взвода. Это была очень тяжелая миссия, ведь в гибели солдат матери, родные всегда обвиняют командиров. Владимир служил более двух лет. За мужество и отвагу при выполнении боевых задач Владимир Алексеевич Пильчинов награжден государственными наградами: медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», казачьим георгиевским крестом «За храбрость», «70 лет Вооруженных сил СССР», нагрудным знаком «Воин–интернационалист», «За верность казачеству, «Казачья линия Кавказа».
Владимир Пильчинов по сей день не забывает своих товарищей по военной службе в Афганистане. Ежегодно он встречается со своими сослуживцами, навещает могилы погибших, помогает семья погибших. И до сих пор ему снится Афганистан - тот далекий, суровый, недружелюбный край. Пильчинову Владимиру Алексеевичу присвоено офицерское звание лейтенант запаса по представлению военного комиссариата г.Улан-Удэ.
В октябре 1993 года в Оренбурге проходил большой казачий Круг «Союз казаков». Большой Круг решил направить в станицу Ищерская Наурского района 11 казаков с миротворческой миссией, куда вошел представитель бурятского казачества есаул Владимир Пильчинов.
Есаул Владимир Пильчинов - участник боевых действий в составе группировки войск по проведению контртеррористических операций в Северокавказском регионе (декабрь1994-январь1995 года).
В настоящее время есаул В. Пильчинов работает в казачьей охранной организации в городе Улан-Удэ. Член Совета по работе с семьями погибших и умерших воинов в Афганистане. За усердие и плодотворную работу, вклад в дело по возрождению российского, бурятского казачества и патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи активный член казачьего общества есаул Владимир Пильчинов удостоен благодарственными письмами Президента Республики Бурятии, Администрации города Улан-Удэ.
Воспоминания Владимира Пильчинова о ратной службе, о былых сражениях навсегда отложились в моей памяти. На одной из встреч с ветеранами–афганцами Владимир Пильчинов рассказал трогательную историю о себе.
Владимир готовился к отправке домой. Но судьба напоследок решила подкинуть ему еще одно испытание, то которое чуть не стоило жизни: «Я мог там вообще остаться, – рассказывает Владимир.- Вечером пришла в часть шифрограмма, мне надо было ехать в штаб полка за документами, оформляться домой. Был уже вечер. Наши колонны все уже прошли. Путь до штаба не близкий, но приказ есть приказ. Взял автомат, гранаты и пошел. Иду, смотрю, едут местные жители-афганцы с арбузами, дынями на машине. Остановил их, подсел к ним в машину, мы тронулись. Ехали черепашьим шагом. Я, конечно, предполагал, что могут встретиться «духи», но в душе надеялся, что этого не произойдет, к тому же рассчитывал, что по дороге еще не сняли посты, но их уже не было. Не доезжая того места, где чаще всего нападали душманы, я заметил несколько фигур. Их было около 15 человек. Приготовил гранаты, навел автомат, так как можно было ожидать чего угодно. Я понял, что это будет мой последний бой. Приготовился к броску, поставил себе задачу, как можно ближе сблизиться с духами, обкидать гранатами и прорваться. Гранат хватило бы на 5 минут боя, а потом догнали бы меня и все…»
Мысленно он со всеми попрощался и сказал себе: « Будь, что будет, но без боя не сдамся!» И тут, как в кино, из-за поворота вывернул советский БТР. «Он, как ангел-хранитель, тогда мне показался, – со слезами на глазах рассказывает Владимир Алексеевич - Было бы обидно, если бы по дороге домой тебя убили»
Нам сейчас не понять тех испытаний, которые легли на плечи наших бойцов. Никто не хотел умирать, все хотели вернуться домой к своим родным и близким. Мой герой Владимир Алексеевич Пильчинов многое повидал в жизни: и горе, и ужас, и страх, поэтому о войне своим родным никогда не рассказывал.
Часть 6.
Забайкальское казачество. Настоящее время казачества
В настоящее время казаки-потомки сетуют на то, что о бурятских казаках очень мало говорится и пишется, что нынешнее поколение не ведает давних боевых и трудовых обычаев бурятского казачества, не знает его славной и драматической истории.
Вопросы, изучающие военную историю казачества и его участия в русско-японской войне, важны и в наше время для пропаганды, развития и возрождения духовно-нравственных и военно-патриотических казачьих традиций в молодежной среде; для развития военно-прикладных знаний, умений и навыков подростков, эффективной подготовки их к военной и государственной службе; содействию сельским семьям в традиционном воспитании детей, профилактике правонарушений и проявлений межнациональной и межрелигиозной нетерпимости среди подростков и молодежи; формирования навыков здорового образа жизни, физического развития детей и юношества.
На сегодняшний день казачьи организации проводят немалую работу: проводится работа по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения, повышению престижа военной службы путем организации и образования казачьих кружков, комплектуются школьные музеи экспонатами о казаках, проводятся научно-практические конференции по казачеству и туристические, экологические походы учащихся.
На территории округа «Город Улан-Удэ» действует два городских казачьих общества.
Атаманом Окружного казачьего общества Республики Бурятия «Верхнеудинское» является казачий полковник Бородин Бори Константинович, атаман Улан-Удэнского казачьего общества «Верхнеудинская станица» сотник Леонов Денис Геннадьевич, атаман Городского казачьего общества «Удинский острог» хорунжий Собашников Григорий Васильевич. Одним из главных направлений, которым занимаются казаки, является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В Бурятии вышла в свет книга, посвященная 255-летию основания бурятского казачества, о которой я хотела бы сейчас немного рассказать « Буряты - казаки на службе Отечеству». Книга написана на основе исторических документов. Как написано в новой книге «Буряты-казаки на службе Отечеству», подготовленной на основе исторических документов, в 1674 году отряды хана Гыгэна напали на районы, прилегающие к Балаганскому, Идинскому и Братскому острогам. И тогда на помощь малочисленным гарнизонским отрядам пришли ангарские буряты: вместе они отразили набег чужеземцев. Ещё один показательный пример успешных объединенных действий казаков и бурят - кровопролитное сражение, произошедшее в 1688 году в пади Убиенной неподалёку от Селенгинска. В той исторической битве с войском чужеземного предводителя Очирой Сайн-хана отряд казаков и бурят под командованием ссыльного украинского гетмана Демьяна Многогрешного сумел нанести сокрушительное поражение захватчикам.
Как известно, окончательное завершение формирования бурятского казачества подтверждено Указом Сената от 22 июня 1764 года. Это историческое событие произошло 255 лет назад.
«255 лет - немалый срок,- считает один из авторов книги, доктор исторических наук Цыденжап Батуев.- К большому сожалению, многое забыто и безвозвратно утеряно». К слову, в новой книге приводится немало историй, повествующих о доблести и отваге бурятских казаков и воинов, принадлежащих к казачьему роду. Один из первых героических поступков представитель бурятского казачества (его имя пока не установлено) совершил в период Крымской войны (1853-1856 годов): вынес с поля боя адмирала Павла Нахимова. Другой, не менее героический поступок казаки-буряты совершили в начале прошлого столетия, сразу же после подавления боксёрского восстания в Китае: они сумели вынести из охваченного пламенем храма Сандан-си священную реликвию - статую Зандан-Жуу и тайно вывезти её из города. Операцией по спасению буддийской святыни, в которой участвовал и бурятский учёный-казак Гомбо Бадмажапов, руководил начальник телеграфно-почтовой службы российского посольства в Китае, тамчинский казак Николай (Найдан) Гомбоев. Воистину это подвиги людей, которые верой и правдой служили Отечеству.
Автор этих строк и один из авторов этой книги долго размышлял над вопросом о глубинных истоках подвигов наших земляков, разведчиков и снайперов, которые проявили чудеса отваги и храбрости. Важнейший период в истории потомственных казаков-бурят - Великая Отечественная война. Помимо потомка санагинского казака, полного кавалера ордена Славы Бато Дамчеева, на фронтах великой и страшной войны образцы героизма проявили имеющие казачьи корни и представленные к званию Героя Советского Союза Даши-Дондок Унтанов, Николай Цыдыпов, Дылык Абидуев. В 1945 году во время войны с японскими милитаристами в ожесточенном бою с вражескими смертниками участвовал потомственный забайкальский казак-буддист Илья Эрдынеев.
Из наградного листа (на медаль «За боевые заслуги») сапёра 29-го отдельного мотострелкового батальона Ильи Эрдынеева: «…Тов. Эрдынеев в период войны с японским агрессором безупречно выполнял боевые задания… Благодаря проворности, высокой настойчивости и личной инициативе, в течение суток находясь в холодной воде, поставленная задача была выполнена досрочно…»
В книге приводятся примеры героизма, проявленного потомками бурятских казаков во время других вооруженных конфликтов. Так, в Афганистане особо отличился уроженец села Оронгой, капитан Батожап Батуев. Это легендарный воин-интернационалист сражался в составе известного 177-го отельного отряда специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1982 года он награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
Действительно, в этой книге на исторических фактах рассказывается о поистине героической истории бурятского казачества.
Новая книга Дабаин Баясхалана Бальжинимаевича в соавторстве с Цыренжапам Батуевым заняла свое почетное место на полке Национальной библиотеке г. Улан-Удэ наряду с другими изданиями о «Казаках – бурятах»
С этой книгой меня познакомил Владимир Алексеевич Пильчинов, она находится в его личной библиотеке. Эта книга была отпечатана небольшим тиражом всего 100 экземпляров. В изучении своей темы о Забайкальском казачестве Владимир Пильчинов помог мне своей литературой. Он хранит много книг, газетных публикаций, фотографий о истории Забайкальского казачества.
Заключение
Две революции и Гражданская война разделили казаков на два непримиримых лагеря и в конечном итоге привели к ликвидации всего казачества. Само слово «казак» было вычеркнуто из лексикона забайкальцев. Вот почему казачество с таким трудом возрождается сейчас. История казачества многомерна. Она имеет вековые традиции и особый исторический путь. Уроки этой истории еще долго будут изучаться потомками. Из века в век, из поколения в поколение передавались в казачьих семьях принципы чести, добропорядочности, военной удали, трудолюбия, почитания старших, уважения, исполнения законов существующей власти.
Кратко подытоживая сказанное, выделим то, что, на наш взгляд, должно попасть в поле зрения тех, кому предстоит в дальнейшем возрождать и развивать российское казачество. Казачество возникло, показав умение выживать в тяжелейших условиях, обустраивать свою жизнь, отстаивать свои земли и интересы государства. Казачий жизненный уклад обогатил Россию, облик которой уже нельзя представить без казачьего колорита. Но и вообразить казачество без России уже тоже нельзя. Важнейшим итогом процесса возникновения казачества явился его самостоятельный выбор – быть с Россией, защищать Россию, служить России. Пришло к нему и понимание того, что без воинского служения Отечеству теряется исторический смысл казачьего существования. Служение Отечеству слило воедино воинскую деятельность казачества и его жизнь и послужило основанием для признания казачества военно-служилым сословием Российской империи. В этом социальном качестве казачество показало себя истинным Деятелем российской истории. Военная слава казачества затмила все свершенное им. Она показала силу воинства, защищающего свою Веру, своего Царя и свое Отечество. Но прошлое, унаследованное российским казачеством, имеет не только героическую сторону. В нем немало трагических страниц и драматизма: противоборство красного и белого казачества в Гражданскую войну, расказачивание, противостояние в Великую Отечественную войну казаков-патриотов и казаков-сторонников оккупантов. Когда история казачества в единстве ее героических и трагических проявлений будет воспринята современными казаками как их личная история, а их деятельность будет направляться тем же набором высоких патриотических побуждений, тогда они своей биографией продолжат исторический путь казачества. Уверенно можно следовать по этому пути, лишь определившись в своем отношении к прошлому, установив то, что в прошлом достойно подражания и что из достойного для подражания доступно и может повториться в современной истории. Не все возможное в прошлом возможно в современности. История казачества позволяет понять это важное для возрождения казачества положение.
В ходе моего исследования стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.
При изучении и выполнении своей работы мне удалось найти необходимые сведения о истории Забайкальского казачества. Сейчас очень мало осталось людей, которые могли бы рассказать о героическом прошлом казаков, но мне удалось лично познакомиться с одним из потомков казаков, проживающим в нашем городе – с Владимиром Алексеевичем Пильчиновым, который представил мне много книг, рассказов, воспоминаний о себе и о казачестве. На примере Владимира Алексеевича я думаю, что если человек идет защищать свою Родину, то это уже подвиг. Работа дала мне возможность заглянуть в историю родного народа, узнать много исторических фактов, о земляках-казаках в годы Великой Отечественной войны, в годы вооруженного конфликта в Афганистане, тем самым я расширила свои знания о истории Забайкальского казачества. Также познакомилась с литературой о Забайкльском казачестве, которая заставила меня удивляться и еще больше гордиться мужеством наших земляков, потомков казаков. Подвиги наших воинов защитников Родины – бессмертны. Эта тема очень огромна для изучения, и я лишь на немного прикоснулась к ней. В моем роду нет казаков, но я хочу упомянуть о том, что мой прадедушка Емельянов Савелий Ипатович – участник Великой Отечественной войны, герой-офицер, награжден 5-ю орденами, в том числе орденом Александра Невского за сражение на Курской дуге. Мой дедушка Морозов Александр Аркадьевич, офицер, участник боевых действий в Афганистане, награжден орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Я очень горжусь своими дедами, всегда о них помню и поэтому тема о казаках, как о защитниках своего Отечества, мне очень интересна для изучения и близка.
Еще много интересного и поучительного из истории предков казаков остается в забвении. Это нужно нам сегодня не только как дань памяти славному героическому прошлому, но не менее важно для нашего настоящего и будущего. Будущие поколения должны знать, как веками воспитывалось чувство служения Отечеству, как веками скреплялось боевое содружество русских и бурят, и других народов, живущих в республике. Ведь во все времена и, особенно в период суровых испытаний любое государство и общество было сильно, прежде всего, людьми, готовыми защищать отечество, честно трудиться и жить на родной земле. Вот именно этому учит славное боевое прошлое наших предков – казаков.
Использованная литература
Апушкин В.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. [текст] / В.А Апушкин.-.М.: Русская быль,1910 .-С.1.
Цыбиков Г.Ц. Забайкальское бурятское казачье войско [текст] / Г.Ц. Цыбиков.- Верхнеудинск //Жизнь Бурятии, Вып .27,1925 .-С.4.
Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [Текст]/ Н.Н. Смирнов.- Волгоград, 1994 ,С. 69.
Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. [Текст]/ .Е.А.Высотина.- Улан-Удэ. Изд-во Бурятского гос. ун-та,2007.-С.90.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья ХVIII-ХХ веках. [Текст]/ .Ф.Ф.Болонев.- Москва. ИПЦ « ДИК»,2004.-С.240.
Забайкальский казачий полк НА РБ, Ф.89. Оп.1, Д. 1. Л.6.
Санжиева, Т.Е. Распространение православия среди бурят [Текст]/ Т.Е.Санжиева.- Православие в азиатско-тихоокеанском регионе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 330-летию даурской духовной миссии. Улан-Удэ. Изд-во БГУ. 2012, С.95.
Воспоминания В. Пильчинова – есаул, потомственный казак.
Цыденжап Батуев. Буряты - казаки на службе Отечеству, 2019.
Гармаев В.Ч-Д. История, документы, биографии, стихи, 2014.
1 Санжиева, Т.Е. Распространение православия среди бурят [Текст]/ Т.Е.Санжиева.- Православие в азиатско-тихоокеанском регионе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 330-летию даурской духовной миссии. Улан-Удэ. Изд-во БГУ. 2012, С.95.
2 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов. -Волгоград, 1994 ,С. 33.
3 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов. -Волгоград, 1994 ,С. 35.
4 Забайкальский казачий полк НА РБ, Ф.89. Оп.1, Д. 1. Л.6
5 Географические названия Республики Бурятия [Текст]: топонимический слов./ ред. Л.В.Шулунова.: Улан-Удэ. Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006.
6 Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья ХVIII-ХХ веках. [Текст]/ .Ф.Ф.Болонев.- Москва. ИПЦ « ДИК»,2004.-С.240.
7 НА РБ Ф. 188, Ф. 116, Ф. 422, Ф. 27.
8 НА РБ Ф. 116, 1870-1917 гг.
9 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов.- Волгоград, 1994 ,С. 69.
10 НА РБ, Ф.188, 177 Д. 1896-1917 гг.
11 НА РБ, Ф.27. Д. 110,Оп. 1, п. 1.
8