СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Профилактика заболеваний органов дыхания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 9 классе по теме "Заболевания органов дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания", урок новых знаний 

Просмотр содержимого документа
«Заболевания органов дыхания и их профилактика. Профилактика заболеваний органов дыхания»

Технологическая карта урока

Учитель: Копцева Ирина Владимировна

Предмет: биология

Класс: 9

Тема: Заболевания органов дыхания и их профилактика. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок изучения нового

Образовательный ресурс: учебник «Биология» авторы: А.Г. Драгомилов. Р.Д. Маш., дополнительная литература



Основные этапы организации учебной деятельности

Время

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный момент

2

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.


Сотрудничество с учителем


  1. Мотивация учебной деятельности

3

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Дыхание». Давайте вспомним:

- Какие 2 вида регуляции существуют в организме человека? (Нервная и гуморальная).

- Где располагается дыхательный центр?

( В продолговатом мозге, расположенном в основании головного мозга)

- Отгадайте загадку:

Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз.

Организму он не нужен!

Это - .... (углекислый газ)

Правильное ли это утверждение?

-При снижении содержания углекислого газа падает тонус дыхательного центра. (Да)




Умение выражать свои мысли в устной форме.

Осознание качества и уровня усвоения материала.

  1. Актуализация знаний

Стадия вызова

5

Поиск решения проблемы урока

Постановка проблемы: «Что может влиять на работу дыхательной системы?» (Внешние факторы, которые могут вызвать нарушение деятельности органов дыхания).

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м3 воздуха. Каким воздухом мы дышим? (Загрязненным)

Я предлагаю Вам кластер, заполнив который мы определим содержимое вдыхаемого нами воздуха.




Воздух







- Загрязняющие воздух примеси могут быть неорганические вещества  (дым, сажа, пыль, сероводород, оксиды азота, угарный газ). В воздухе также содержатся частички органических веществ (бактерии, споры грибов, вирусы).

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе.

Часть вредных веществ, попадающих в организм человека, оседает на слизистой оболочке дыхательной системы или лёгких. Микробы, попадая в органы дыхательной системы, приводят к возникновению инфекционных заболеваний.

Умение аргументировать свою точку зрения









Умение использовать графические организаторы, схемы для структурирования информации


Умение грамотно озвучивать своё мнение и точку зрения

.


  1. Определение темы и цели урока


5

Поиск решения учебной задачи

Все перечисленные заболевания имеют разную природу и по разному влияют на здоровье человека, требуют специфического лечения. Что мы должны будем узнать на уроке?  Какова тема урока?

Правильно - Тема урока: «Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика».

Так же на уроке мы узнаем о первой помощи при нарушении дыхания.

Записывают тему урока в тетради.

В связи с чем, определите цели урока.

1) познакомиться с инфекционными  заболеваниями, их особенностями, профилактикой и способами лечения; познакомиться с мероприятиями, направленными на оказание первой меди-цинской помощи при нарушении дыхания.

Самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели урока.


Умение самостоятельно определять цель урока
























  1. Объяснение нового материала

Стадия осмысления

20

Получить и углубить знания о заболеваниях органов дыхания и их профилактике, мероприятиях по оказанию первой помощи при на-рушении дыхания.

О каких заболеваниях органов дыхания вы знаете? (Грипп, ОРВИ, пневмония, бронхит, ангина, туберкулёз, рак лёгких)

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются наиболее распространёнными заболеваниями, в отдельные годы заболеваемость ими достигает 80% и ежегодно в мире от ОРВИ погибает до 2 тысяч человек. Только гриппом в России ежегодно заболевают до 41 млн. человек, а умирают от гриппа до 500 человек. Почему, несмотря на огромные средства, затрачиваемые государствами на профилактику гриппа, эпидемии имеют такой размах. Как уберечься от респираторных инфекций?

Почему при таких заболеваниях, как ангина, пневмония, бронхит, провоцирующим фак-тором является переохлаждение или вирусная инфекция? Можно ли не болеть ангиной?

Ответить на данные вопросы Вы сможете выполнив в группах самостоятельную работу с использованием учебника и предоставленной Вам дополнительной литера-туры.

В процессе работы каждой группе предстоит самостоятельно заполнить таблицу по предложенному группе заболеванию в которой отразить:

1) Название заболевания;

2) Путь заражения и передачи

3) Возбудитель

4) Симптомы, очаги поражения;

5) Профилактика

Организует учебное взаимодействие учеников в группах с целью коллективного анализа учебной задачи.

По окончании работы сообщают добытую информацию одноклассникам, которые в этот момент заполняют полученную информацию в свои таблицы.


Итак, вы познакомились лишь с некоторыми болезнями органов дыхания и какой вывод можно сделать относительно этих заболеваний?

  Какие меры профилактики заболеваний дыхательной системы вы можете назвать?

Запишите в своих группах меры в своих тетрадях, используя полученные на уроке знания, а так же учебник. После чего озвучьте результат своей работы.

1.Проведение вакцинации.

2. Соблюдение личной гигиены.

3.Карантин.

4. Пользоваться индивидуальной посудой, после использования кипятить.

Соблюдая правила профилактики мы стараемся уберечь себя от болезней.

Физкультминутка

(дыхательная гимнастика): Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Сделайте 4-6 вдохов подряд. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Короткие выдохи через рот, вдох через нос.

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

В связи с чем, курение стало проблемой мирового масштаба?

Ответить на этот вопрос Вы сможете прослушав сообщение учащегося о вреде курения на органы дыхания.

В группах систематизируйте полученную от докладчика информацию и составьте синквейн.

В случае нарушения дыхания, в следствии утопления, удара молнии , отравлении угарным газом, при ранении и сильной усталости – дыхательные движения могут прекратиться. Поскольку остановка дыхания на 4-5 минут может провести к смерти, необходимо своевременно оказать первую помощь пострадавшему.

Группам необходимо изучить материал в учебнике и записать:

- технику искусственного дыхания;

- технику непрямого массажа сердца

- технику прямого массажа сердца.

После чего озвучить результат данной работы.





















































Организация деятельности группы; анализ и работа с  текстом учебника и дополнительной информацией; развить умение выделять из них главное, структурировать информацию.


























Анализ и работа с  текстом учеб-ника, самостоятельный поиск и выделение информации






































Умение составлять синквейн.



Организация деятельности группы; анализ и работа с  текстом продолжить развивать умение выделять главное.


Уметь слушать ин-формацию учителя, грамотно отвечать поставленные вопросы, аргументируя свои ответы.







































Умение выражать своё мнение в устной и письменной речи; умение сотрудничать с партнёрами, при работе в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно формулировать и аргументировать свое мнение членам группы.










Умение слушать и понимать речь других







Умение выражать своё мнение в устной и письменной речи; умение сотрудничать с членами группы.
































































Продолжить развивать умение сотрудничества в группе, выражать в устной речи мнение группы.










































Умение обобщать и систематизировать информацию.



































Умение работать с текстом учебника, анализировать и выделять главное.











































Продолжить развивать умение анализировать и выделять главное.



Продолжить развивать умение работать с текстом учебника, анализировать и выделять главное.


  1. Закрепление

Стадия рефлексии

5

Закрепить полученные знания

Определяется качество усвоения содержания. Выполняют тест, где каждый из группы отвечает на один вопрос и передает следующему.

Оценка группами работы других групп, по установленным критериям. Самооценка своей работы в группе.

Передают учителю технологические карты каждой группы с оценкой результатов работы группы на каждом этапе урока.

Подведение обучающихся к выводу о достижениях цели урока.

Подведение итогов, комментирует оценки.

Развитие способностей к оценочным действиям

Умение грамотно аргументировать оценку группы и свою собственную.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Домашнее задание




5

Закрепить изученный материал, выполнить по теме урока

Фиксация домашнего задания в дневнике: параграф № 36, выполнить задание на стр.193-194

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!