СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

- определить причины болезней и способы их предупреждения;

- продолжить формировать основы гигиены ( правила гигиены дыхания);

- обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

- научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, проектор, рисунки

Просмотр содержимого документа
«Тема. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.»




Тема. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

- определить причины болезней и способы их предупреждения;

- продолжить формировать основы гигиены ( правила гигиены дыхания);

- обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

- научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, проектор, рисунки

ХОД УРОКА

  1. Организация класса

  2. Актуализация опорных знаний

Биологический диктант (слайд 1)

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса. В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге. Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

  1. Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе. За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

  1. Любите ли Вы петь?

  2. Часто ли Вы поете?

  3. Играете ли Вы на духовом инструменте?

  4. Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

  5. Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

  6. Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует не только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования , которые провели среди певцов разного возраста, которые выступают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. 
А какое?( выслушать ответы детей)

С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика. 


1.Постановка проблемы:

Ребята сделайте глубокий вдох и не дышите, насколько это возможно.

Можно ли прожить без воздуха?

Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».

Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь немногие люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания.

 В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

   Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

    В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

2. Беседа с учащимися

  Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

   - Ребята, каким воздухом мы дышим?

    - Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2).

     Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  • Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог

  • Лондон (декабрь, 1952 г)


Сообщение темы и целей урока

  1. Изучение нового материала


  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

     (Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

- Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

- За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается?  (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

    (Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Проблемный вопрос:

Когда человек жалуется на затруднённое дыхание?

Когда он …..заболел.

5.Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на приёме у врача.

Ребята, а кто из вас мечтает стать врачом?

А кто желает быть артистом и исполнит роль больного?

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

Вы пришли на приём к врачу. У кабинета врача занять очередь.

Доктор : Кто на приём входите.

Больной 1. Температура тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке, сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной. 

Доктор. Уважаемый больной, да у вас грипп. : Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.

Следующий.

На что жалуетесь?

Больной 2. Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль. 

Доктор. У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение; постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.
В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Больной 3. Во время еды поперхнулся, теперь в горле что-то мешает, особенно во время глотания.

Доктор3. У вас в дыхательных путях застряло инородное тело. Соблюдайте поговорку «Когда я ем – я глух и нем»

Лечение: больного наклонить вниз лицом и постучать по спине. В тяжёлых случаях хирургическое вмешательство.

Больной 4. приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с отхождением небольшого количества мокроты. 

Доктор4. Бронхиальная астма сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое .. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных.

Лечение: занятия лечебной физкультурой , дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют восстановлению нормального механизма дыхания

- Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  • Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.

  • Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.

  • Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.


Физкультминутка

- С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

- Спасибо всем, у всех здорово получилось.


  • Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество медпрепаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

Просмотр социального ролика о туберкулезе

  • Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.

  • Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.


- рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.


- хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.


- Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.


Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

- А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Просмотр социального ролика о вреде курения.



Работа в группах.

Нарисуйте на образце пачки сигарет, что, по-вашему мнению, должно быть изображено на ней, чтобы подростки их не покупали, чтобы люди помнили о вреде курения для их здоровья. Выбрать лучший проект от группы и защитить


Учитель. Как вы думаете, что легче – лечить или предупредить? Конечно, заболевание легче предупредить, чем лечить. Какие общие правила стоит соблюдать, чтобы не заболеть? В этом нам поможет разобраться Цветик-семицветик «Профилактика болезней». На лепестках написаны основные типы профилактики, которые надо обосновать, а также выбрать при каких болезнях они необходимы.

Деятельность обучающихся: обосновывают главные правила профилактики болезней.

1 лепесток – ежегодная флюорография, прививки (ранняя диагностика туберкулеза, снижение возможных осложнений после гриппа)

2 лепесток - свежий воздух, спорт (увеличение ЖЕЛ, повышение иммунитета)

3 лепесток - при чихании и кашле следует закрывать рот носовым платком (исключить попадание микробов в окружающую среду)

4 лепесток - влажная уборка (в пыли сохраняются свойства палочки Коха, скапливаются болезнетворные бактерии)

5 лепесток - правильное питание (правильный обмен веществ ведет к повышению сопротивляемости организма)

6 лепесток - отказ от вредных привычек

лепесток - При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, следует соблюдать осторожность: носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещения (большинство заболеваний является воздушно капельной инфекцией.)
Учитель:    отравление парами аммиака, хлора и другими химическими веществами рефлекторно прекращает дыхание. Дыхание останавливается у утопленников, после поражения электрическим током, при серьезных травмах. Вскоре останавливается сердце.

Однако смерть наступает не сразу: пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции тела. Обратимую фазу наступающей смерти называют клинической смертью. Она длится всего 5-7 минут, за которые еще можно вернуть человека к жизни. Приемы возвращения к жизни называют реанимацией. Биологическая смерть наступает вследствие необратимой утраты функций мозга и остановки сердца.

При потере сознания  и выключения самостоятельного дыхания применяют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Просмотр видеоролика. « Оказание первой помощи. Реанимация пострадавшего»


Меры по оживлению можно считать успешными, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс. Оказание первой помощи нельзя прекращать до тех пор, пока человек не станет самостоятельно дышать и не придёт в сознание. Затем пострадавшего следует отправить в лечебное учреждение.

Для оказания помощи при отравлении угарным газом пострадавшего следует быстро вынести на свежий воздух, напоить горячим чаем. Если же угоревший потерял сознание и его дыхание остановилось, то необходимо применить искусственное дыхание.

Если приходится оказывать первую помощь утонувшему, то прежде всего следует как можно быстрее удалить воду из воздухоносных путей и лёгких. Для этого спасатель, стоя на одном колене, укладывает пострадавшего себе на бедро так, чтобы его голова и верхняя часть туловища свисали вниз. Далее утонувшему открывают рот и, похлопывая его по спине, удаляют воду из дыхательных путей. Затем пострадавшего кладут на спину, подложив под спину валик из одежды, и начинают делать искусственное дыхание до появления самостоятельного дыхания и возвращения сознания. После этого человека надо напоить горячим чаем, укутать чем-нибудь тёплым и отправить в больницу.

 «Общие выводы урока»

- Дыхание должно быть правильным.

- Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.

- Курение вредно для органов дыхания.

- К инфекционным заболеваниям относят грипп, ОРВИ, дифтерию, туберкулез.

- К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:

Борьба с пылью,

Влажная уборка,

Проветривание помещений.

VII. Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок



Релаксация «Бабочки»



Великий римский поэт Овидий сказал: «Пока дышу, надеюсь». Действительно, человек надеется на лучшую жизнь, на удачу, успех, а чтобы всего этого добиться он должен оставаться здоровым. Желаю вам всегда оставаться здоровыми и жизнерадостными.