Просмотр содержимого документа
«Заболоцкий лирика. Урок 7 класс»
- Лирика Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ
МАОУ гимназия№4 Хабаровск-2020
Буяло Ю.Ю.
- Душа – поле борьбы добра и зла.
(Л.Н. Толстой)
- Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание.
(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола)
открывается страдает
радуется болит
- Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится» .
- Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека интерес ко всему.
- приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».
- Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.
Тема урока
Лексические средства и их функции
Синтаксические средства и их функции
Образы
Тема, идея стихотворения
- Использование художественно-изобразительных средств
- Использование фразеологизмов
- Бурелом - поваленный бурею лес.
- Ухаб – выбоина, яма на дороге.
- Коль - если.
- Узда – сдерживающее приспособление
- Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение
- Толочь воду в ступе;
- И день и ночь!
- Держать в черном теле;
- Не снимать узды;
- Дать поблажку;
- Последняя рубашка;
- Особенность структуры произведения
- Каким вы увидели лирического героя стихотворения?
- Форма, композиция стихотворения
кольцевое обрамление, рассуждение
Кольцевая композиция (композиция обрамления) –
- Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг
это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его. Например, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, говорится одна и та же фраза и
т. п.
- Использование художественно-изобразительных средств
- Какие тропы использует автор?
- Определите роль глагольной лексики
- Отсутствие эпитетов;
- Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;
- Метафоричность;
- Градация во второй строфе;
- Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд
- Не позволяй лениться!
- Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай.
- Обязана трудиться!
(риторическое восклицание)
- Использование художественно-изобразительных средств
- Определите размер, рифму, звукопись
- Использование анафоры и антитезы
- Она, она, она
- Рабыня и царица;
- Работница и дочь;
- И день и ночь…
- Четырехстопный ямб
- Рифма точная, перекрестная
- Аллитерация : от д ома к д ому, сп ать в п о с тели
- Ассонанс: п у стырь, б у релом, с у гроб, у хаб
Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά « анафора », букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы ..
- Актуальность послания Заболоцкого
- Какова идея стихотворения?
- Однокоренные слова, определяющие позицию человека
- Душа обязана трудиться…
- (идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения)
- Душа – душевный- равнодушный- бездушный -духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный…
- - Как бы вы сейчас ответили на вопрос:
- Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»?
- Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер
Душа
Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица.
Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека.
Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.
- Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
- В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.
- Чему учит стихотворение Заболоцкого?
- Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.
Выучить стихотворение
« Не позволяй душе лениться»