II этап. Планирующее-подготовительный III этап. Деятельностный | - Ребята, чтобы определить тему нашего занятия мы предлагаем вам отгадать загадки. 1. Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… 2. У него есть две руки, Они сильны, они ловки. Все они умеют: Рисуют, пишут, клеят. - Ребята, получились слова кожа и человек, как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить? Кто знает, что такое кожа? Давайте найдем точное определение данного слова в интернете? Возьмите в руки свои планшеты. 1 группа – работает с толковым словарем Ожегова. 2 группа – работает с толковым словарем Ушакова. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (коже) А что же мы должны узнать о ней? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия в виде вопроса. Молодцы! Тема нашего занятия «Зачем человеку кожа?» - Продолжить предложение Я хочу узнать… Я хочу научиться… - Мы узнаем, что такое кожа, познакомимся с ее особенностями, узнаем зачем она нужна человеку. -Ребята, а вызнаете, что такое кожа? - Кожа- это не только внешняя оболочка тела человека, но и сложный механизм со многими функциями. -Посмотрите на кожу на своей руке, потрогайте ее. -Что вы можете о ней сказать? -Какая она? -Какие интересные особенности имеет наша кожа? - Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги. - Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть кожа имеет свойство растягиваться. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток является органическое вещество КРЕАТИН. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает. В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая - стопы, руки. Проведем опыт для сравнения того, какой бывает кожа. Рассмотрим кожу своей руки. Кожа мягкая, гладкая, эластичная. Возьмем интерактивный микроскоп. Рассмотрим с его помощью участок кожи на внешней стороне кисти рук. Что вы увидели? Рассмотрим строение кожи на внутренней стороне кисти - ладони. На этой стороне кожа имеет многочисленные линии, но волос нет. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения Вывод: На тыльной стороне есть поры, в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос, имеются горизонтальные и вертикальные линии. Ладонная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем тыльная. Наша кожа состоит из трех слоев: - Верхний слой кожи — эпидерма. Это очень тонкий слой, клеточки которого часто отмирают, отслаиваются, взамен чего нарастает новый. -Вспомните, когда вы выходите из ванной, какое вы испытываете ощущение? - Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа- это орган дыхания? -Второй слой называется ДЕРМА- это и есть сама кожа. Это сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало. Это сальные железы. Как крем выдавливается из тюбика, так и из тончайшего отверстия в коже — поры кожное сало попадает на поверхность. Иначе бы солнце, вода и ветер, различные химические вещества быстро ее высушили бы и она растрескалась бы. Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Пот вырабатывают миллионы потовых желез, находящихся в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются соли, разные вредные вещества, а также много воды. - А сейчас я предлагаю познакомиться с функциями кожи, то есть узнать зачем же нам нужна кожа. - Для того чтобы познакомиться с первой функцией, я предлагаю сыграть в игру «Волшебный мешочек» Правила игры таковы: По очереди закрытыми глазами вы достаете из мешочка предмет и называете особенности этого предмета. Например, мыло. Оно прямоугольное и гладкое. (несколько предметов. Потом вписать) Это функция кожи называется осязательная. Осязание заключается в том, что мы через прикосновения можем ощущать и воспринимать какой – либо предмет. - Со следующей функцией мы познакомимся с помощью опыта. - Мне нужен доброволец. - Тебе нужно провести пальцем по лбу, а затем прижать его ко стеклу. – Что осталось на стекле? – Что это? ‒ Откуда он берётся? ‒ Зачем коже жир? ‒ Через поры выделяется не только жир, но и пот. Он выделяется всегда; только мы его замечаем, когда потовыделение идёт сильно. А когда человек сильно потеет? ‒ Почему потному человеку нельзя выходить на улицу раздетым, особенно на ветер? – Данный опыт демонстрирует нам выделительную функцию. Следующая функция кожи. Это регуляция температуры тела. Как вы думаете – что это значит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела. - И последнюю функцию вы мне назовете сами. Я раздам вам картинки, а вы в парах внимательно их рассмотрите и попробуете назвать еще одну функцию кожи. - Верно. Защитная. Кожа защищает организм от вредных воздействий, кожа дает прекрасную защиту от микробов и не дает ядовитым веществам попасть во внутрь организма. - Пока мы беседовали, к нам на занятие пришел Микроб. -Он любит ребят, которые не знают правил ухода за кожей. И с собой он принес «Вредные советы»: Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо. - Воспользуетесь ли вы ее советами? - А почему? Давайте проведем опыт «Мыть или не мыть? Вот в чем вопрос» Проведя весь день в школе и, не вымыв руки, рассмотрим кожу в микроскоп. Отлично видно, что на коже скопились частички пыли, грязи, в которой очень любят жить вредные микробы. Протрем руки влажной салфеткой. Грязь осталась, а значит и микробы никуда не делись. После тщательного обработки рук антисептиком кожа становится чистой.. Рассмотрим её в микроскоп: частички грязи исчезли. -Как вы думаете, мы должны прислушаться к советам Микроба? А какими же советами, правилами нужно пользоваться, вы мне сами скажите, составив в парах памятку по уходу за кожей. На листочках у вас будут подсказки в виде картинок. На против каждой картинки вам нужно написать правило. Правила ухода за кожей. • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. • Мыть руки каждый день после загрязнения. • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. • Носить свободную одежду и обувь. • Закаляться (обтирания, душ). Давайте кто – нибудь нам зачитает правила. - Кто согласен с правилами? - У всех так же? -Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, а куда же делся Микроб? Видимо он испугался и сбежал | - Слушают - Кожа - Человек - О коже человека - Зачем человеку кожа? - Предложения детей: узнать, что такое кожа, какая она, зачем она человека - Предположения детей - Смотрят и трогают кожу на своей руке - Отвечают - Упругая, тонкая- мы видим сосуды, мягкая, прочная - Отвечают -Кожа растягивается и собирается в складки - Слушают - Волоски, имеющиеся на коже, а также мелкие отверстия - поры. - На ладони кожа более грубая, и более восприимчива к холоду, чем тыльная. - Ощущение легкости, кожа дышит - Да - Слушают - Знакомятся с правилами игры - Достают предметы из мешочка, называют их особенности и сам предмет - Слушают - Выходит один ученик - Проводят опыт - Пятно - Пятно жира, которое выделяет кожа - Его выделяет кожа - Он смазывает кожу, не даёт ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной, как детский крем. - При физической нагрузке - Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм, человек простывает - Ответы детей Просмотр слайда терморегуляция кожи -Рассматривают картинки в парах - Защитная, потому что…(аргументируют) - Нет - Они вредные Отвечают «нет» - Составляют правила, работая в парах - Кто – то зачитывает - Да | Познавательные УУД: - построить логические цепи рассуждений Личностные УУД: - научить планированию действий Коммуникативные УУД: - развивать устную речь Познавательные УУД: - знакомить с проведением опыта Коммуникативные УУД: -развивать устную речь Познавательные УУД: - знакомить с проведением опыта Познавательные УУД: - уметь делать выводы Личностные УУД: - сблизить коллектив Коммуникативные УУД: - высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент. Личностные УУД: - сблизить коллектив Коммуникативные УУД: - проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи Познавательные УУД: -учиться отличать верно выполненное задание от неверного Личностные УУД: - развивать творческие способности; |