СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Зачем человеку небо". Путь нравственных исканий Андрея Болконского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Зачем человеку небо". Путь нравственных исканий Андрея Болконского"»













ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 10 КЛАССЕ


«Зачем человеку небо?»


Путь нравственных исканий князя

Андрея Болконского

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)














Цель урока: обобщить полученные знания по роману;

понять авторскую позицию;

проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции


Задачи: 1. Образовательные:

умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского.


2. Развивающие:

организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать


3. Воспитательные:

формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма


Планируемые результаты


Предметные: совершенствование речи учащихся


Познавательные УУД:


поиск и выделение необходимой информации;

построение текста в устной и письменной форме;

свободное восприятие текста художественного произведения;

содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.


Личностные УУД:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

способность к самооценке своих действий, поступков;

нравственно-этическая ориентация;

развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям;

умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо?


Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, саморегуляция;

осознание стремления к постижению нового.


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.


Оборудование урока:

компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа


Основные приёмы и методы:

технология личностно-ориентированного обучения;

приемы технологии критического мышления;

поисковый метод обучения

Этап I.

Мотивация к учебной деятельности


Учитель:

Уж так устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно. А приблизиться к познанию смысла бытия, задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на который хотелось бы получить ответ.

При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?»

Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на уроке:

    1. Целеполагание (уч-ся называют цели урока):

анализ эпизодов

композиция эпизодов

язык автора

анализ внутреннего мира героя, поступков

наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя



Этап II.

Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод)

  • Психологический настрой на урок

  • Чтение эпиграфа к уроку (слова Д. Мережковского)

  • Смысл слов поэта?

  • Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?

Этап III.

Организация и самоорганизация уч-ся в ходе дальнейшего усвоения материала

Организация обратной связи


  1. Работа в команде

  2. Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов):

      • антитеза

      • внутренний монолог

      • диалог

      • постоянные эпитеты, метафоры

      • сюжетная параллель

      • теория жеста


3. Учитель:

- Итак, что есть небо?

- А что отражает образ неба в романе «Война и мир»?

(внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны)

- Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни.

- Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо.

В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие?

  • небо Аустерлица

  • небо Богучарова

  • небо Отрадного


3. Анализ эпизода «Небо Аустерлица»

Учитель:

- На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза)

-Почему? (дан дважды: до сражения –ночью - и после него –утром-, также образ неба противопоставлен земле – суета, обыденность)

- Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода.

(Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой;

двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя)

Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но настоящий перелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения.


Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение


Князь Андрей на поле Аустерлица

(видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя.


Учитель:

- Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам?

(страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы)


- Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался)


- Что дарит ему нравственное прозрение?

(меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним)

- Язык, приёмы

Антитеза: «человек – небо» синонимично «ложь - правда»

Небо вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности

Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз

- Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное)

- Легко ли даётся кн. Андрею прозрение?

(тяжело, он страдает не только физически, но и духовно)

- Почему? (разочарован)


- Какие средства передают состояние героя?

цветопись: «неясное с серыми облаками»

антитеза: я - мы

глаголы: кричали - дрались

облака: тихо ползущие - бегущие

теория жеста: руки раскинуты


- Что понимает герой? (надо жить душой!)


Вывод:


Небо Аустерлица - речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы».


5. Анализ эпизода «Небо Богучарова»


- Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)?

- В чём его убеждает друг Пьер?

- Чем явилось для Болконского небо?

Видеофрагмент

(настроение радостно-взволнованное)

Пейзаж - река, линия горизонта

цвет: красный отблеск, синеющий разлив



Учитель:

- Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение радости, счастья от вновь обретённой жизненной цели.

- Художественные средства, доказывающие мои слова?

эпитеты: «высокое», «вечное»

метафора «давно заснувшее»

Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер.


Вывод: Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде, любви в его душе.

Герой духовно возрождается (теория жеста - облокотился на руки, несколько сдержан)


6. Анализ эпизода «небо Отрадного»


Вечером - что чувствовал герой? (текст)

но лунный свет - свет истины


)

Учитель:

- Работаем с текстом.

Предложение «Всё затихло…» - роль умолчания

Три восклицательных предложения (зачитать)

- Что это?

(! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не холодного ума)

- Реакция на произошедшее? (засыпает)

Теория жеста - (широко распахнул окно, готов объять мир)

- Жизненная цель- любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье.

Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в его душе


Метафора «Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда-то он не мог пробиться сквозь туман (Аустерлиц)

Краски: небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение.

- Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной гармонии скажет:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье

Цветопись: от чёрного к светлому, серебристому, ярко-белому означают духовное просветление, обретение веры, которые приведут героя к божеской любви.


Вывод:


Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это состояние души подчёркивают описание дуба мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не кончилась…» (текст)


Основные этапы духовного перерождения героя:

Небо Аустерлица - перерождение

Небо Богучарова - возрождение

Небо Отрадного- вера и любовь


7. Учитель:

- Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет.

Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю, воздух.

Теория жеста (упал лицом вниз - жизненный цикл завершён)

- Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое-то определённое время.

- С чего начинаются искания князя Андрея Болконского?

(страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им)


Вывод:

И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина - это любовь к миру и слияние с Богом.

(текст, мысли Болконского о сострадании)


- И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба.

- Чему же оно научило князя Андрея?

- Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?»

(жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих)

- И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает?


(Мой ответ: небо - символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может.

Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным, небесным».)


Этап IV.

Заключение урока

1. Рефлексия

2. Итог урока.

3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что вынес(ла) я урока для сердца и ума?»

4. Оценивание работы уч-ся на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!