СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зачем люди осваивают космос?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Зачем люди осваивают космос?"»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

окружающего мира

в 1 «Г» классе МБОУ Школы №162 им. Ю. А. Гагарина г. о. Самара







Разработала:

Булатова Влада Олеговна

Учитель начальных классов








г. о. Самара, 2021

Класс: 1 «Г»

Предмет: окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Школа России», окружающий мир 1 класс 2 часть, А. А. Плешаков

Тема урока: «Зачем люди осваивают космос»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование представлений о космосе, искусственных спутниках Земли и их назначении

Задачи урока: систематизировать и расширять представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными и естественными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации, работать над формированием УУД

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся рассказывать об освоении космоса человеком; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал


Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная,

И – индивидуальная,

П – парная,

Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Вр

е

м

я

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П –познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

Орг. момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод

(беседа)

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя.

Ф

Интерактивная доска (ТСО)

1

Учащиеся готовы к восприятию нового.

Р: умение слушать учителя, управлять своим поведением.

Создать благоприятный настрой.

Постановка проблемы

Осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений.

Словесный метод (беседа)

Загадывает загадки.

Отгадывают загадки.

Ф

Интерактивная доска (ТСО)

2


К: умение слушать и вступать в диалог.


Постановка цели и учебной задачи урока

Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Словесный метод (беседа)

Подводит обучающихся к цели и задачам урока с помощью вопросов.

Выдвигают предположения, анализируют, ставят задачи и цели.


Ф

Интерактивная доска (ТСО)

3

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

Р: конструирование знаний.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: умение слушать и слышать.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которая будет способствовать усвоению новой темы урока.

Словесный метод (беседа)

Рассказывает про К. Э. Циолковского.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.






Ф












Интерактивная доска (ТСО)

5

Включать обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.

Р: принимают
и сохраняют учебную задачу.

П: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, делать выводы о изменении падежей имен существительных.

К: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.


Динамическая пауза

Помочь детям снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.

Практический метод

Предлагает выполнить физминутку.

Выполняют физминутку.

Ф





Интерактивная доска (ТСО)

2




Открытие новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.


Словесный метод (беседа)


Рассказывает новый материал о космосе и задает задания.

Внимательно слушают учителя и выполняют задания.


Ф


Интерактивная доска (ТСО), карточки.












14

Иметь представление о камнях, как части неживой природы.

Познакомиться с горными породами и минералами

Научатся различать  и узнавать горные породы и минералы; научиться различать составные части гранита; узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.


П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Понимать смысл восприятия самоконтроля и самооценки, результатов учебной деятельности, анализировать свои действия и управлять ими.

Практическая работа

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия.

Практический метод (выполнение заданий)

Дает задание.




Выполняют задание учителя.

Г

Интерактивная доска (ТСО), карточки.


8

.



Р: оценка успешности усвоения материала.

Формировать положительное отношение к иному мнению.

Итог урока

Закрепить полученные знания.

Словесный метод

(беседа)

Задает вопросы по всему уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Интерактивная доска (ТСО)

3


Р: осуществляют итоговый контроль.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Рефлексия

Создать условия для положительной самооценки.

Словесный метод (беседа)

Проводит рефлексию у обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Интерактивная доска (ТСО)

2

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Р: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя



Конспект урока

Этапы урока

Прямая речь учителя

Прямая речь учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу хорошее настроение.


- Здравствуйте.

Постановка проблемы

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, что, скажите это?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

- А что вам о нем известно?

- А вы знаете, в каком году был совершён первый полет в космос человеком? Сколько времени провел в космосе?

– Ракета.

– О космосе.

– Предлагают свои ответы.

– Нет.

Постановка цели и учебной задачи урока

- Тогда как вы думаете, какая цель нашего урока?

- Мы с вами не только узнаем, в каком году был совершен первый полет, но и поговорим о том, как люди начали совершать космические путешествия.

- А что нам надо сделать, чтобы достичь эту цель?

- С помощью чего человек отправляется в космос?

- Значит, какая будет первая задача?

- А кто первым отправился в космос? Человек или животное?

- Какая будет вторая задача?

- А кем был совершен полет после них?

- Какая третья задача?

Цель: как люди начали совершать космические путешествия.

Задачи:

  1. Узнать, как появились ракеты.

  2. Узнать, каких животных отправляли в космос.

  3. Узнать, кто из людей летал в космос.

– Выдвигают цель урока.

– Поставить задачи.

– С помощью ракеты.

– Узнать, что такое ракета и как люди отправляются в космос.

– Животное.

– Узнать какие животные побывали в космосе.

– Человеком.

– Узнать кто из космонавтов побывал в космосе.

Актуализация знаний

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Первую ракету в мире изобрел Константин Эдуардович Циолковский. Он каждую ночь смотрел в телескоп и мечтал попасть к звездам. И однажды Константин Эдуардович задумал сконструировать такой летающий аппарат, который сможет долететь до них. И он изобрел ракету, которая работала на топливе. При сгорании топлива образовывался газ, который толкал ракету вверх. Но, к сожалению, изготовить аппарат у него не вышло. И только через много лет, другой российский ученый Сергей Павлович Королев смог сконструировать и сделать первый космический спутник.

Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.





Внимательно слушают учителя.

Динамическая пауза

- Скажите, а как называется площадка, с которой стартует космический корабль?

- Сейчас мы с вами проведём физминутку, которая называется «Космодром».

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта, (марш на месте.)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

– Космодром.






Повторяют упражнения за учителем



Открытие новых знаний

- Ребята, вы узнали, как появились ракеты?

- Значит, наша первая задача достигнута.

- А теперь поговорим о животных, которые были в космосе.

- Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправляли в космос животных.

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.

В 1957 г на орбиту отправилось первое животное — собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная — проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось…

Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали 2 собаки, клички которых вы узнаете, когда расставите буквы в нужном порядке.

- Правильно, это были Белка и Стрелка.

- Их отправили покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами — кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки — ведь изображение тогда было чёрно-белым.

- Узнали вы о животных, которые летали в космос?

- Вторая задача тоже достигнута.

- Теперь поговорим о людях, покоривших космическое пространство.

- 12 апреля 1961 года — совершён первый полёт человека в космос. В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту — Юрием Гагариным.

Гагарин стал первым человеком, который отправился в космос и вернулся живым и невредимым на Землю.

Именем Юрия Гагарина названы улицы во всех городах России и во многих других странах мира.

- Также и наша Самарская школа №162, в которой вы обучаетесь названа в честь Юрия Гагарина.

Первый полёт длился 108 минут, за это время корабль «Восток» успел совершить полный оборот вокруг Земли. В ходе полёта было проведено множество базовых тестов: человек впервые пил, ел, делал записи и выполнял простые математические расчёты в космосе. До этого никто не знал, как же на самом деле будет чувствовать себя человек на орбите.

Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

С тех пор каждое 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные события в истории освоения космоса посыпались одна за другой:

• был совершён первый в мире групповой космический полёт,

• затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963г);

• состоялся полёт первого многоместного космического корабля;

• Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965г)

- Ребята, мы с вами знаем, что у Земли есть спутники. Они могут быть естественными и искусственными. Как называется естественный спутник Земли?

- Верно, этот спутник помогает Земле сохранить нужный климат, чтобы не было различных стихийных бедствий.

- Но у Земли есть и искусственные спутники, то есть, созданные человеком.

  • Спутники-связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры.

• Спутники-навигаторы помогают кораблям совершать плавания. Спутниковая система навигации GPS помогает при любой погоде определять местоположение объектов. С помощью GPS-навигаторов, встроенных в мобильные телефоны, КПК и автомобильные компьютеры любой человек может определить свое местонахождение и прокладывать маршруты с учетом дорожных знаков, искать на карте нужные ему дома и улицы и т. д.

• Метеоспутники ведут наблюдение за изменением погоды и исследуют климат Земли. По их сообщениям метеорологи составляют прогноз погоды.

• Спутники-разведчики (спутники-шпионы) умеют делать фотографии объектов на Земле высокой четкости, прослушивать системы связи, осуществлять слежку.

• Астрономические спутники исследуют планеты Солнечной системы и их спутники, а также галактики и другие космические объекты.

- Как вы думаете, зачем тогда выбирать профессию космонавт, если есть спутники?

- Совершенно верно, космонавты изучают другие планеты, создают в космосе лекарства. Также им надо устранять неполадки в спутниках, если есть необходимость.

- Но ведь это очень рискованная профессия. Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать космонавтом? Выберите в группах качества, которые наиболее подходят. – Сильным, смелым, отважным, умным…

- Узнали ли мы с вами о космонавтах?

- Третья задача тоже достигнута.

- Можем ли мы сказать, что цель нашего урока достигнута? – Конечно. Мы узнали как люди начали покорять космос.

- Мы узнали, как люди начали совершать космические путешествия.

– Да.
























Расставляют буквы (Белка, Стрелка).







– Да.





























– Луна.

















– Чтобы изучать просторы космоса.







– Да.



Практическая работа

- А сейчас вы в группах соберете детали нашей работы.

А пока членам жюри я хочу предложить ознакомиться с интересными фактами о полете в космос.

- Мы хотим попросить кого-нибудь из членов жюри помочь нам собрать плакат.

- Представляем Вашему вниманию работу 1 «Г» класса «Путь к звёздам»



Выполняют задание.

Итог урока

- Давайте подведём итоги того, что сегодня узнали и что вспомнили. Блиц-опрос.

Кто был первым человеком, полетевшим в космос?

Женщина – первая полетевшая в космос?

Первая собака, полетевшая в космос?

Назовите число и месяц, когда отмечается День космонавтики.

Назовите год первого космического полёта с человеком на борту.

Сколько минут пробыл Юрий Гагарин в космосе?

Назовите место, где находится взлетная площадка, с которой стартовали все космические корабли.

Как называется костюм у космонавта?

Кто первый вышел в космос?

У кого возникла первая мысль о создании ракеты?

Кто создал первую ракету?

В каком году в космос полетела собака Лайка?

- Юрий Алексеевич Гагарин.

- Валентина Терешкова.

– Лайка.

- 12 апреля.

- 1961год.

- 108 минут.

- Космодром «Байконур».

- Скафандр.

– Леонов.

– Циолковский.

– Королёв.

- 1957 г.

Рефлексия

- Что вам понравилось сегодня на уроке?



- Расскажите о своих впечатлениях.


- Спасибо за работу.

- Нам понравилась интересная презентация и практическая работа.

- Было очень интересно и познавательно.

- Спасибо.