СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем людям география?

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок географии в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Зачем людям география?»

5 класс.

1 урок.

Тема. ВВЕДЕНИЕ. Зачем людям география и как мы будем её изучать

Программа. авторская программа по географии Алексеева А.И., при поддержке УМК по географии "Полярная звезда

Цель урока:

— познакомить обучающихся с новым предметом — географией;

— раскрыть особенности содержания курса;

— показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;

— выяснить, какие задачи решает география;

— ознакомить с методами географической науки;

— познакомить обучающихся с новым учебником и

требованиями учителя.

Тип урока: вводный

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажёр».

Технологическая карта урока

Предметно-информационная составляющая образованности

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Продуктивная деятельность

Когнитивный компонент урока: география; задачи и методы географической науки.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.


Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником в процессе работы с ним. Изучение нового материала

На данном уроке учитель решает три главные задачи.

Во-первых, знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования.

Во-вторых, раскрывает основные особенности нового для обучающихся учебника географии и принцип работы с ним.

В-третьих, акцентирует внимание обучающихся на том, что успешное изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.



Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Мотивирующий

Целесообразно построить урок на основе изучения содержания учебника географии. Вначале учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту:


что они знают о географии?

С чем или с кем они связывают географию?

Что они хотели бы узнать, изучая географию?

Какие книги, журналы они уже читали?

Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания?

Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире?

Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш географический опыт».

Отвечают на вопросы.

Работа с учебником и рабочей тетрадью стр 5.-6

Затем учащимся предлагается рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3).

Учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание». География занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов.

У истоков географии стояли великие учёные: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

География - одна из древнейших наук. В переводе с греческого гео означает "земля", графо - "пишу". Означает слово "география" - "описание Земли". С момента своего возникновения география занималась изучением поверхности нашей планеты. С этой целью в дальние странствия снаряжались экспедиции и совершались кругосветные плавания. Потребовались тысячелетия, прежде чем были открыты и описаны все материки и океаны Земли. Потому на протяжении столь длительного времени география представляла собой целостную науку о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

География как наука зародилась в Древней Греции. Греческий ученый Эратосфен, живший в III веке до н.э., первым ввел термин "география". В своём труде "Географические записки" он собрал все знания о Земле, накопленные его предшественниками.

В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая. Физическая география представляет собой систему наук, изучающих географическую оболочку Земли. Её главная задача - исследовать особенности географической оболочки и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности.

Экономическая география занимается изучением населения и его хозяйства. Ещё древнегреческие ученые Геродот и Страбон при описании стран отмечали, какие народы там живут, чем занимаются, что производят и чем торгуют.






Длительное время считалось, что география - это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель. К началу XIX века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. География из описательной науки превратилась в науку преобразовательного характера.

Современная география выясняет, как и какие природные процессы создают горы и равнины, как изменяется рельеф Земли, какие изменения могут произойти в результате деятельности людей, исследовать и объяснить все процессы, происходящие на Земле.

Одна из важнейших задач современной географии – изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете.

Предметом изучения географии является изменение природной среды под влиянием человеческой деятельности, изучение Земли, сохранение и защита природных ресурсов.

Люди живут и работают в разных природных условиях. Всё необходимое для жизни они получают от природы. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, нужно очень хорошо её знать.

Источниками географических знаний служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты, интернет-ресурсы.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований.  

Описательным.

Картографическим.

Историческим.

Статистическим.

Экономико-математическим.

Географического районирования.

Полевых исследований и наблюдений.

Аэрокосмическим.

Моделирования.

и методом географического прогноза.

Делаем выводы: Cовременная география представляет собой систему наук, в которой выделяют естественные и общественные географические науки. Особое место в системе географических наук занимает картография. Географические знания, умение «читать» карту – один из необходимых элементов культуры и научного мировоззрения.















Записывают в тетрадь фамилии ученых.









Записывают определение и перевод слова













































Составляют схему отраслей географии используя учебник

































Отвечают на вопрос 5 рабочей тетради стр 5. Почему древнегреческий ученый Страбон считал, что география изучает образ жизни людей – как искусство жить на планете? Согласны ли Вы с великим ученым? Свою точку зрения аргументируйте.















































































Отвечают на вопрос 6 рабочей тетради стр. 5. На основе параграфа 1 учебника (стр. 5 – 6) составьте схему «Методы географической науки»

Методы географической науки






















Делают вывод

Познавательная задача

зачем нам география? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация о них.















Первый фрагмент параграфа называется «Зачем купцу география?». Изучив этот фрагмент параграфа, учитель задаёт учащимся вопрос: где были произведены товары, которые окружают вас дома?




Учитель спрашивает, какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией.

Чтобы оценить значение географии, учитель приводит пример, как оценивали географию учёные. Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал так о роли географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает». Наш современник учёный-географ В. С. Преображенский считал, что «география — это наука, создающая особую географическую картину мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека, это осознание человеком своего места в мире». Из этих цитат видно, что во все времена учёные высоко оценивали значение географии. Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определённых методов исследования.





Данный этап заканчивается просмотром-закреплением видеоурока. «Что изучает география?» ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ГЕОГРАФИЯ? География помогаем нам видеть образ мира и ориентироваться в нём. География изучает, исследует, прогнозирует, объясняет. География помогает решать практические вопросы в повседневной жизни.









Отвечают на вопрос 3 рабочей тетради. Сформулируйте значение географии:

А) для общества__________

Б) для вас лично_______

Отвечают на вопрос. Далее школьники обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией.






Отвечают на вопрос 4 рабочей тетради стр 5. Почему «главным двигателем расширения знаний о географическом пространстве в прошлом веке была торговля?








Записывают в тетрадь фамилии ученого

















Записывают в тетрадь фамилию ученого












Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника.










Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи.

Следующий этап урока — знакомство с учебником и требованиями к уроку географии







Учитель обращает внимание, что символ учебника — Полярная звезда, которая будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе. Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», учащиеся смогут добиться хороших результатов и сдать «лёгкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам. В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания. Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником. Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие. Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками.

В конце урока учитель объясняет значение календаря погоды в кабинете географии, говорит, что систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу.

Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Внимательно изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника.













































































Практическая работа. Рабочая тетрадь стр 5. Организация фенологических наблюдений в природе. Цель: определить значимость фенологических наблюдений. Оборудование: календарь погоды. Фенология – система знаний о сезонных изменениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Эти изменения можно фиксировать в календаре погоды. Наблюдения за погодой проводятся ежедневно в течении одного осеннего, зимнего, весеннего месяцев. Результат наблюдений сравнивают со среднестатистическими данными.

Домашнее задание

1. Изучить § 1.

2. Ответить на вопросы 1—3.

3. Выполнить задание 4.

4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:

Название продуктов питания, одежды

Город

Страна


1




2




3





Общий вывод











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!