Мотивирующий | Целесообразно построить урок на основе изучения содержания учебника географии. Вначале учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: | что они знают о географии? С чем или с кем они связывают географию? Что они хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы они уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире? Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш географический опыт». | Отвечают на вопросы. |
Работа с учебником и рабочей тетрадью стр 5.-6 | Затем учащимся предлагается рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3). | Учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание». География занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие учёные: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля. География - одна из древнейших наук. В переводе с греческого гео означает "земля", графо - "пишу". Означает слово "география" - "описание Земли". С момента своего возникновения география занималась изучением поверхности нашей планеты. С этой целью в дальние странствия снаряжались экспедиции и совершались кругосветные плавания. Потребовались тысячелетия, прежде чем были открыты и описаны все материки и океаны Земли. Потому на протяжении столь длительного времени география представляла собой целостную науку о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. География как наука зародилась в Древней Греции. Греческий ученый Эратосфен, живший в III веке до н.э., первым ввел термин "география". В своём труде "Географические записки" он собрал все знания о Земле, накопленные его предшественниками. В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая. Физическая география представляет собой систему наук, изучающих географическую оболочку Земли. Её главная задача - исследовать особенности географической оболочки и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности. Экономическая география занимается изучением населения и его хозяйства. Ещё древнегреческие ученые Геродот и Страбон при описании стран отмечали, какие народы там живут, чем занимаются, что производят и чем торгуют. Длительное время считалось, что география - это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель. К началу XIX века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. География из описательной науки превратилась в науку преобразовательного характера. Современная география выясняет, как и какие природные процессы создают горы и равнины, как изменяется рельеф Земли, какие изменения могут произойти в результате деятельности людей, исследовать и объяснить все процессы, происходящие на Земле. Одна из важнейших задач современной географии – изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете. Предметом изучения географии является изменение природной среды под влиянием человеческой деятельности, изучение Земли, сохранение и защита природных ресурсов. Люди живут и работают в разных природных условиях. Всё необходимое для жизни они получают от природы. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, нужно очень хорошо её знать. Источниками географических знаний служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты, интернет-ресурсы. Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований. Описательным. Картографическим. Историческим. Статистическим. Экономико-математическим. Географического районирования. Полевых исследований и наблюдений. Аэрокосмическим. Моделирования. и методом географического прогноза. Делаем выводы: Cовременная география представляет собой систему наук, в которой выделяют естественные и общественные географические науки. Особое место в системе географических наук занимает картография. Географические знания, умение «читать» карту – один из необходимых элементов культуры и научного мировоззрения. | Записывают в тетрадь фамилии ученых. Записывают определение и перевод слова Составляют схему отраслей географии используя учебник Отвечают на вопрос 5 рабочей тетради стр 5. Почему древнегреческий ученый Страбон считал, что география изучает образ жизни людей – как искусство жить на планете? Согласны ли Вы с великим ученым? Свою точку зрения аргументируйте. Отвечают на вопрос 6 рабочей тетради стр. 5. На основе параграфа 1 учебника (стр. 5 – 6) составьте схему «Методы географической науки» Методы географической науки | | | | Делают вывод |
Познавательная задача | зачем нам география? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки. | История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация о них. Первый фрагмент параграфа называется «Зачем купцу география?». Изучив этот фрагмент параграфа, учитель задаёт учащимся вопрос: где были произведены товары, которые окружают вас дома? Учитель спрашивает, какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией. Чтобы оценить значение географии, учитель приводит пример, как оценивали географию учёные. Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал так о роли географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает». Наш современник учёный-географ В. С. Преображенский считал, что «география — это наука, создающая особую географическую картину мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека, это осознание человеком своего места в мире». Из этих цитат видно, что во все времена учёные высоко оценивали значение географии. Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определённых методов исследования. Данный этап заканчивается просмотром-закреплением видеоурока. «Что изучает география?» ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ГЕОГРАФИЯ? География помогаем нам видеть образ мира и ориентироваться в нём. География изучает, исследует, прогнозирует, объясняет. География помогает решать практические вопросы в повседневной жизни. | Отвечают на вопрос 3 рабочей тетради. Сформулируйте значение географии: А) для общества__________ Б) для вас лично_______ Отвечают на вопрос. Далее школьники обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией. Отвечают на вопрос 4 рабочей тетради стр 5. Почему «главным двигателем расширения знаний о географическом пространстве в прошлом веке была торговля? Записывают в тетрадь фамилии ученого Записывают в тетрадь фамилию ученого Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника. Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи. |
Следующий этап урока — знакомство с учебником и требованиями к уроку географии | | Учитель обращает внимание, что символ учебника — Полярная звезда, которая будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе. Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», учащиеся смогут добиться хороших результатов и сдать «лёгкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам. В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания. Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником. Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие. Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками. В конце урока учитель объясняет значение календаря погоды в кабинете географии, говорит, что систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу. | Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Внимательно изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника. Практическая работа. Рабочая тетрадь стр 5. Организация фенологических наблюдений в природе. Цель: определить значимость фенологических наблюдений. Оборудование: календарь погоды. Фенология – система знаний о сезонных изменениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Эти изменения можно фиксировать в календаре погоды. Наблюдения за погодой проводятся ежедневно в течении одного осеннего, зимнего, весеннего месяцев. Результат наблюдений сравнивают со среднестатистическими данными. |