I. Мотивационный этап Слайд 1 | 1. Вступительное слово учителя: Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось Ярко рыжее пятно. Это солнце заглянуло, | Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной! (С. Пшеничных) | - Какое настроение вызвало у вас это стихотворении? Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. А навести вас на мысль о теме сегодняшнего урока поможет песня. Послушайте её. 2. Аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени…» 3. Стихотворение-загадка Учитель подводит детей к теме урока через стихотворение-загадку: - Чтобы помочь вам понять, какая сегодня будет тема занятия, я прочту вас стихотворение-загадку: И у мамы есть, И у папы есть. И у дочки есть, И у внучки есть. | И у всех есть! А чтоб его узнать, Надо вслух назвать. | Помогает учащимся сформулировать тему урока. | Дети слушают стихотворение. Отвечают на поставленный вопрос. Аудиослушание песни «Позови меня тихо по имени…» Высказывают предположения. Определяют тему, цель урока «Наши имена» | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настроиться на работу на уроке, самоконтроль, коррекция. Познавательные УУД: перерабатывать информацию, самостоятельно делать выводы. |
III. Этап открытий новых знаний 1. Постановка проблемы 2. Выдвижение гипотезы Слайды 3-4 Слайды 5-7 Слайд 8 | 1. «Театр»: Инсценировка «давайте познакомимся!» - Получилась ли вежливая форма знакомства? 2. Фразы этикета для знакомства: Давай познакомимся! Мне хочется с тобой познакомиться. Я очень хочу с тобой (с Вами) познакомиться. Рад нашему знакомству! Рад с тобой познакомиться! Очень приятно было познакомиться! Физминутка 3. Проблемные вопросы: – Когда человеку даётся имя? – Кто даёт ему это имя? – Зачем человеку даётся имя? 4. Пословицы: Работа в парах О чём пословицы? А) Живут на свете имена, Большая сила им дана. | Б) Не имя красит человека, а человек имя. | 5. Стихотворение: Каждая семья должна Выбрать крохам имена. Среди сотен самых разных Удивительных, прекрасных. В каждом имени есть свет В каждом – солнышка привет. | С милым, нежным малышом Свет любви приходит в дом. Саши, Игорьки, Иваны, Ксюши, Кати и Татьяны Взрослым дарят море света Этим светом все согрето. | 6. Значения имён Когда появляется на свет человек, то родители хотят видеть своего сына или дочь сильными, красивыми, воспитанными, и дают имена. Дарья – сильная, побеждающая. Виктория – победа. Марина – морская. Татьяна – устроительница. Михаил – подобный богу. Юрий – земледелец. 7. Видеоклип «Крещение младенца» -Какой обряд вы посмотрели? -Какие чувства вы испытали при просмотре видеоролика? - Кто из вас крещен? -А кто видел обряд крещения и присутствовал на нем? При обряде крещения церковнослужителем давалось ребенку имя. Имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал его покровительство. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь. Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние. Вопросы: - Кто давал ребенку имя? -Как давались имена? -Что надевали при крещении? -Что еще празднует человек кроме дня рождения? (день ангела или именины) | Инсценируют варианты знакомства в гостях, во дворе, в школе. Отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся слушают вопросы учителя, высказывают свои соображения. Работают в парах Слушают, просматривают видеоклип, контролируют ответы других, соглашаются или возражают, исправляют, дополняют. | Личностные УУД: иметь представление о положительном и отрицательном, о вежливых формах общения. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, договариваться о распределении ролей, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному. |
IV. Включение в систему знаний Слайд 9 Слайды 10-15 Слайд 16 Слайды 17-18 Слайд 19 Слайды 20-23 | 1. История возникновения имен на Руси Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить. Древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Существовала такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти. - по черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Горд, Молчун, Плакса, Будилка - по месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак - по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин, Муковоз, Рыбак - знатные или княжеские имена: Братислав, Володимир, - по времени и месту появления (Суббота, Зимой, Дорога) - по явлениям природы (Метелица, Снегурочка) - по внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш Были даже самые необычные имена: Немил, Ненаш, Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел. - По каким признакам детям давались имена? 2. Стихотворение-шутка «Сколько имён у подружки Вали?» Сколько имён у подружки Вали? Как бы, друзья, не запутаться тут! Валя зовут эту девочку в школе, Валечкой папа и мама зовут, | Валюша – тётя её называет, Валька! – кричит озорник во дворе Кто же, скажите-ка, мне подсчитает Сколько имён у подружке моей? | 3. Подбор неполной и неполной форм имён 4. Стихотворение-вопрос «Восемь Тань» В 1 классе восемь Тань – Это прямо наказание! Ведь у них куда ни глянь – Всюду Таня, Таня, Таня. | Если скажут: «Таня, встань!» – Встанут сразу 8 Тань! А ведь можно очень просто Разобраться в девчонках? | 5. Фамилия и отчество Фамилия – это семейное имя, объединяющие родственников. Отчество – от слова ОТЕЦ, это имя отца, включённое в ваше полное имя. По имени и отчеству называют людей пожилых, уважаемых, чтобы выразить им своё уважение, почтение. 6. Ребусы Надежда, Света, Василиса. 7. Имена героев сказок Маша, Мишутка, Настасья Петровна, Михаил Иванович, Настенька, Алёнушка, Емеля. 8. Пословицы и поговорки 1. По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Сенька – Арсений, Тимошка – Тимофей) 2. У лентяя Федорки всегда отговорки. (Федорка – Фёдор) 3. А Васька слушает да ест. (Васька – Василий) 4. Рад Яков, что пирог с маком. 5. Такой-сякой Пантелей, а вместе веселей. 9. Растения и имена Иван-да-марья, иван-чай, лилия, роза, анютины глазки, георгин, нарцисс. | Слушают, отвечают на поставленный вопрос. Слушают, отвечают на поставленный вопрос, подбирают полные и неполные формы имён. Объясняют, от какого слова образовано слово отчество и когда оно используется. Решают ребусы. Вспоминают имена героев сказок. Определяют формы имён в пословицах и поговорках. Рассматривают, запоминают названия растений с человеческими именами. | Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль, коррекция. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию. Коммуникативные УУД: участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному. |
V. Итог урока. Рефлексия Слайд 24 | 1. Анализ работы на уроке Проанализировать свою работу на уроке вам поможет Светофорик. – Кому было трудно, непонятно? – У кого возникли вопросы по теме? – Что бы вы хотели узнать по этой теме ещё? – Кому было легко, интересно? – Кто доволен своей работой на уроке? – Работу кого из ребят вы хотели бы отметить? 2. Пожелание Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит вам только удачу! | Оценка выбора цветными сигналами. Слушают вывод, дополняют, высказывают своё отношение к услышанному и увиденному. | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: оценивать результа-ты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. Личностные УУД: иметь представление о положительном и отрицательном, стремиться к само-развитию и самосо-вершенствованию. |