СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем нужно изучать фонетику 142

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем нужно изучать фонетику 142

Просмотр содержимого документа
«Зачем нужно изучать фонетику 142»

Урок русского языка в 5 классе

2019 – 2020 учебный год


Тема: Что изучает фонетика

Цели деятельности учителя

1) Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать, какую роль играют звуки в речи, как они образуются.



2) Развивающая: развивать орфографическую грамотность, обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.



3) Воспитательная: воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.


Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков;

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и творческой деятельности


Методы и формы обучения

Наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная


Образовательные ресурсы

Русский язык .5 кл. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. – М., Дрофа, 2015; интернет-ресурсы


Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, магниты

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, таблицы, словарь, раздаточные листы с кроссвордом, опросники самодиагностики, задания группам, листы для самооценки

Основные понятия

Звуки речи, фонема, транскрипция, алфавит, фонетика, графика, орфоэпия




Урок русского языка в 5 классе по теме «Что изучает фонетика» и компьютерная презентация к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими русский язык по учебному комплексу М.М Разумовской.

Данная разработка предназначена для проведения первого урока при изучении темы «Фонетика».

Цель урока: повторить и систематизировать сведения о фонетике как науке о звуках речи, углубить знания о смыслоразличительной функции звука. Ученики продемонстрируют умения извлекать информацию и анализировать её, высказывать мысли в устной форме, работать в группе (умение слышать и слушать друг друга) и паре.



Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока



Сегодня 22 октября, и этот день, начиная с 1998 года, в мире отмечается какМеждународный день.. а вот кого.. вы узнаете, поработав по теме сегодняшнего урока.



Чтобы поняв, чем сегодня мы будем заниматься и какую тему изучать – отгадайте кроссворд. (Листы на парте у учащихся. Учитель читает определение слов, дети записывают в раздаточные листы и проверяют отгаданные слова по словарю стр. 305 - 306)



  1. Струя воды, жидкости, с силой выбрасываемая вверх из трубы или отверстия под действием давления (фонтан)

  2. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. (олицетворение)

  3. Ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания (недоразумение)

  4. Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

  5. Земельное пространство, занятое населённым пунктом, учреждением, предприятием или предназначенное для них (территория)

  6. Творческая художественная деятельность (искусство)

  7. Систематизированное собрание каких – либо предметов (коллекция)

  8. Огнестрельные орудия различных калибров и конструкций (артиллерия)

- Что заметили?

(например, по вертикали получилось слово – ФОНЕТИКА, последних 4 слова – правописание с удвоенными согласными, это всё имена существительные)

- Какое слово для вас окажется трудным по написанию, когда вы будете писать словарный диктант? (запишите его в тетрадь)

Задание: Выделите окончания в словах (комментировано)

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончания в словах? (изменить слово)

- Как будут называться слова, когда мы меняем только окончание слов? (формы слова)

Запишите рядом со своим выбранным словом ещё 2 формы этого слова. Выделите окончания.


Сообщение темы и цели урока.


Итак, тема нашего урока - ФОНЕТИКА


- Что такое фонетика? (Фонетика от греч. «фоне» - звук – раздел языкознания, изучающий звуки речи).

- Какие разделы языкознания связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография)

- Каким образом? (орфоэпия – правильное произношение, графика – обозначение звучащей речи на письме, орфография – правильное написание слов)

- А что вы знаете о фонетике?

- Где в слове фонетика спрятался её смысл, значение? (корень фон, суффиксы -ет, -ик, окончание а)

Подберите однокоренные слова к слову фонетика.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

  • Микрофон (прибор для усиления голоса);

  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

  • Фонотека (собрание звукозаписей);

  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

  • Патефон (граммофон с рупором);

  • Фонендоскоп (медицинский прибор для прослушивания больных)

  • Саксофон (духовой музыкальный инструмент)


Является ли однокоренным слово фон в этом предложении – На фоне тёмного неба ярко светились звёзды.

(нет, здесь лексическое значение слова фон – это задний план чего – либо; может быть ещё значение – цвет, обстановка)


Сегодня мы начинаем систематизировать все ваши знания в этой теме, понимать, какую роль играют звуки в речи.


Опросники самодиагностики


Пожалуйста, оцените свои знания и умения по данной теме в опросниках самодиагностики.

- Какие ситуации для вас оказались самыми трудными? Прокомментируйте, пожалуйста.



Русский язык 5 класс Тема «Фонетика»

Ф.И. _____________________________________

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Уверенно

Неуверенно

Не знаю материал

1. Я знаю, чем отличаются звуки и буквы




2. Я знаю, наизусть русский алфавит




3. Я умею правильно произносить названия всех букв русского алфавита.




4. Я умею объяснять звуковое значение букв е,ё, ю, я в разных фонетических позициях.




5. Я знаю порядок фонетического разбора слова.




6. Я умею производить разбор слов, в которых буквы не соответствуют звукам.




7. Я знаю отличие гласных звуков от согласных.




8. Я умею характеризовать звуки речи.




9. Я знаю, что такое транскрипция.




10. Я умею транскрибировать слова.






  1. Работа по теме урока

Интересные факты о звуках


- Ребята, мир, в котором мы живем, - это удивительный, сказочный мир звуков. Тысячи звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, льётся из крана вода, пыхтит чайник, гремят посудой.

Давайте закроем на минуту уши ладонями.

- Что наступит? (тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей)

Звук – начало в человеческой жизни. Есть выражение: «В начале было слово». А я бы сказала, что в начале был звук.

- Как вы думаете, почему? (Звук – это наименьшая единица речи, которую мы произносим и слышим)



Очень много интересных фактов собрано о звуках. Давайте узнаем об этом.

  • Звук передаётся с помощью звуковых волн. Они распространяются от источника звука подобно кругам воды от брошенного камня.



  • Звук распространяется во всех упругих телах – твёрдых, жидких и газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве.



  • Лучше всего звук распространяется в твёрдых телах. Так, приложив ухо к земле, вы можете услышать, что происходит далеко от вас.



  • Силу звука принято измерять в белах – единицах, получивших свое название от имени изобретателя телефона американца Александра Грехем Белла. Но в повседневной практике пользуются децибелами – десятыми частями бела.

  • Шелест листвы имеет силу в 30 децибел, громкий разговор – 70 децибел, игра духового оркестра – 80 децибел, работающий самолетный двигатель 110-140 децибел. Звуки силой больше, чем 110 децибел, уже опасны для человеческого слуха.

  • Характерные стрекочущие звуки кузнечики издают с помощью своих задних ног.

  • Человеческий храп может быть такой же силы, что и шум отбойного молотка, и достигать 70 децибел.


  • Использование звука для обнаружения чего-либо называется эхолокацией. Киты и дельфины используют принцип эхолокации, отыскивая свой путь в море. Воспринимая эхо звуков, они узнают, какие предметы и существа находятся вокруг них.



  • Летучие мыши могут различать самые высокие во всём животном мире звуковые колебания.

  • Не все животные слышат звуки так, как человек. Так, кузнечики слышат лапками, совершая ими быстрые колебания узнают, откуда исходит звук. У змей нет ушей, и они не могут воспринимать звуки через воздух. Но они улавливают звуки, слушая землю. Рыбы слышат всем своим телом.



Вообще, интересных фактов, связанных со звуком, очень много, вы можете об этом прочитать в интернете, и на следующем уроке поделиться с нами, оформив в виде сообщения ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ о ЗВУКАХ.



Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения

Итак, мы с вами определили тему урока, вспомнили, что изучает фонетика и с какими разделами русского языка связана фонетика.

- А какую функцию выполняют звуки? (Смыслоразличительную)

Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение Бориса Заходера.

… Вот что сказка говорит:

Жили-были

Кот и Кит.

Кот – огромный,

Просто страшный!

Кит был маленький,

Домашний.

Кит мяукал,

Кот пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит Кит:

Ночью бродит,

Днем храпит.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца пьет сметану.

Ловит Кит мышей на суше,

Кот на море бьет баклуши!

Кит царапался, кусался.

Добрый КОТ

Ни с кем не дрался…

Кит любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

- Кис, кис!

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирались целый год,

Кто тут Кит и где тут Кот.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

« В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то против всяких правил

В сказке буквы переставил.

Переставил «КИТ», на «КОТ»,

«КОТ» на «КИТ» наоборот».


Построение проекта и выход из затруднительной ситуации

- К какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?

- Для чего же служат звуки речи?

(Каждый звук помогает различать слова по смыслу)


Поиграем: каждый ряд, выходя по 1 к доске, изменяет только первый звук в слове и записывает новое слово.

1 ряд: сом – ком – том – дом – лом - ром

2 ряд: чайка – гайка – лайка – майка – зайка – шайка - байка

3 ряд: моль – роль – соль – боль – ноль – голь


- Получилось выполнить это задание?

Вывод: звуки речи служат для различения смысла слов. Их называют смыслоразличители.

Какое название носят звуки как смыслоразличители, кто придумал это название, как устроен наш речевой аппарат и что говорят лингвисты о фонетике, мы узнаем после того, как вы поработаете в группах.

У каждой группы есть задание, оно представлено на слайде и на ваших столах.


1 группа «Биологи» расскажет о строении речевого аппарата и образовании гласных и согласных звуков, пользуясь схемой в учебнике, текстом и таблицей.

Группе дан текст и таблички со словами лёгкие, гортань, голосовые связки, полость рта, полость носа, губы, язык. При объяснении ученики должны на доске (с помощью магнитов и табличек) показать цепочку образования звуков.

Текст для группы: органы речи – это лёгкие, гортань с голосовыми связками, полость носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются только при выдыхании. Выдох делается лёгкими. Струя воздуха идёт через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки.Голосовые связки – это 2 мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Эти органы относятся к артикуляционному аппарату.



2 группа «Языковеды» попытаются найти звуки русского языка, которых нет в английском языке, который изучают дети, и наоборот.

Задание для группы:

- Какие звуки английского языка отсутствуют в русском?

- Каких звуков русского языка нет в английском?

- Выскажи своё суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом?


Текст для группы: имеющиеся в английском языке всего 44 звука и передаются они на письме всего лишь 26 буквами.

 Английские гласные звуки, в отличие от русских, могут быть долгими и краткими.

В английском языке звонкие согласные перед глухими согласными, а также в конце слов всегда произносятся звонко, а русские согласные в таких случаях оглушаются.

В русском языке согласные звуки являются не только твердыми, но и мягкими. В английском языке такого попарного распределения мягких и твердых согласных нет. Почти все согласные английского языка произносятся твердо перед любым гласным.

В английском языке есть звуки, которых нет в русском [ θ ]    [ ð ]    [ ŋ ]    [ w ]     [ æ ]     [ ə ]



3 группа: «Математики»

Вставить в тексте недостающие числа и слова.

Современный русский алфавит состоит из __ букв, __ из которых предназначены для обозначения гласных звуков. ___ буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают, это……

В русском языке __ гласных звуков. Это …….

Согласные звуки образуют __ пар по звонкости – глухости.

Звуки речи на письме заключаются в ……... Это называется …………

Мягкость звука обозначается в транскрипции…..



(Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков 21 буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают, это Ъ, Ь

В русском языке гласных звуков. Это [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

Согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости.

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки. Это называется транскрипцией.

Мягкость звука обозначается в транскрипции запятой).





4 группа «Знатоки»

Определит различие между устной и письменной речью, обобщит знания по теме «Фонетика».



На карточке: Впервые определение звукам как смыслоразличителям дал замечательный учёныйИван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Таким звукам дали красивое название – фонема.



Задание группе:

  1. Составить таблицу на основе прочтения текста упр. 176 стр. 66. Записать главные отличия устной и письменной речи.



Устная речь

Письменная речь

- произносимая и слышимая

- старше письменной

- состоит из звуков, можно записать на носители

- записанная и читаемая

- возникла недавно, на базе устной речи

- закреплялась на бумаге, из поколения в поколение



Проверка: можно использовать документ – камеру и комментарии учащихся.



  1. Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.

- Что представляет собой устная речь?

- В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?

- Какую роль играет звук в слове? (Приведите примеры)



3. Применение знаний и умений в новой ситуации

Отгадайте метаграммы (это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.

  • С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас не утаю –

Тоже в классе я стою (карта – парта)


  • Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени –

Я по болоту зашагаю (капля – цапля)


  • С твёрдым Л я на стене,

Книга, например, на мне.

Но как – только Л смягчите

Сразу в танец превратите. (полка – полька)



  • Я – зверь свирепый, хитрый, злой.

Но дело в букве лишь одной

Скорей смените букву эту.

Я тотчас превращусь в планету. (барс – Марс)



4Закрепление игра «Пересадки»

- Самые маленькие единицы языка? (звуки)

- Какая наука изучает звучащую речь? (фонетика)

- Звуки как смыслоразличители (фонемы)

- Речь произносимая и слышимая (устная)

- Наука о правильном произношении (орфоэпия)

- Наука об обозначении звуков (графика)

- Речь записанная и читаемая (письменная)



Напишите синквейн по теме звук

Например, Звук

Согласный, гласный

Произносится, озвончается, оглушается

Что ни звук, то подарок

Фонетика

5. Домашнее задание – тпо стр. 35, дополнительно задание на карточках


Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

Задание: замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка



6. Рефлексия

- Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух:


- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно..

-Я понял, что…

- Теперь я могу..

- Я почувствовал, что

- Сегодня я научился…

- Я приобрёл..

- Я научился..

- У меня получилось..

- Я смог..

- Я попробую..

- Меня удивило..

- Мне захотелось..

- Я не совсем понял…

- Я не понял…


Что ещё сегодня мы должны были узнать? (22 октября - какой это день)

(Международный день заикающихся людей. Заиканием называется нарушение речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата.)



- А как вы относитесь к таким людям? (надо быть более терпимым к таким людям, относиться к ним как к тем, у кого нет таких проблем, не смеяться над ними, не передразнивать)

Самооценка (анкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока)


На уроке я работал

Активно\пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен \не доволен

Урок для меня показался

Длинным\коротким

За урок я

Не устал\устал

Моё настроение

Стало хуже \ стало лучше

Материал урока мне был

Понятен \ непонятен

Полезен \ бесполезен

Интересен\скучен

Домашнее задание кажется мне

Лёгким \ трудным

Интересным \ неинтересным









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!