Нужен ли ребенку дефектолог? Дефектолог – специалист, который работает с детьми с физическими и психическими (психологическими) недостатками. Цель его работы – максимально возможное развитие и адаптация таких детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах. Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя консультацию с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развилось заболевание. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной коррекции. Когда нужно обращаться за помощью к дефектологу? В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Некоторые ошибочно полагают, что консультация такого специалиста бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, полезно обращаться за помощью раньше, так как у ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а это намного сложнее и займет больше времени. Итак, помощь специалиста нужна, если Вашему ребенку: 2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами. Если кроха не употребляет в своей речи до 10 коротких слов «мама», «папа», «ням», «ав-ав». 2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы типа «дай пить». 3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну. 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами. 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги. Кроме собственно занятий специалист может обучить родителей приемам речевой компенсацией, разработает специальный комплекс упражнений. |