Билет 1.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) логичность и доказательство выводов Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир В) вера в сверхъестественное Г) строгое следование ритуалам Д) объективное отражение действительности | | 1) религия 2) наука |
В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 2.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система | | 1) демократический 2) тоталитарный |
Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие
Билет 3.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
А) обеспечение правопорядка Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог | | 1) внешние 2) внутренние |
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 4.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей в деятельности Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 5.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; акционерное общество; предпринимательство; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | | КРИТЕРИИ |
А) башкиры Б) петербуржцы В) удмурты Г) мусульмане Д) буддисты | | 1) этносоциальный 2) религиозный 3) территориальный |
Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 6.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) фиксируется в законах и подзаконных актах Б) регулируют общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла | | 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 7.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Жизненные ориентиры; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) составление завещание Б) отказ друга дать денег в долг В) получение ссуды в банке Г) отказ оплатить проезд в автобусе Д) выполнение школьниками домашних обязанностей | | 1) правовые 2) моральные |
Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 8.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) принятие конституции государства Б) продажа товаров в магазине В) принятие присяги главой государства Г) предвыборная агитация избирателей | | 1) экономическая 2) политическая |
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 9.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Жизненные ориентиры; факторы производства; товар; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ | | ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ |
А) ограничение свободы Б) выговор В) лишение свободы Г) предупреждение | | 1) преступление 2) проступок |
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 10.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Судебная система; факторы производства; деньги; юридическая ответственность; нравственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК | | ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ |
А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение | | 1) наука 2) искусство |
Социологические службы опросили жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 11.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Жизненные ориентиры; факторы производства; гражданское общество; выборы; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ РЕЖИМОВ |
А) гарантии прав и свобод личности Б) власть единой массовой партии В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм | | 1) демократический 2) тоталитарный |
Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 12.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Гражданство; факторы производства; товар; закон; мораль.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) вера в потусторонний мир Б) плюрализм мнений В) соблюдение определенного ритуала Г) отражение личной позиции автора в произведении | | 1) религия 2) искусство |
Учёные опросили одинаковое количество городских и сельских жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 13.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Мораль; факторы производства; товар; авторитаризм; искусство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) заполнение налоговой декларации Б) выборы депутатов Госдумы В) создание политической партии Г) введение налога на добавленную стоимость | | 1) политическая 2) экономическая |
Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 14.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Деньги; факторы производства; референдум; правоохранительные органы; искусство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | | ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь | | 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 15.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между примерами и факторами производства. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) Открыто новое месторождение алмазов в Якутии. Б) В Калуге запущен завод по производству автостёкол. В) За счёт федерального бюджета в два центра сердечно-сосудистой хирургии было закуплено оборудование: аппараты искусственного кровообращения, ультразвуковые аппараты для исследования сердца и сосудов. Г) С января повышение квалификации прошёл 461 сотрудник Красноярской региональной энергетической компании. Д) Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает озеро Байкал. В озере содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Е) Сокращение персонала произошло в 35% строительных организаций области. | | 1) труд 2) земля 3) капитал |
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 16.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум; спрос; этническая группа.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) выборы депутатов муниципального собрания Б) рост числа бракосочетаний В) открытие международного кинофестиваля Г) финансирование учреждений науки и культуры Д) трансляция праздничного богослужения | | 1) экономическая сфера 2) политическая сфера 3) социальная сфера 4) духовная сфера |
Учёные опросили 25-летних и 65-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 17.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Нация; статусный набор; референдум; предложение; инфляция.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА | | ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) сословная структура общества Б) массовое промышленное производство В) решающая роль промышленников и бизнесменов в социальной жизни Г) господство сельского хозяйства в эконо- мическом производстве Д) основывается на приоритете личных интересов над коллективными Е) имеет классовую структуру общественной стратификации | | 1) традиционное общество 2) индустриальное общество |
Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 18.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Нация; республика; конкуренция; прибыль; конфедерация.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между признаками и областями культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП |
А) москвичи Б) молодёжь В) русские Г) новосибирцы Д) татары | | 1) этнические 2) демографические 3) территориальные |
В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»
Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 19.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Нация; отклоняющееся поведение; производство; рынок; республика.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | | ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь | | 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
Учёные опросили две группы жителей страны Z: со средним и высшим образованием. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 20.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ РФ |
А) организация работы участков для голосования Б) один гражданин имеет один голос В) голосование за кандидата на пост Президента РФ Г) установленная законом периодичность проведения Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения | | 1) только выборы 2) только референдум 3) и выборы, и референдум |
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 21.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Налоги; нация; образование; факторы производства; мораль.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них
Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА |
А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия | | 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим |
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
| 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Телевидение | 60 | 62 | 57 |
Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты | 23 | 16 | 16 |
Интернет — социальные сети, блоги* | 0 | 6 | 11 |
Разговоры с людьми | 4 | 5 | 6 |
Газеты | 7 | 3 | 3 |
Радио | 5 | 4 | 3 |
Журналы | 0 | 0 | 1 |
Ничего из перечисленного | 1 | 4 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2014 и 2016 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 22.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕР | | НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) планирование бюджета семьи Б) усвоение и сохранение семейных традиций В) распределение домашних обязанностей между членами семьи Г) воскресное посещение парка развлечений всей семьёй Д) обучение детей правилам поведения со старшими | | 1) хозяйственная деятельность 2) воспитательная деятельность 3) культурно-досуговая деятельность |
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Хотите ли Вы стать предпринимателем и начать своё дело?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
| 1991 г. | 2008 г. | 2011 г. | 2013 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Не хочу (Раньше хотел, теперь уже нет, Никогда не хотел и сейчас не хочу) | 49 | 59 | 57 | 64 | 60 | 68 |
Хочу (Раньше хотел и теперь хочу, Раньше не хотел, а теперь хочу) | 29 | 32 | 30 | 23 | 34 | 22 |
У меня есть свой бизнес | 2 | 4 | 5 | 5 | 3 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 5 | 8 | 8 | 3 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 1991 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 23.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Тоталитарный режим; рынок; спрос; многопартийность; мировоззрение.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Установите соответствие между продаваемыми товарами и видами рынков: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ТОВАР | | ВИД РЫНКА |
А) партия никеля Б) загородный дом В) облигации государственного займа Г) акции компании по добыче нефти Д) складское помещение | | 1) фондовый 2) недвижимости 3) сырьевой |
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
| 2009 г.* | 2011 г.* | 2013 г.* | 2017 г. |
Хорошо | 41 | 45 | 41 | 74 |
Скорее хорошо | 38 | 36 | 42 | 19 |
Скорее плохо | 9 | 7 | 7 | 2 |
Плохо | 4 | 5 | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 8 | 2 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2009 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Билет 24.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Федерация; собственность; культура; страта; государство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина, его обязанностями и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ |
А) неприкосновенность частной жизни Б) защита чести и доброго имени В) уважение прав и свобод других лиц Г) пользование родным языком Д) защита Отечества | | 1) права 2) обязанности |
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надёжными?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
| 2015 г. | 2017 г. |
Покупка недвижимости | 45 | 46 |
Открытие счета в банке | 21 | 29 |
Накопления денег в рублях и хранение их в наличном виде | 19 | 17 |
Покупка золота, драгоценностей | 17 | 14 |
Покупка иностранной валюты и хранение ее в наличном виде | 8 | 10 |
Покупка акций предприятий* | 0 | 7 |
Вклады в пенсионные фонды* | 0 | 5 |
Другое | 2 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 13 |
* в 2015 г. данные варианты ответов не предлагался
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2015 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 25.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Мировоззрение; страта; познание; деньги; референдум.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина, его обязанностями и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ |
А) участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях Б) защита Отечества В) уплачивать законно установленные налоги и сборы Г) сохранять природу и окружающую среду Д) получать квалифицированную юридическую помощь | | 1) права и свободы 2) обязанности |
В ходе социологических опросов, проведённых в 2016 и 2017 гг. совершеннолетних жителей страны Y им предложили ответить на вопрос: «Какие проблемы вы считаете наиболее важными для страны?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2016 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Билет 26.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Товар; политика; производство; религия; выборы.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Установите соответствие конституционными правами и группами прав: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА | | ГРУППА ПРАВ |
А) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства Б) право на охрану здоровья и медицинскую помощь В) право на свободу и личную неприкосновенность Г) право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания Д) право на защиту своей чести и доброго имени | | 1) гражданские (личные) 2) социально-экономические 3) культурные |
В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Как вы считаете, является ли знание иностранных языков условием первой необходимости при трудоустройстве?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.