Зачетная книжка по географии в школе
Главное в предмете географии - умение использовать различные источники географической информации, к которым относятся текстовые, картографические, статистические, графические и др. Это умение учащиеся овладевают во время практических работ.
Значение практических работ по географии имеет важную роль в формировании целостной картины мира, развитию пространственного мышления, осмысления необходимости сохранения мира и экологического равновесия.
Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
В каждом классе при изучении географии программой предусмотрено большое количество практических работ, а также изучение географической номенклатуры. По программе Е.М. Домогацких выделено следующее количество практических работ по классам:
5 класс – 6;
6 класс - 8;
7 класс - 9;
8 класс -13;
9 класс -12;
10 класс -11;
11 класс -13.
Географическая номенклатура в физической географии увеличивается пропорционально уровням обучения и включает от 58 наименований в 5 классе до 209-ти в 8 классе.
В зачетную книжку вношу только основные практические работы,
Для обучения всеми навыками требуется развить самостоятельность учащихся, а также представить все работы перед учащимися, чтобы они заранее могли знать предстоящие задачи и были готовы к решению их.
Зачетная книжка на уроках географии
Зачетная книжка знакома всем, кто учился в профессиональных учебных заведениях. Она была основным документом в учебном процессе, одним из стимулирующих факторов успеваемости.
В моей практике в общеобразовательных учреждениях такой книжки не было, её заменяют дневник и табель успеваемости. Но во всех перечисленных выше видах письменного отображения оценки нет тем и предметов, по которым ставятся отметки. Одни из них итоговые документы, а дневник – обобщенный отражатель учебного процесса.
Зачетку по географии использовал в своей практике с 2000 года. С прошлого года возобновил её в 6-м и 8-м классах, так как в них больше практических работ, которые являются основой географических умений. На них уделяю большое внимание, так как они являются фундаментом работ по карте – основном источнике развития пространственного мышления учащихся. Например – определение географических координат, работа на карте часовых поясов, работа по климатограммам и другие.
На следующий год планирую систематизировать практические работы в 5-м и 7-м классах.
Зачетная книжка выдается в начале учебного года. На нем отражены все практические работы за год и географические номенклатуры, которые должен сдать ученик в виде зачета. Зачетную книжку по географии оформил в виде таблицы, в которой внесены темы практических работ и формы зачетов. Кроме того, как и во всех документах вводится номер книжки, имя обладателя, дата выдачи и место для подписи выдавшего книжку. В обложке указывается название школы, предмет и класс. Внесение тем и видов практических работ помогает планированию учащимися учебной деятельности по предмету – они заранее знают какие работы им предстоит выполнить.
Кроме того, в начале изучения раздела даю инструкции о форме и структуре практической работы, раздаю список номенклатуры.
Помимо практических работ в зачетную книжку добавляю контрольные работы, еще можно, если запланировано, внести защиту рефератов.
Зачетные книжки мотивируют учащихся на успех, никто не хочет видеть на них двойки. Появляется конкуренция, что является дополнительным мотивирующим компонентом. Самое главное для учащихся – это организация работы в течении всего года, когда они заранее знают какие работы в каком виде должны будут делать, а также контролировать свои оценки по предмету. Конечно, с введением зачетной книжки появляются дополнительные трудности, которые по мере опыта работы возможно решить.
Пример зачетной книжки по географии в 6 классе:
Зачетная книжка
№ 201706____
на 2017/2018 учебный год
Фамилия ____________________________
Имя_________________________________
Отчество____________________________
Выдана «___» __________________2017 г.
Учитель ___________ Филиппов Игнатий Гаврильевич
Тема зачета | Дата сдачи | Оцен-ка | Под-пись |
Определение географических координат | | | |
Определение расстояний на плане | | | |
Топографический диктант | | | |
Ориентирование на местности | | | |
Изображение рельефа на карте и на плане | | | |
Тема зачета | Дата сдачи | Оцен-ка | Под-пись |
Контрольная работа «План и карта» | | | |
Виды горных пород | | | |
Виды полезных ископаемых | | | |
Работа на контурной карте «Горы и равнины» | | | |
Контрольная работа по теме «Литосфера» | | | |
Определение средней температуры и амплитуды температур | | | |
Задача «Определение высоты по давлению» | | | |
Контрольная работа по теме «Атмосфера» | | | |
Работа на контурной карте «Реки и озера» | | | |
Номенклатура «Моря, заливы, проливы, острова» | | | |
Контрольная работа по теме «Гидросфера» | | | |
Итоговая контрольная работа | | | |
Итоговая оценка ___________ Подпись ______
Положительные стороны введения индивидуальных зачетных книжек для учителя, по-моему, следующие:
Увеличение возможности дифференциации обучения и индивидуальной работы;
Систематизация помогает самоконтролю;
Решение проблемы накопляемости оценок.
Трудности работы с зачетными книжками и их решение:
Дополнительный документ для учащихся – кармашек в дневнике, можно приклеить на дневник.
Проблемы с пересдачей – для пересдач можно использовать время в обобщающем повторении или выделить до пяти минут на уроках, иногда заменяю некоторые зачеты отработками на контурных картах.