Зачеты по русскому языку в 5 классе
«Синтаксис и пунктуация»
Из чего состоит словосочетание?
Как связаны слова в предложении?
По цели высказывания предложения бывают:
Напишите такое предложение, чтобы по цели высказывания оно было повествовательным, а по интонации восклицательным.
Подчерните подлежащее и сказуемое в предложении:
Моя Родина велика и прекрасна.
Мама – главное слово в судьбе каждого человека.
Найдите в предложении дополнение:
Учитель рекомендовал интересную книгу.
7.Придумайте и запишите предложение с определением.
8.Найдите обстоятельство:
В небе парят орлы.
9.Когда между однородными членами ставится запятая?
10. Выпишите предложение с обращением, расставьте знаки препинания:
Вера купила в магазине карандаши и цветную бумагу.
Вера купи в магазине карандаши и цветную бумагу.
11. Поставьте недостающие знаки препинания:
Князь им вымолвил тогда
Добрый путь вам господа.
12. Начертите схему к предложению в предыдущем задании.
«Фонетика и графика»
1.Из чего состоят гласные звуки?
2.Подчеркните твердые согласные в слове тетрадь.
3. Подчеркните глухие согласные в слове звездочет.
4. Вставьте, если нужно, ь.
Камен..щик, солнеч..ный, луч..ше.
5. Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
Семья, мятный, вьюга, песня, юла, подъезд.
6.Поставьте ударение в ловах:
Щавель, квартал, километр.
7.Подчеркните слова, в которых [ д ] произносится как [ т ]:
Завод, заводы, заводской, заводить.
8.Сделайте фонетический разбор слова вьюн.
9.Укажите в квадратных скобках, какие звуки соответствуют выделенным буквам:
Река, вода, сдам.
10.Какие буквы не обозначают звуков?
«Лексика»
1.Что называется лексикой?
2.Что такое лексическое значение?
3.Приведите примеры слов:
А) однозначное
Б) многозначное
4. Придумайте и запишите предложения со словом золотой:
А) в прямом значении
Б)в переносном значении
5.Подберите синонимы к словам :
свежий-
смеяться-
6.Запишите антонимы к словам:
быстро-
подниматься-
день-
7.Составьте предложения со словом земля, употребив его в таких значениях:
А)планета
Б)суша
8.Подпишите над выделенными словами прямое или переносное значение они имеют:
железный стержень – железный характер
подошва горы – подошва ноги
мальчик спрятался – солнце спряталось
9.Приведите примеры омонимов.
10.Вставьте один из синонимов: спасти, выручить, вызволить.
Сам погибай, а товарища ………………… .
«Словообразование»
1.Распределите слова на два столбика: формы слова и однокоренные слова:
Сад, садовый, сады, садик; летит, прилетит, летят, улетит; старый, старое, старик, старость; ель, елочка, елочный, елочная.
2.Составьте предложение. Изменяйте, где необходимо, окончания.
Над , озеро, парить, степной, орлы.
3.Обозначьте окончания:
далеко, зимний, зайцу, стол, лень.
4.Укажите основу:
дерево, высоко, олень, ящик, река.
5.Образуйте новые слова при помощи суффикса:
желтый-
шелк-
дом-
6.Измените слова так, чтобы в корне произошло чередование звуков:
ухо-
дорога-
7.Вставьте пропущенные буквы:
Ра..бег, во..клицать, ..давать, ..бежать, и..возчик, ..доровье, ч..лн, крыж..вник, ч..рный, акац..я, ц..ркуль, ш..рох, ц..ганка.
8.Распределите слова в два столбика:
Изл..жение, произр..стать, возл..гать, выр..с, выр..сти, пол..жить.
9.Разберите по составу слова:
перелесок, далеко.
10.В каких словах первый звук слышится [з] , а пишется с?
«Морфология и орфография. Имя существительное»
1.На какие вопросы отвечает имя существительное?
2.Приведите примеры имен существительных: одушевленных и неодушевленных (по 3 слова).
3.Распределите существительные на две группы:
дом, Юпитер, ветер, зима, «Муму», утюг, телевизор, Катя, Новосибирск, «Убинский вестник».
4.Укажите род сущ-х:
метро, тюль, пианино, перо, шампунь.
5. Распределите существительные на две группы:
тиски, очки, листва, молоко, засуха, крестьянство, жмурки, сани, молодежь.
6.Поставьте сущ-е в П.п. с предлогом:
лекция-
решение-
санаторий-
7.Сделайте морфологический разбор слова (в) школе.
8. Составьте предложение. Изменяйте, где необходимо, окончания.
Много, яблоко, лежать, в, корзина.
9.Вставьте пропущенные буквы:
Красив лиц..м, встретились с еж..м, зарос камыш..м, любуюсь пловц..м.
10.Определите окончания имен сущ-х. Укажите падеж и склонение:
на ветк.. сирен…
по тропинк.. к речк…
«Морфология и орфография. Имя прилагательное»
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2.Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные:
На ветку дерева села …………………… птичка.
В клювике она держала…………………..соломинку.
Рядом находилось………………………… ..гнездо.
3.Как определить род, число, падеж у прилагательного?
4.Допишите окончания имен прилагательных. Укажите их род, число, падеж:
в зимн… лагере
около дремуч….лесов
за колюч…. проволокой
5.Поставьте прилагательные в Т.п.:
большой
дремучий
6.Подчеркните грамматическую основу:
Наша страна велика и прекрасна.
7.Образуйте от полных прилагательных краткие:
великий-
могучий-
веселый-
пригожий-
8.Сделайте морфологический разбор слова (после) дождливого (дня).
9.Разберите предложение по членам:
Далеко раздаются птичьи голоса.
10.Какие прилагательные изменяются по падежам?
«Морфология и орфография. Глагол»
На какие вопросы отвечает глагол?
Перечислите глаголы, с которыми не пишется слитно.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Когда в глаголах пишется –тся?
Вставьте пропущенные буквы:
выд..ру, подб..ру, отп..рает, прот..рает, выт..р, сд..ру, отм..рает, расст..лает, бл..стал, выж..гает.
6.Вставьте суффиксы перед –л-:
Пон..ла, слыш..л, ненавид..ли, се..ли, раста..л, зала..л.
7.Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов, определите спряжение:
Верт..м, стро..т, чита..шь, зна..т, рису..м, слыш..шь.
8.Образуйте всевозможные времена от глаголов:
смеяться-
прочитать-
9.Приведите примеры глаголов 2л.ед.ч. (3 глагола)
10. Сделайте морфологический разбор глагола спит.
Итоговый зачет
1.Укажите средства связи в словосочетаниях:
вышел из школы
пенал ученика
радостно улыбнулся
2.Придумайте предложение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение, дополнение.
3.Найдите обращение:
Летите милые голуби по свету.
4.Подчеркните твердые согласные в слове воспитатели.
5.Запишите синонимы к слову гореть.
6.Разберите по составу слова:
Синеватый, пересмотреть
7.Вставьте пропущенные буквы:
На..строить, ..дание, ра..светает, в..пугнуть, р..стительный, изл..гать, ш..пот, ш..в, капюш..н, коллекц..я.
8.Что обозначают имена собственные?
9.Допишите окончания имен прилагательных:
длин…. дорогу
из маленьк… норы
в чуж… страну
10.Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Определите спряжение, лицо, число глаголов:
В темнице там царевна туж..т,
А бурый волк ей верно служ..т;
Там царь Кащей над златом чахн..т,
Там русский дух…там Русью пахн..т.
11. Сделайте морфологический разбор слов:
(в) темнице, служит
12.Составьте предложение с однородными сказуемыми.