«лицом к лицу – лица не увидать»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
- суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.
- соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.
Задача школьного психолога
— создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.
Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды .
Психологическое сопровождение
Это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Объект психологической практики - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Предмет— социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Цели сопровождения:
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.
- Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении .
Деятельность психолога в рамках сопровождения
• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития
• определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников
• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников
• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат
Модель роста социальной компетенности:
- все дети могут стать компетентными в той или иной области деятельности, сделав свой выбор в широчайшей сфере возможного, определяемого общественными потребностями;
- система образования должна перестроиться с экстенсивной модели «закачивания» в память детей предметно-ориентированного «знания» на интенсивную модель формирования социальной и индивидуальной компетентности;
- роль учителя и школьного психолога при такой трансформации, должна заключаться в акмеологическом проектировании индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Направления сопровождения:
- психодиагностика;
- психокоррекционная и развивающая работа ;
- консультирование и просвещение ;
- социально-диспетчерская деятельность .
принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога .
- соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного сопровождения.
- результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык
— прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности
— высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ
— экономичность процедуры
психокоррекционная и развивающая работа
Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.
1-4 классы
- развитие познавательной активности,
способности к взаимодействию и сотрудничеству.
- создание безопасной, доброжелательной атмосферы для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым.
В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:
• умение слушать другого человека;
• умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
• умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
• умение присоединиться к группе, познакомиться;
• умение дискутировать .
5-6 классы
обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 10 - 13 лет.
Занятия направлены на развитие социальных умений, так необходимых ребятам:
• умение сказать "нет" и принять "нет";
• умение представить себя;
• умение работать в группе и следовать групповым правилам;
• умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других.
7-8 классы
формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
9-11 классы
формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
Старшие одной ногой уже вступают во взрослую жизнь, им необходимо научиться:
• общаться более уверенно и свободно;
• управлять своими состояниями;
• вести себя достойно в непростых ситуациях .
консультирование и просвещение
Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.
Консультирование школьников — важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.
В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи:
• оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
• обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
• оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Психологическое консультирование — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.
Психологическое просвещение педагогов
- Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
• организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;
• построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
• осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Консультирование и просвещение родителей.
Общая цель и просвещения, и консультирования по отношению к родителям это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
Направления психологической работы с родителями : психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.
социально-диспетчерская деятельность
Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога есть банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.