СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зачем психолог в школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Нужен ли психолог в школе?"

В последнее время этим вопросом озадачиваются не только администрация образовательной организации, родители, но и сами психологи,  не всегда понимая значимость своего участия в организации комфортной образовательной среды. К сожалению, потеря профессиональных ориентиров стала знаковой особенностью настоящего периода. Моя презентация напомнит основные направления психологического сопровождения компетентностного подхода образовательного процесса.   

Просмотр содержимого документа
«"Зачем психолог в школе"»

«лицом к лицу – лица не увидать»

«лицом к лицу – лица не увидать»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

  • суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.
  • соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.
Задача школьного психолога — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

Задача школьного психолога

— создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды .

Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды .

Психологическое сопровождение  Это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психологическое сопровождение

Это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объект психологической практики - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.  Предмет— социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Объект психологической практики - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Предмет— социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Цели сопровождения: Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.  Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного  обучения.  Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении .

Цели сопровождения:

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.
  • Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
  • Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении .

Деятельность психолога в рамках сопровождения •  осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития •  определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников •  разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников •  приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат

Деятельность психолога в рамках сопровождения

•  осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития

•  определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников

•  разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников

•  приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат

Модель роста социальной компетенности: все дети могут стать компетентными в той или иной области деятельности, сделав свой выбор в широчайшей сфере возможного, определяемого общественными потребностями; система образования должна перестроиться с экстенсивной модели «закачивания» в память детей предметно-ориентированного «знания» на интенсивную модель формирования социальной и индивидуальной компетентности; роль учителя и школьного психолога при такой трансформации, должна заключаться в акмеологическом проектировании индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Модель роста социальной компетенности:

  • все дети могут стать компетентными в той или иной области деятельности, сделав свой выбор в широчайшей сфере возможного, определяемого общественными потребностями;
  • система образования должна перестроиться с экстенсивной модели «закачивания» в память детей предметно-ориентированного «знания» на интенсивную модель формирования социальной и индивидуальной компетентности;
  • роль учителя и школьного психолога при такой трансформации, должна заключаться в акмеологическом проектировании индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Направления сопровождения: психодиагностика; психокоррекционная и развивающая работа ; консультирование и просвещение ; социально-диспетчерская деятельность .

Направления сопровождения:

  • психодиагностика;
  • психокоррекционная и развивающая работа ;
  • консультирование и просвещение ;
  • социально-диспетчерская деятельность .
принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога . - соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного сопровождения. - результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык — прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности — высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ — экономичность процедуры

принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога .

- соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного сопровождения.

- результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык

— прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности

— высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ

— экономичность процедуры

психокоррекционная и развивающая работа Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

психокоррекционная и развивающая работа

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

1-4 классы развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. - создание безопасной, доброжелательной атмосферы для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки: •  умение слушать другого человека; •  умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор; •  умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других; •  умение присоединиться к группе, познакомиться; •  умение дискутировать .

1-4 классы

  • развитие познавательной активности,

способности к взаимодействию и сотрудничеству.

- создание безопасной, доброжелательной атмосферы для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым.

В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:

•  умение слушать другого человека;

•  умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;

•  умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;

•  умение присоединиться к группе, познакомиться;

•  умение дискутировать .

5-6 классы обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 10 - 13 лет.  Занятия направлены на развитие социальных умений, так необходимых ребятам: •  умение сказать

5-6 классы

обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 10 - 13 лет.

Занятия направлены на развитие социальных умений, так необходимых ребятам:

•  умение сказать "нет" и принять "нет";

•  умение представить себя;

•  умение работать в группе и следовать групповым правилам;

•  умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других.

7-8 классы формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

7-8 классы

формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

9-11 классы формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении. Старшие одной ногой уже вступают во взрослую жизнь, им необходимо научиться:  •  общаться более уверенно и свободно; •  управлять своими состояниями; •  вести себя достойно в непростых ситуациях .

9-11 классы

формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.

Старшие одной ногой уже вступают во взрослую жизнь, им необходимо научиться:

•  общаться более уверенно и свободно;

•  управлять своими состояниями;

•  вести себя достойно в непростых ситуациях .

консультирование и просвещение Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто. Консультирование школьников — важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

консультирование и просвещение

Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.

Консультирование школьников — важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи: •   оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; •  обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; •  оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи:

•  оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

•  обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

•  оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

 Психологическое консультирование и просвещение педагогов   Психологическое консультирование — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.

Психологическое консультирование и просвещение педагогов

Психологическое консультирование — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.

Психологическое просвещение педагогов  - Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: •  организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения; •  построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; •  осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Психологическое просвещение педагогов

- Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

•  организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;

•  построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

•  осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей. Общая цель и просвещения, и консультирования по отношению к родителям это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Направления психологической работы с родителями : психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель и просвещения, и консультирования по отношению к родителям это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

Направления психологической работы с родителями : психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

социально-диспетчерская деятельность Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога есть банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.

социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога есть банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!