СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачет. Право 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетные задания по праву - 10 класс

4 варианта в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Зачет. Право 10 класс»

Зачет. Право – 10 класс

Вариант 1

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

...

Ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, тер­ри­то­ри­аль­ное устройство, пра­во­вой статус гражданина, си­сте­му го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов и ор­га­нов мест­но­го самоуправления

Административное

Отношения, скла­ды­ва­ю­щи­е­ся в сфере го­су­дар­ствен­но­го управления, де­я­тель­ность правительства, министерств, ведомств, мест­ных ор­га­нов управления


  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 

    нормативно-правовой акт

    источник (форма) права

    судебный прецедент

    естественное право

    правовой обычай


  2. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    1) охраняемое государством

    2) урегулированное нормами права

    3) виновное

    4) общественноопасное

    5) общественное отношение

    6) содержит права и обязанности участников

  3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности.

1) ука­за­ние своей национальности

2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти

4) упла­та налогов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду

6) поль­зо­ва­ние род­ным языком

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­ли­ти­че­ским пра­вам (свободам) граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) за­щи­щать Отечество

2) из­би­рать и быть избранным

3) ис­по­ве­до­вать ин­ди­ви­ду­аль­но или сов­мест­но с дру­ги­ми любую ре­ли­гию или не ис­по­ве­до­вать никакой

4) про­во­дить ше­ствия и пикетирования

5) сво­бод­но ис­поль­зо­вать свои спо­соб­но­сти и иму­ще­ство для пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности

6) на­прав­лять ин­ди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные об­ра­ще­ния в го­су­дар­ствен­ные органы

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) общество

2) правонарушения

3) уголовная

4) отрасли

5) государственное регулирование

6) государственное принуждение

7) дисциплинарная

8) преступления

9) государство


7. Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?

Пра­во­вая куль­ту­ра — это спе­ци­фи­че­ский со­ци­аль­ный ин­сти­тут, вы­пол­ня­ю­щий функ­цию фор­ми­ро­ва­ния у людей по­ли­ти­че­ско­го и пра­во­во­го со­зна­ния, цен­ност­но-нор­ма­тив­ных уста­но­вок, а опо­сре­до­ван­но и пра­во­во­го по­ве­де­ния. Струк­ту­ра пра­во­вой куль­ту­ры вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: право как си­сте­му норм, вы­ра­жа­ю­щих воз­ве­ден­ную в закон го­су­дар­ствен­ную волю; пра­во­от­но­ше­ния как си­сте­му об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, участ­ни­ки ко­то­рых об­ла­да­ют вза­им­ны­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми; пра­во­со­зна­ние как си­сте­му ду­хов­но­го от­ра­же­ния всей пра­во­вой дей­стви­тель­но­сти; пра­во­вые учре­жде­ния как си­сте­му го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щих пра­во­вой кон­троль, ре­а­ли­за­цию права; пра­во­вое по­ве­де­ние

Пра­во­вая куль­ту­ра на­хо­дит своё прак­ти­че­ское во­пло­ще­ние как в пра­во­со­зна­нии, так и в пра­во­вом или про­ти­во­прав­ном по­ве­де­нии граж­дан или груп­по­вых об­ще­ствен­ных субъ­ек­тов. Причём от­кло­ня­ю­ще­е­ся от пра­во­вых норм по­ве­де­ние не все­гда яв­ля­ет­ся след­стви­ем осо­знан­но­го мя­те­жа или но­ва­тор­ства в от­но­ше­нии к при­ня­тым в об­ще­стве пра­ви­лам, а за­ча­стую ста­но­вит­ся след­стви­ем сла­бой пра­во­вой ин­фор­ми­ро­ван­но­сти, со­ци­аль­ной на­ив­но­сти и де­ло­вой не­ком­пе­тент­но­сти.

В своём пра­во­вом по­ве­де­нии ин­ди­вид обыч­но ру­ко­вод­ству­ет­ся соб­ствен­ны­ми ин­те­ре­са­ми, ори­ен­та­ци­я­ми и уста­нов­ка­ми. Раз­лич­ное со­че­та­ние по­треб­но­стей, стрем­ле­ний и ин­те­ре­сов лежит в ос­но­ве мо­ти­ва­ции пра­во­во­го по­ве­де­ния. Учёные вы­де­ля­ют целый ряд мо­ти­вов пра­во­во­го по­ве­де­ния. Это внут­рен­нее убеж­де­ние в пра­виль­но­сти и спра­вед­ли­во­сти тре­бо­ва­ний пра­во­вых норм; на­ли­чие у ин­ди­ви­да соб­ствен­ной по­треб­но­сти в со­блю­де­нии за­ко­нов; осо­зна­ние со­ци­аль­ной не­об­хо­ди­мо­сти со­блю­де­ния за­ко­нов; со­зна­тель­ное под­чи­не­ние тре­бо­ва­ни­ям за­ко­на; со­зна­ние соб­ствен­ных прав; осо­знан­ная за­щи­та груп­по­вых ин­те­ре­сов; бо­язнь юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти; сле­до­ва­ние тра­ди­ции; стрем­ле­ние к пас­сив­но­му под­чи­не­нию го­су­дар­ству и его тре­бо­ва­ни­ям. По­ступ­ки и дей­ствия, со­вер­ша­е­мые с внут­рен­ней убеждённо­стью в со­от­вет­ствии этих по­ступ­ков нор­мам права, можно счи­тать выс­шей фор­мой пра­во­во­го по­ве­де­ния.

 

(В.В.Ка­съя­нов.В.Н.Не­чи­пу­рен­ко)


8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства.

9. Правомерное действие предполагает добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей. Приведите три примера правомерных действий.

10. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Юридическая ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.








Зачет. Право – 10 класс

Вариант 2

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

 

ВИДЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ФАКТОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Порождённые фак­та­ми последствия не за­ви­сят от воли людей

Действия

Правовые по­след­ствия фактов за­ви­сят от воли людей

  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    обсуждение законопроекта в парламенте

    законодательная инициатива

    законотворческий процесс

    парламентские слушания

    отклонение законопроекта


  2. Ниже при­ве­ден ряд характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    1) уста­нов­ле­на государством

    2) имеет пись­мен­ную форму

    3) пред­став­ле­ние о добре

    4) со­дер­жит нормативно-правовые акты

    5) внут­рен­нее побуждение

    6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся государством

    7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных отношений



  3. Выберите в приведённом ниже спис­ке кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности гражданина Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они

указаны.

1) уплата налогов

2) со­хра­не­ние при­ро­ды и окру­жа­ю­щей среды

3) получение выс­ше­го образования

4) за­клю­че­ние брака

5) исповедование определённой религии

6) забота о не­тру­до­спо­соб­ных нуж­да­ю­щих­ся родителях

  1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к социально-экономическим пра­вам че­ло­ве­ка и гражданина, за­креп­лен­ным в Кон­сти­ту­ции РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на охра­ну здоровья

2) право из­би­рать и быть избранным

3) право на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по возрасту

4) гарантии су­деб­ной защиты

5) право вы­би­рать язык общения

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Участники гражданского процесса — это, в первую очередь, ___________(А), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, — стороны в споре, т. е. ___________(Б), предъявивший требования, и ___________(В), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из ___________(Г) правоотношений и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной ___________(Д). Для граждан она наступает с 18 лет (в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для ___________(Е) лиц она возникает с момента регистрации».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) потерпевший

2) публичные

3) дееспособность

4) суд

5) правоспособность

6) истец

7) юридические

8) ответчик

9) прокурор


7.Какое опре­де­ле­ние пра­во­со­зна­ния дано автором? Что автор счи­та­ет глав­ной чер­той правосознания?

Пра­во­вая идео­ло­гия, охва­ты­ва­е­мая по­ня­ти­ем «пра­во­вая си­сте­ма», пред­став­ля­ет собой ак­тив­ную часть пра­во­со­зна­ния. Пра­во­со­зна­ние – это от­но­ше­ние людей к праву. По­зи­тив­ное право как кри­те­рий пра­во­мер­но­сти по­ве­де­ния дей­ству­ет все­гда в опре­делённой среде – эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской, нрав­ствен­ной. Су­ще­ствен­ное зна­че­ние имеет здесь субъ­ек­тив­но-пси­хи­че­ская среда, вы­ра­жа­ю­щая от­но­ше­ние людей к праву (дей­ству­ю­ще­му, пред­по­ла­га­е­мо­му и же­ла­е­мо­му). Такие от­но­ше­ния людей к праву и пред­став­ля­ют собой пра­во­со­зна­ние.

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния – осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

Раз­ли­ча­ет­ся пра­во­со­зна­ние на­уч­ное, про­фес­си­о­наль­ное, обы­ден­ное, а также мас­со­вое, груп­по­вое, ин­ди­ви­ду­аль­ное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-раз­но­му вли­я­ют – но все они вли­я­ют! – на со­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся за­ко­но­по­слуш­ны­ми, доб­ро­воль­но, стро­го, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые тре­бо­ва­ния.

Пра­во­вая куль­ту­ра – это общее со­сто­я­ние «юри­ди­че­ских дел» в об­ще­стве, т. е. со­сто­я­ние за­ко­но­да­тель­ства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния стра­ны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и пра­во­со­зна­ния, их место в жизни об­ще­ства, усво­е­ние пра­во­вых цен­но­стей, их ре­а­ли­за­цию на прак­ти­ке, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права.

Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го че­ло­ве­ка, т. е. над­ле­жа­щий, вы­со­кий уро­вень пра­во­со­зна­ния, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в за­ко­но­по­слу­ша­нии, но и в пра­во­вой ак­тив­но­сти, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти ци­ви­ли­за­ции.

«Пра­во­вая куль­ту­ра» – яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень пра­во­со­зна­ния; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре – вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой си­сте­мы, до­стой­ное место права в жизни об­ще­ства, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всем "юри­ди­че­ском хо­зяй­стве" стра­ны (под­го­тов­ка и ста­тус юри­ди­че­ских кад­ров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы, по­ло­же­ние ад­во­ка­ту­ры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т. д.).

(С. С. Алек­се­ев)


8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоохранительные органы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о системе правоохранительных органов РФ и одно предложение, раскрывающее задачу любого из правоохранительных органов РФ.

9. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения гражданства Российской Федерации.

10. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Зачет. Право – 10 класс

Вариант 3

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    семейное право

    предпринимательское право

    частное право

    трудовое право

    гражданское право


  2. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    1) верховенство права

    2) незыблемость прав и свобод граждан

    3) государственный контроль над обществом

    4) разделение властей на три ветви

    5) взаимная ответственность государства и личности

    6) суверенитет

  3. Выберите в приведённом ниже спис­ке кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности гражданина Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они

указаны.

1) уплата налогов

2) со­хра­не­ние при­ро­ды и окру­жа­ю­щей среды

3) получение выс­ше­го образования

4) за­клю­че­ние брака

5) исповедование определённой религии

6) забота о не­тру­до­спо­соб­ных нуж­да­ю­щих­ся родителях

  1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к лич­ным (гражданским) пра­вам граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на со­ци­аль­ное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени

5) право на сво­бо­ду и лич­ную неприкосновенность

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«______(А) при­об­ре­та­ет­ся с рож­де­ни­ем че­ло­ве­ка и пре­кра­ща­ет­ся с его смертью. Пол­ная ________(Б) воз­ни­ка­ет с на­ступ­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия (с 18 лет) или ранее, в слу­чае вступ­ле­ния в брак до 18 лет. За­кон­ные пред­ста­ви­те­ли несут иму­ще­ствен­ную от­вет­ствен­ность за несовершеннолетних, не до­стиг­ших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обя­за­тель­ство было на­ру­ше­но не по их_________(В). Законные

представители от­ве­ча­ют за вред, причинённый_________(Г). По за­яв­ле­нию родителей________(Д) может огра­ни­чить или ли­шить не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет права са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­жать­ся своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, зло­упо­треб­ля­ю­щий спирт­ны­ми на­пит­ка­ми или нар­ко­ти­че­ски­ми средствами, если этим он ста­вит семью в тяжёлое ма­те­ри­аль­ное положение, может быть огра­ни­чен судом в дееспособности, по от­но­ше­нию к нему может быть установлено________(Е)».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) способность к за­клю­че­нию сделок

2) малолетний

3) правоспособность

4) суд

5) вина

6) дееспособность

7) деликтоспособность

8) совершеннолетний

9) попечительство


7.Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

 

С по­яв­ле­ни­ем в тео­рии пра­во­во­го го­су­дар­ства прин­ци­па не­отъ­ем­ле­мых есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка она об­ре­та­ет свое ос­нов­ное цен­ност­ное ка­че­ство, ста­но­вит­ся выс­шим при­о­ри­те­том. Для обес­пе­че­ния этого прин­ци­па не­об­хо­ди­мо раз­де­ле­ние вла­стей, при­зван­ное их урав­но­ве­ши­вать, гос­под­ство пра­во­во­го за­ко­на. При­о­ри­тет прав че­ло­ве­ка не сни­ма­ет с него от­вет­ствен­но­сти за над­ле­жа­щее ис­поль­зо­ва­ние своих прав и сво­бод и од­но­вре­мен­но воз­ла­га­ет от­вет­ствен­ность за обес­пе­че­ние этих прав на го­су­дар­ство. Со­зда­ет­ся осо­бая пра­во­вая связь: вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на. (...) Пра­во­вое го­су­дар­ство для вы­пол­не­ния своей ос­нов­ной функ­ции — за­щи­ты и охра­ны прав и сво­бод граж­дан — долж­но быть осна­ще­но си­сте­мой про­це­дур, ме­ха­низ­мов, ин­сти­ту­тов, га­ран­ти­ру­ю­щих субъ­ек­тив­ные прав че­ло­ве­ка. (...) Важ­ное зна­че­ние имеет прин­цип свя­зан­но­сти за­ко­но­да­те­ля пра­ва­ми че­ло­ве­ка. Пра­во­вое го­су­дар­ство не­воз­мож­но со­здать в об­ще­стве, раз­ди­ра­е­мом со­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, по­ли­ти­че­ской борь­бой, вы­хо­дя­щей за пре­де­лы права. Пра­во­вое го­су­дар­ство может су­ще­ство­вать и успеш­но раз­ви­вать­ся в об­ще­стве, где есть со­гла­сие граж­дан от­но­си­тель­но прин­ци­пов его устрой­ства, целей его раз­ви­тия, где сво­бо­да и права че­ло­ве­ка со­пря­же­ны с ува­же­ни­ем и до­ве­ри­ем со­граж­дан к го­су­дар­ствен­ным учре­жде­ни­ям и друг к другу. Нрав­ствен­ные фак­то­ры, со­ли­дар­ность, объ­еди­не­ние во­круг об­ще­при­знан­ных цен­но­стей — эти не­пра­во­вые фак­то­ры ока­зы­ва­ют не­оце­ни­мое вли­я­ние на от­но­ше­ние к пра­вам че­ло­ве­ка, праву, за­кон­но­сти. Как бы ни были пре­крас­ны прин­ци­пы пра­во­во­го го­су­дар­ства, их ни­ко­гда бы не уда­лось во­пло­тить в жизнь в ат­мо­сфе­ре не­ста­биль­но­сти, без­ве­рия, нрав­ствен­ной де­гра­да­ции об­ще­ства. Цель пра­во­во­го го­су­дар­ства — за­щи­щая права че­ло­ве­ка, обес­пе­чить до­сто­ин­ство лич­но­сти, как не­отъ­ем­ле­мый ком­по­нент куль­ту­ры об­ще­ства, во­пло­тив­шей мно­го­ве­ко­вые пред­став­ле­ния о са­мо­опре­де­ля­ю­щем­ся че­ло­ве­ке, сво­бод­ном от ни­ще­ты, на­си­лия, угне­те­ния, уни­же­ния. В обес­пе­че­нии до­сто­ин­ства огром­ная роль при­над­ле­жит ха­рак­те­ру вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и вла­сти, при ко­то­ром че­ло­век вы­сту­па­ет не как объ­ект ко­манд, а как рав­но­прав­ный парт­нер го­су­дар­ства, участ­ву­ю­щий в при­ня­тии ре­ше­ний, осу­ществ­ля­ю­щий в преду­смот­рен­ных за­ко­ном фор­мах кон­троль над де­я­тель­но­стью власт­ных струк­тур, осво­бож­ден­ный от жест­кой опеки го­су­дар­ства.

 

Е. В. Лу­ка­ше­ва


8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства.

9. Правомерное действие предполагает добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей. Приведите три примера правомерных действий.

10. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Типы избирательных систем» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.






Зачет. Право – 10 класс

Вариант 4

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ПРИЗНАКИ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТИ

 

ПРИЗНАК

СУЩНОСТЬ

Дееспособность

Способность сво­и­ми действиями приобретать и осу­ществ­лять гражданские права

...

Признанная за­ко­ном спо­соб­но


  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    публичное право

    финансовое право

    административное право

    уголовное право

    конституционное право


  2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ис­точ­ни­кам права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    1) пра­во­вой статус

    2) кон­сти­ту­ция страны

    3) пра­во­вой обычай

    4) по­ста­нов­ле­ния правительства

    5) закон

    6) по­ли­ти­че­ское участие

  3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к социально-экономическим пра­вам граждан, га­ран­ти­ро­ван­ным Кон­сти­ту­ци­ей РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на за­щи­ту чести и достоинства

2) право на отдых

3) право на выбор любой ре­ли­гии или атеизма

4) право на сво­бо­ду эко­но­ми­че­ской деятельности

5) право част­ной собственности

6) право из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности.

1) ука­за­ние своей национальности

2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти

4) упла­та налогов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду

6) поль­зо­ва­ние род­ным языком

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Правовая норма — это общее ____________ (А) поведения, установленное государством, регулирующее общественные ____________ (Б). Юридические нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они обнаруживают тесную ____________ (В), представляя в совокупности единую ____________ (Г). Основной частью права являются ____________ (Д) права: конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное и др.

Нередко слова ‚,право” и „закон” используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами называются правовые акты, которые по общему правилу принимаются законодательным органом государственной ____________(E) и обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) судопроизводство

2) указ Президента

3) взаимосвязь

4) система

5) правило

6) власть

7) отрасли

8) норма

9) отношение

7. Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?

 

Слож­ные связи, воз­ни­ка­ю­щие между го­су­дар­ством и ин­ди­ви­дом, и вза­и­мо­от­но­ше­ния людей друг с дру­гом фик­си­ру­ют­ся го­су­дар­ством в юри­ди­че­ской форме — в форме прав, сво­бод и обя­зан­но­стей, об­ра­зу­ю­щих пра­во­вой ста­тус че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. В пра­вах и обя­зан­но­стях не толь­ко фик­си­ру­ют­ся об­раз­цы, стан­дар­ты по­ве­де­ния, ко­то­рые го­су­дар­ство счи­та­ет обя­за­тель­ны­ми, по­лез­ны­ми, це­ле­со­об­раз­ны­ми для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти со­ци­аль­ной си­сте­мы, но и рас­кры­ва­ют­ся ос­нов­ные прин­ци­пы вза­и­мо­от­но­ше­ний го­су­дар­ства и лич­но­сти. Вза­и­мо­свя­зи го­су­дар­ства и ин­ди­ви­да тре­бу­ют чет­кой уре­гу­ли­ро­ван­но­сти и упо­ря­до­чен­но­сти. Это обу­слов­ле­но осо­бой важ­но­стью та­ко­го рода от­но­ше­ний для под­дер­жа­ния су­ще­ству­ю­ще­го строя, для его нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния. Пра­во­вой ста­тус со­сто­ит из субъ­ек­тив­ных, в том числе и про­цес­су­аль­ных прав: на об­ра­ще­ние в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны с жа­ло­ба­ми и пе­ти­ци­я­ми, на за­щи­ту своих прав и сво­бод всеми спо­со­ба­ми, не за­пре­щен­ны­ми за­ко­ном, на об­ра­ще­ние в суд, в меж­го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны за­щи­ты и дру­гие. Го­су­дар­ство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не про­из­воль­но, оно юри­ди­че­ски оформ­ля­ет есте­ствен­ные права че­ло­ве­ка, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния ко­то­рых сфор­ми­ро­ва­лись со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские пред­по­сыл­ки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Об­ще­ство и го­су­дар­ство да­ле­ко не без­раз­лич­но от­но­сят­ся к тому, как че­ло­век ре­а­ли­зу­ет за­креп­лен­ные в за­ко­но­да­тель­стве воз­мож­но­сти; они за­ин­те­ре­со­ва­ны в ак­тив­но­сти ин­ди­ви­да, ко­то­рая яв­ля­ет­ся важ­ным усло­ви­ем раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства. Кон­сти­ту­ция РФ про­воз­гла­ша­ет, что в РФ «при­зна­ют­ся и га­ран­ти­ру­ют­ся права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на со­глас­но об­ще­при­знан­ным нор­мам и нор­мам меж­ду­на­род­но­го права». Это по­ло­же­ние Кон­сти­ту­ции дает ос­но­ва­ния по­ни­мать пра­во­вой ста­тус че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на Рос­сии как еди­ный ком­плекс внут­ри­го­су­дар­ствен­ных и меж­ду­на­род­ных норм, со­дер­жа­щих права и сво­бо­ды граж­дан.


8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоохранительные органы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о системе правоохранительных органов РФ, и одно предложение, раскрывающее задачу любого из правоохранительных органов РФ.

9. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения гражданства Российской Федерации.

10. Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические режимы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!