Задачи декоративного рисования
в дошкольном возрасте
(Памятка для педагогов)
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
В программе « От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., начиная с первой младшей группы, в направлении работы с детьми «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество», в разделе «Приобщение к изобразительному искусству» перед воспитателем ставятся задачи: знакомить детей с народной игрушкой, ее характером.
Задачи обучения декоративному рисованию в младшей группе:
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета, ритма, симметрии;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
- развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
- развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
- развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
- развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задачи обучения декоративному рисованию в старшей группе следующие:
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги (+ круг, овал, треугольник, розетка) или объемного предмета;
- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Задачи обучения декоративному рисованию подготовительной группе:
- развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских (+ прямоугольник, силуэты) и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
- развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
- учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
- совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.