СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации раскрыт вопрос о мероприятияи направленном на воспитание ражданственности в условиях современной образовательной политики.

Просмотр содержимого документа
«Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС.»

Цели и задачи внеклассного мероприятия в контексте современной образовательной политики

В России на современном этапе развития, одной из главных проблем в образовании - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Вследствие этого, главной целью системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории.

Решение данной проблемы может быть осуществлено через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы. Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражено в государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года1, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»2, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 18973.

 «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» 4 эти слова принадлежат педагогу-новатору, кандидату педагогических наук В.А. Сухомлинскому(1918-1970) . С этими словами невозможно не согласиться.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, неоднократно подчеркивал, что наряду с современной системой образования, нужно использовать социальный опыт прошлых поколений, отмечая что «нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Естественно, мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия… Нам нужны действительно живые формы работы, по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство»5.

В соответствии с основными задачами государственной образовательной политики во время преддипломной (производственной) практики была предпринята попытка разработки проекта «Пионеры ХХ века. Мы помним! Мы гордимся!». Идея проекта состояла в том, что бы школьники познакомились с нравственными идеями пионерской организации направленных на процесс социализации и воспитания школьников.

Проект состоял из трех частей. Первой частью являлось проведение анкетирования. Обучающиеся 8 классов в количестве 56 человек ответили на вопросы анкеты:

  1. Каким историческим событием из отечественной истории Вы гордитесь?

  2. Знаете ли Вы что такое ВЛКСМ

  3. Знаете ли Вы кто такие пионеры?

  4. Что Вы знаете о пионерах-героях?

Данный опрос был необходим для определения уровня знания школьников в области выбранной темы для классного часа, и оформить его. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Из всех опрошенных 90% участников знают кто такие пионеры. «Пионеры - это школьники. Пионером называли только школьников, которые отлично учились и вели активную школьную жизнь»; «Пионеры - это молодежное объединение. В них брали только самых активных и умных. Они ездили в лагери каждое лето не только для развлечения, но и для того чтобы учиться новому от своих сверстников и старших товарищей. А еще они собирали бумагу»; «Пионеры - это школьное детское объединение. Они занимались разными полезными делами. Переводили бабушек через дорогу, собирали урожай и макулатуру» По итогам исследования 4% опрошенных ответили, что слышали о пионерах-героях, но никто из опрошенных не смогу назвать точных имен, вследствие, этого можно сделать вывод, что школьники не имеют представления, о героях в ВОВ в рядах пионеров.

Об организацию ВЛКСМ знают 10% опрошенных учеников 8 классов. Некоторые ответы приведем в качестве примеров: «ВЛКСМ это молодежь, которая, как и пионеры занималась полезными для общества делами»; « ВЛКСМ-союз молодежи»; « ВЛКСМ это что-то связано с правительством Советского Союза» (см. Приложение 1). И основной вопрос «Чем из важных событий отечественной истории Вы гордитесь?» представлен в виде диаграммы (см. Приложение 2). Основной вопрос, «Каким историческим событием отечественной истории Вы гордитесь?». На первом месте по количеству ответов школьников стоит Победа в Великой Отечественной Войне (42 чел.). Второе-первый полет в космос(8чел.). Третье-победа в Отечественной войне 1918 года(5 чел). Четвертое - олимпиада 2014года (1 чел). Данные анализа анкет по этому вопросу представлены в виде диаграммы (см. Приложение 3).

Вторым этапом проекты – было составление классного часа приуроченному к юбилейной дате: « 100-лети ВЛКСМ». Анализ прессы показал, что периодическая печать отметила в своих статьях данную памятную дату. Ниже приведем названия статей и их издателей: Влентина Ушакова «100 лет ВЛКСМ: партия сказала «надо!» (Комсомольская правда»); Игнат Поляковский «Год 100-летия ВЛКСМ» (Старицкий Вестник); Ирина Дубина «100 лет ВЛКСМ» («Вперед»).

Так же в связи с юбилейной датой молодежной организации были открыты множество выставок посвященных данной теме. В частности в Феодосийском музее древностей была открыта выставка «100 лет ВЛКСМ»; в Волгодонске открылась выставка под названием «Комсомол - это гордость твоя Волгодонск». Ставропольский край не остался в стороне в этот памятный дл многих граждан нашей страны день. На базе Ставропольского государственного музея заповедника состоялось открытие выставки «Историю создает молодежь».

Таким образом, в ходе преддипломной практики был выбран классный час, посвященный юбилейной дате молодежной организации под названием: «29 октября - День рождения Комсомола (молодежные движения - история и современность)». Данное мероприятие было проведено в 8 «А» классе для 18 школьников. Дети были одеты в парадную школьную форму. На данное мероприятие были приглашены директор В.М. Жуков и завуч по воспитательной работе Т.Е Жохова, так же были приглашены учителя истории и обществознания школы МБОУ СОШ № 24 им. И. И. Вехова станицы Александрийской. Классный час продлился 45 минут.

Целью классного часа являлось: изучение таких объединений как пионерская организация и комсомол. В ходе работы были поставлены следующие задачи:

образовательные:

-познакомить с историей создания комсомола, примерами самоотверженного труда и подвига комсомольцев;

-рассказать о самых распространенных молодежных организациях в России: их историей, особенностями и т. д.;

-развивать умение вести дискуссии, аргументировано выражать свое мнение;

-определить отношение учащихся к распространенным молодежным движениям.

развивающие:

-определение уровня осведомленности учащихся о детских организациях в России

-выявление позитивных и негативных сторон молодёжных движений в современной России;

-развитие речи, логического, аналитического мышления, наблюдательности.

воспитательные:

-воспитание чувства патриотизма;

-способствование воспитанию нравственных качеств: решительности, честности;

-воспитание гражданской гордости за историю своей страны, в том числе и через песни прошлых лет;

-воспитание уверенности, что нынешнее поколение не потеряло и не должно потерять связи с прошлыми поколениями;

-учить быть толерантными.

Ожидаемыми результатами по итогу проведенного мероприятия являлось расширение знаний об таких организациях как «Всесоюзная пионерская организация имени Ленина» и «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи». Рассмотреть действующие детские и молодежные организации на территории РФ в настоящее время. Воспитать уверенность, что нынешнее поколение не потеряло связь с прошлыми поколениями.

На классный час была приглашена В.С Солодухина, которая с 1978 года состояла в рядах пионеров школы № 24 станицы Александрийской. В ходе мероприятия поделилась личными воспоминаниями о жизни пионеров и комсомольцев. Показала сохранившийся значок и галстук – основные символы каждого советского пионера. Ученики с большим интересом слушали рассказ и задавали вопросы на данную тему. После беседы с Валентиной Семеновной школьники вступили с художественными номерами, они прочитали стихи и прослушали пионерские песни.

Так же в рамках классного часа был просмотрен видеоролик о пионерах-героях. Таким образом, во время красного часа, школьники пообщались с представителем пионерской организации. Изучили атрибуты каждого советского пионера. Узнали о подвигах своих сверстников, которые мужественно сражались за Родину ценой своей жизни.

В заключительной части мероприятия, ученикам было предложен конкурс эссе «Пионер в моей семье!» Итоги конкурса были оглашены на школьной линейки. Победители были награждены знаковыми подарками.

Данная форма внеклассного мероприятия позволило заинтересовать школьников. Оно показало, что уже в столь юном возрасте, нужно быть достойным гражданином своей страны. Нужно заниматься спортом, совмещать учебу и внеурочную деятельность. История не заканчивается на последней странице учебника, эта удивительная наука дополняется и развивается каждый день. Изучая прошлое, ученики должны разбираться в настоящем, чтобы потом управлять будущим.

Подводя итоги, делаем следующие выводы: анализ изученной литературы по данной теме показал, что в настоящее время, вопросы, связанные с гражданской идентичностью в современной школе актуален. Данная проблема связанна во многом с тем, что взросление современных подростков происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеалом, как личности и гражданина своей страны. Под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью свою принадлежность к определенному государству на основе культурных ценностей.

В ходе исследования поставленных задач, мы рассмотрели различные методы практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях и обнаружили недостаточность целенаправленной планомерной работы в этом направлении. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социальноактивные виды деятельности.

При организации учебной деятельности направленной на формирование в школьниках гражданской идентичности следует использовать не только урочный вид деятельности, но и внеурочную работу. При организации учебного процесса необходимо использовать традиции и накопленный опыт гражданского и патриотического воспитания.

В современной российской педагогике и психологии все большее признание получает подход, заявленный в Национальной доктрине развития, доктрине образования, утверждений принципиальную необходимость сохранения национально-исторической и культурной преемственности, сохранения всех культурных ценностей, выработанных предшествующими поколениями на протяжении тысячелетней истории России и ее государственности.

Психолого-педагогическая деятельность направлена на формирования у школьников принципов гражданского общества, основанного на патриотизме, и уважительном отношении к различным национальностям, правового сознания, активного гражданского участия в жизни свое Родины.



1 Федеральный Закон «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения11.11.2018)

2 Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (дата обращения11.11.2018)

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения11.11.2018)

4 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., Т. 1, С. 87

5 Путин В.В.Встреча с представителями общественных организаций по вопросам патриотического воспитания молодежи от 12.09. 2012 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!