СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на формирование функциональной грамотности на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит задачи на формирование функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на формирование функциональной грамотности на уроках химии»

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии


Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.


Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована

в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях.

Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для обучающихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?

ВКЛЮЧАЕТ: описание реальной ситуации в проблемном ключе, вопросы-задания, связанных с этой ситуацией.

Пример 8 класс тема Строение атома

  1. В учебниках обычно изображают строение атома с помощью так называемой планетарной модели (см. рисунок).

Изображают положительно заряженное ядро в центре и движущиеся вокруг него электроны. Всё это напоминает движение космических тел по орбитам. Но на самом деле эта схема передаёт лишь общие черты строения атома.

1. Назовите два недостатка такой планетарной модели, которые делают её не соответствующей реальному строению атома.





Ответ: названы два недостатка модели: электроны изображены как частицы, орбиты движения электронов изображены как линии (траектории), отсутствуют заряды частиц, нет электронных слоёв и т.п.


Верно указаны два недостатка

2 балла


Верно указан один недостаток

1 балл


Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

 


  1. Представим, что мы смогли в определённый момент времени сфотографировать атом водорода, у которого есть только один электрон. Если мы сделаем несколько десятков таких снимков и наложим их друг на друга, то получим такую картинку (см. рисунок).

Выберите все правильные выводы, которые можно сделать на основании проведённого исследования.

  

 1) 

Электрон может находиться практически в любом месте в атоме.

  

 2) 

Мы можем увидеть электрон в его действительном состоянии на фотографии.

  

 3) 

Электрон чаще находится вблизи ядра атома, так как притягивается к нему.

  

 4) 

Можно выявить область, где вероятность нахождения электрона наибольшая.

  

 5) 

Электрон отрицательно заряжен.





Ответ: 14



Записан верный ответ

2 балла



Допущена одна ошибка в ответе

1 балл



Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует

0 баллов


  1. Минеральные удобрения (9 класс)

Мальчик Федя очень любит свежие огурцы. Весной на даче вместе с родителями он посадил огурцы. А летом он обнаружил, что соседи уже собирают хороший урожай, а его растения ещё не плодоносят, хотя посадка растений была в одно время.

Он обратился с вопросом к соседке. Она объяснила, что растениям необходимы питательные элементы – удобрения и предложила ему воспользоваться справочной таблицей.



Примерные задания разного уровня сложности:

  1. Какие группы удобрений существуют?(0-1)

  2. Какое удобрение лучше использовать в Фединой ситуации? (0-1-2)

  3. Приведите примеры фосфорных удобрений? (0-1)

  4. Рассчитать массовую долю питательного элемента в каждом из фосфорных удобрений. (0-1-2-3)

  5. Какое из трёх удобрений наиболее эффективно? (0-1)


  1. Пример 9 класс тема «Фосфор»


Фосфор – один из распространённых элементов земной коры, он входит в первую двадцатку. Содержится фосфор и в тканях живых организмов – входит в состав белков и других важнейших органических соединений (АТФ, ДНК). Фосфор называют элементом жизни. История его получения относится ещё к временам алхимии. Разорившийся купец и при этом алхимик – самоучка Бранд – в поисках философского камня получил красное «уринное масло». При его дальнейшей дистилляции алхимик заметил образовавшуюся на дне реторты белую пыль. Алхимик решил, что ему удалось извлечь «элементарный огонь». Но не получив желаемого золота, Бранд стал продавать свой секрет по цене, во много раз превосходящей золото, и обогатился на этом.

1. В переводе с греческого название фосфора означает «светоносный».

Сегодня известно несколько аллотропных модификаций фосфора – белый, красный, чёрный.


Какая из этих модификаций стала причиной такого названия химического элемента?


Ответ: белый фосфор обладает способностью светиться

Записан верный ответ

1 балла

Другой ответ, ответ отсутствует

0 баллов


2. Пожалуй, первое свойство фосфора, которое человек поставил себе на службу, – это горючесть. Горючесть фосфора очень велика и зависит от аллотропной модификации. Фосфор вместе с другими веществами наносится на спичечный коробок и при трении загорается.

1) Какая аллотропная модификация фосфора применяется при производстве спичек?

2) Какое вещество можно увидеть в виде белого дымка в момент зажигания спички? Запишите название и химическую формулу этого вещества.



Ответ: 1) красный фосфор используют в производстве спичек;

2) белый дым – это оксид фосфора(V) P2O5

Записаны верные ответы на два вопроса

2 балла

Записан верный ответ на один вопрос

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов



3. Фосфор (в виде фосфатов) – один из трёх важнейших биогенных элементов, участвует в синтезе АТФ. Большая часть производимой фосфорной кислоты идёт на получение фосфорных удобрений:

  • суперфосфата Ca(H2PO4)2,

  • преципитата СаНРО4⋅ Н2О,

  • аммофоски (NH4)2SO4 + (NH4)2HPO4 + K2SO4 и др.

Доля производства удобрений, содержащих в своём составе только один фосфор, падает, и всё больше производится комплексных удобрений, содержащих два или три питательных элемента.

 

1) Какое из приведённых удобрений относится к комплексным? Напишите его название.

2) Какие макроэлементы входят в состав этого удобрения? Напишите их названия.


Ответ: 1) аммофоска относится к комплексным удобрениям;

2) аммофоска содержит макроэлементы – азот, калий и фосфор

Записаны верные ответы на два вопроса

2 балла

Записан верный ответ на один вопрос

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов


4. Фосфор присутствует в живых клетках, входит в состав костей человека, зубной эмали. Основную роль в превращениях соединений фосфора в организме человека и животных играет печень. Обмен фосфорных соединений регулируется гормонами и витамином D. Усвоение фосфора происходит эффективнее при его приёме вместе с кальцием в соотношении (P : Ca) - 3:2

Содержание и соотношение кальция и фосфора представлено в таблице:

Продукт

Ca, мг/100 г

P, мг/100 г

Ca/P

Жареная говядина

12

250

0,05

Цельное молоко

118

93

1,26

Варёная фасоль

50

37

1,35

Жареная треска

31

274

0,11

Пшеничный хлеб

84

254

0,33

Картофель

7

53

0,13

Яблоки

7

10

0,70

Яйца куриные

54

205

0,26


Ознакомьтесь с информацией в таблице и назовите два продукта, в которых соотношение элементов наиболее соответствует рекомендуемому.


Ответ: яблоки и пшеничный хлеб

Записан верный ответ

1 балл

Другие ответы, ответ отсутствует

0 баллов


5. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей. Суточная потребность в фосфоре составляет: для взрослых 1,0–2,0 г; для детей и подростков – 1,5–2,5 г.

Сколько граммов (килограммов) жареной трески минимально надо употребить подростку, чтобы покрыть суточную потребность в фосфоре? Ответ подтвердите расчётами (округлите до целых).


Ответ: 547 г;

расчёты: 1,5·100:0,274=547

Записан верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов


6. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей. Суточная потребность в фосфоре составляет: для взрослых 1,0–2,0 г; для детей и подростков – 1,5–2,5 г.

Сколько яиц минимально надо употребить взрослому человеку, чтобы покрыть суточную потребность в фосфоре? Вес одного яйца считать равным 60 г. Ответ подтвердите расчётами (округлите до целых).


Ответ: 7 яиц;

расчёты: 

Записан верный ответ

1 балл

Другие ответы, ответ отсутствует

0 баллов

Пример 10-11 класс при изучении раздела «Химия и жизнь»

Зелёная химия

Современная жизнь невозможна без химии. Её процессы и продукты используют все индустрии: и добывающие, и обрабатывающие, и сельское хозяйство, и сфера услуг. Истощение природных ресурсов и проблема отходов привели науку к выводу: человечеству нужно кардинально изменить промышленные технологии, чтобы сохранить планету. Зелёная химия – это создание процессов и технологических систем, которые не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и человека. Учёные разработали 12 принципов зелёной химии, суть которых сводится к тому, что новые технологии должны минимизировать ущерб окружающей среде, быть более выгодными экономически и функционально превосходить существующие аналоги.

1. Всего лишь 30 лет назад химические предприятия выделялись «лисьими хвостами» из труб – оранжево-коричневым дымом, цвет которому придавал оксид азота(IV). Сейчас промышленность кардинально изменилась. Не осталось предприятий, которые выбрасывают такое количество вредных веществ в воздух.

 Сформулируйте ответы на вопросы:

1) Какое(-ие) свойство(-а) оксида азота(IV) является(-ются) причиной его вредного воздействия на атмосферу и почву?

2) Какие последствия для почвы наблюдались в результате таких выбросов газа?



Ответ: 1) указано одно или несколько свойств: оксид азота(IV) является химически активным веществом, это кислотный оксид, имеет свойства окислителя;

2) указано, что оксид азота(IV) является причиной кислотных дождей,
в результате чего почва закисляется и уменьшается её плодородность

Даны два верных ответа

2 балла

Дан один верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!