СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на грамотность чтения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача построена на основе текста, который предлагается традиционной программой ученикам 9 классов в качестве текста для изложения.

Подобный тип задания (изложение) обучает только конкретному виду работы и не решает проблем преодоления основных дефицитов грамотности чтения современных учеников. Задача учеников – письменно переложить, пересказать содержание прочитанного  или услышанного. Если проводится обучающее изложение, ученики выполняют определенные  операции под руководством учителя: прослушивают (читают) текст, определяют его тему, основную мысль, тип и стиль речи, отвечают на поставленные учителем вопросы по содержанию текста, составляют план текста; обращается внимание на лексику (если в этом

есть необходимость), своеобразие авторского стиля, особенности синтаксических конструкций

текста. Если проводится контрольное изложение, учащиеся выполняют работу самостоятельно.

И зачастую практика показывает, что многих действий ученики не могут выполнить самостоятельно или делают это не совсем успешно.

 

Просмотр содержимого документа
«Задача»

Задача «Воспитание ребёнка»

Общая характеристика задачи

Предмет: русский язык (развитие речи).

Класс: 9.

Программа: программа для общеобразовательных учреждений; русский язык, 5–9 классы.

Зеленина В.И., Рожнова М.Э.

Задача построена на основе текста, который предлагается традиционной программой ученикам 9 классов в качестве текста для изложения.

Подобный тип задания (изложение) обучает только конкретному виду работы и не решает проблем преодоления основных дефицитов грамотности чтения современных учеников. Задача учеников – письменно переложить, пересказать содержание прочитанного или услышанного. Если проводится обучающее изложение, ученики выполняют определенные операции под руководством учителя: прослушивают (читают) текст, определяют его тему, основную мысль, тип и стиль речи, отвечают на поставленные учителем вопросы по содержанию текста, составляют план текста; обращается внимание на лексику (если в этом

есть необходимость), своеобразие авторского стиля, особенности синтаксических конструкций

текста. Если проводится контрольное изложение, учащиеся выполняют работу самостоятельно.

И зачастую практика показывает, что многих действий ученики не могут выполнить самостоятельно или делают это не совсем успешно.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

• работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического стилей);

• овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);

• работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);

• интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);

• выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;

• удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;

• формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.

Источники: интернет ресурсы, работы В.А. Сухомлинского

Рекомендации учителю

Работу предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет

2 урока.

Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением (по собственному усмотрению).


Текст задачи

Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том ,как воспитывать родителя в себе – вопросы, о которых мы забыли на гребне 90-2020-х,но которые мощным колоколом звучат сегодня.

Прочитайте размышления известного педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы. Используйте текст для ответов на вопросы-задания.

ВОСПИТА́НИЕ , средний род

Навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

"Хорошее в."

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)


Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.

По В.А. Сухомлинскому.

Задание формата PISA . 
Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему. 

Задание 1. Как бы вы озаглавили текст?

Задание 2. В. А. Сухомлинский писал: «Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье». Что «толкает» автора на мысль о заключении счастья в продолжении самого себя в своём ребёнке? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Задание 3. Автор говорит о разных отношениях к воспитанию.

Используя текст, заполните данную таблицу.


Отношение к воспитанию ребёнка

Первый


Второй


Третий



Задание 4а. Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости правильного воспитания ребёнка. К каким типам людей вы отнесете каждого?

Первый утверждал, что чем строже воспитание, тем меньше ребенок подвержен вредному влиянию улицы и телевизора, и интернета.

Второй говорил, что нужно научить ребенка жить, быть настоящим отцом и матерью, быть талантливым родителем, быть мудрым, нравственно-воспитанным, воспитывать без наказаний, развивать любознательность, беречь чистоту ребенка, уметь делать домашнее задание своевременно.

Задание 4б. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора?

Задание 5. В последнем абзаце текста задаётся вопрос: «Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Найдите ответ автора на этот вопрос в тексте.

Задание 6а. Используя текст, ответьте на вопрос: «Чему нужно научить ребёнка, чтобы добиться хорошего результата в его воспитании ?»

Задание 6б. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ

Задание 7а. В чем суть «закона Сухомлинского»?

Задание 8. Кому адресованы размышления В.А. Сухомлинского? Обоснуйте ответ.

Задание 9 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о воспитании ребенка.

Задание 10. Напишите изложение. Расскажите о своих размышлениях воспитания ребенка. Подходят ли вам «рецепты» В.А. Сухомлинского?

Вариант: Расскажите о человеке, написавшем о воспитании ребенка.

Есть ли у него другие «рецепты»?

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: позиционная.

Тип текста: публицистика (основной текст), мемуары, энциклопедическая статья, художественный текст (возможные дополнительные источники); составной; сплошной.

Структура задачи: задания 1–4 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что именно написано, что главное, что второстепенное). Задание 4 позволяет проверить, насколько понят один из содержательных фрагментов текста, так как предполагает применение, «примерку» классификации, содержащейся в тексте. Задания 5–7б помогают выйти за рамки текста, обратиться к замыслу автора, адресату текста. Прямо вопрос об адресате ставится в задании 8. Предполагается, что материал предшествующих заданий поможет учащимся ответить на этот вопрос и обосновать свой ответ. Задание 9 предполагает самостоятельную работу с информацией по теме задачи, что вписывает размышления В.А. Сухомлинского о в более широкий контекст. В задании 10 учащимся предлагается не только изложить содержание текста В.А.Сухомлинского, но и в свободной форме порассуждать о данных в тексте «рецептах».




Просмотр содержимого презентации
«Задачи на грамотность чтения»

Задачи на грамотность чтения Составила учитель русского языка и литературы школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента  Сабирова Наира Назировна 2020 год

Задачи на грамотность чтения

Составила учитель русского языка и литературы школы

151 Яшнабадского района города Ташкента

Сабирова Наира Назировна

2020 год

Задача «Воспитание ребёнка»   Общая характеристика задачи  Предмет : русский язык (развитие речи).  Класс : 9.  Программа : программа для общеобразовательных школ; русский язык, 5–9 классы.  Зеленина В.И., Рожнова М.Э.  Ташкент.Узбекистан.2019 г.

Задача «Воспитание ребёнка»

  • Общая характеристика задачи
  • Предмет : русский язык (развитие речи).
  • Класс : 9.
  • Программа : программа для общеобразовательных школ; русский язык, 5–9 классы.

Зеленина В.И., Рожнова М.Э.

Ташкент.Узбекистан.2019 г.

Источники: интернет ресурсы, работы В.А. Сухомлинского Рекомендации учителю
  • Источники: интернет ресурсы, работы В.А. Сухомлинского
  • Рекомендации учителю

Работу предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет 2 урока.

Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением

(по собственному усмотрению).

Текст задачи

Текст задачи

  • Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том ,как воспитывать родителя в себе – вопросы, о которых мы забыли на гребне 90-2020-х,но которые мощным колоколом звучат сегодня.
  • Прочитайте размышления известного педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы. Используйте текст для ответов на вопросы-задания .
ВОСПИТА́НИЕ , средний род Навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
  • ВОСПИТА́НИЕ , средний род
  • Навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
  • "Хорошее в."

Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
  • Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
  • Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.
  • Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.

Задание формата PISA .     Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему.     Задание 1. Как бы вы озаглавили текст?  Задание 2. В. А. Сухомлинский писал: «Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье». Что «толкает» автора на мысль о заключении счастья в продолжении самого себя в своём ребёнке?  Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Задание формата PISA . 

  • Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему.  
  • Задание 1. Как бы вы озаглавили текст?

  • Задание 2. В. А. Сухомлинский писал: «Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье».

Что «толкает» автора на мысль о заключении счастья в продолжении самого себя в своём ребёнке?

Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Задание 3 . Автор говорит о разных отношениях к воспитанию. Используя текст, заполните данную таблицу.
  • Задание 3 . Автор говорит о разных отношениях к воспитанию. Используя текст, заполните данную таблицу.

Отношение к воспитанию ребёнка

Первый

Второй

 

 

Третий

 

Задание 4а . Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости правильного воспитания ребёнка.  К каким типам людей вы отнесете каждого? Первый  утверждал, что чем строже воспитание, тем меньше ребенок подвержен вредному влиянию улицы и телевизора, и интернета. Второй говорил, что нужно научить ребенка жить, быть настоящим отцом и матерью, быть талантливым родителем, быть мудрым, нравственно-воспитанным, воспитывать без наказаний, развивать любознательность, беречь чистоту ребенка, уметь делать домашнее задание своевременно.
  • Задание 4а . Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости правильного воспитания ребёнка.

К каким типам людей вы отнесете каждого?

  • Первый утверждал, что чем строже воспитание, тем меньше ребенок подвержен вредному влиянию улицы и телевизора, и интернета.
  • Второй говорил, что нужно научить ребенка жить, быть настоящим отцом и матерью, быть талантливым родителем, быть мудрым, нравственно-воспитанным, воспитывать без наказаний, развивать любознательность, беречь чистоту ребенка, уметь делать домашнее задание своевременно.

Задание 4б. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора? Задание 5. В последнем абзаце текста задаётся вопрос: «Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Найдите ответ автора на этот вопрос в тексте. Задание 6а. Используя текст, ответьте на вопрос: «Чему нужно научить ребёнка, чтобы добиться хорошего результата в его воспитании ?» Задание 6б. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ
  • Задание 4б. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора?
  • Задание 5. В последнем абзаце текста задаётся вопрос:

«Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Найдите ответ автора на этот вопрос в тексте.

  • Задание 6а. Используя текст, ответьте на вопрос: «Чему нужно научить ребёнка, чтобы добиться хорошего результата в его воспитании ?»
  • Задание 6б. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ

Задание 7а. В чем суть «закона Сухомлинского»? Задание 8 . Кому адресованы размышления В.А. Сухомлинского? Обоснуйте ответ. Задание 9 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о воспитании ребенка. Задание 10. Напишите изложение. Расскажите о своих размышлениях воспитания ребенка.  Подходят ли вам «рецепты» В.А. Сухомлинского? Вариант:  Расскажите о человеке, написавшем о воспитании ребенка. Есть ли у него другие «рецепты»?
  • Задание 7а. В чем суть «закона Сухомлинского»?
  • Задание 8 . Кому адресованы размышления В.А. Сухомлинского? Обоснуйте ответ.
  • Задание 9 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о воспитании ребенка.
  • Задание 10. Напишите изложение. Расскажите о своих размышлениях воспитания ребенка.

Подходят ли вам «рецепты» В.А. Сухомлинского?

  • Вариант: Расскажите о человеке, написавшем о воспитании ребенка.
  • Есть ли у него другие «рецепты»?

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!