Задача «Воспитание ребёнка»
Общая характеристика задачи
Предмет: русский язык (развитие речи).
Класс: 9.
Программа: программа для общеобразовательных учреждений; русский язык, 5–9 классы.
Зеленина В.И., Рожнова М.Э.
Задача построена на основе текста, который предлагается традиционной программой ученикам 9 классов в качестве текста для изложения.
Подобный тип задания (изложение) обучает только конкретному виду работы и не решает проблем преодоления основных дефицитов грамотности чтения современных учеников. Задача учеников – письменно переложить, пересказать содержание прочитанного или услышанного. Если проводится обучающее изложение, ученики выполняют определенные операции под руководством учителя: прослушивают (читают) текст, определяют его тему, основную мысль, тип и стиль речи, отвечают на поставленные учителем вопросы по содержанию текста, составляют план текста; обращается внимание на лексику (если в этом
есть необходимость), своеобразие авторского стиля, особенности синтаксических конструкций
текста. Если проводится контрольное изложение, учащиеся выполняют работу самостоятельно.
И зачастую практика показывает, что многих действий ученики не могут выполнить самостоятельно или делают это не совсем успешно.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического стилей);
• овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
• работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
• интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
• выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;
• удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;
• формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
Источники: интернет ресурсы, работы В.А. Сухомлинского
Рекомендации учителю
Работу предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет
2 урока.
Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением (по собственному усмотрению).
Текст задачи
Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том ,как воспитывать родителя в себе – вопросы, о которых мы забыли на гребне 90-2020-х,но которые мощным колоколом звучат сегодня.
Прочитайте размышления известного педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы. Используйте текст для ответов на вопросы-задания.
ВОСПИТА́НИЕ , средний род
Навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
"Хорошее в."
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)
Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.
По В.А. Сухомлинскому.
Задание формата PISA .
Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему.
Задание 1. Как бы вы озаглавили текст?
Задание 2. В. А. Сухомлинский писал: «Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье». Что «толкает» автора на мысль о заключении счастья в продолжении самого себя в своём ребёнке? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Задание 3. Автор говорит о разных отношениях к воспитанию.
Используя текст, заполните данную таблицу.
Отношение к воспитанию ребёнка |
Первый | |
Второй | |
Третий | |
Задание 4а. Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости правильного воспитания ребёнка. К каким типам людей вы отнесете каждого?
Первый утверждал, что чем строже воспитание, тем меньше ребенок подвержен вредному влиянию улицы и телевизора, и интернета.
Второй говорил, что нужно научить ребенка жить, быть настоящим отцом и матерью, быть талантливым родителем, быть мудрым, нравственно-воспитанным, воспитывать без наказаний, развивать любознательность, беречь чистоту ребенка, уметь делать домашнее задание своевременно.
Задание 4б. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора?
Задание 5. В последнем абзаце текста задаётся вопрос: «Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Найдите ответ автора на этот вопрос в тексте.
Задание 6а. Используя текст, ответьте на вопрос: «Чему нужно научить ребёнка, чтобы добиться хорошего результата в его воспитании ?»
Задание 6б. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ
Задание 7а. В чем суть «закона Сухомлинского»?
Задание 8. Кому адресованы размышления В.А. Сухомлинского? Обоснуйте ответ.
Задание 9 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о воспитании ребенка.
Задание 10. Напишите изложение. Расскажите о своих размышлениях воспитания ребенка. Подходят ли вам «рецепты» В.А. Сухомлинского?
Вариант: Расскажите о человеке, написавшем о воспитании ребенка.
Есть ли у него другие «рецепты»?
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: позиционная.
Тип текста: публицистика (основной текст), мемуары, энциклопедическая статья, художественный текст (возможные дополнительные источники); составной; сплошной.
Структура задачи: задания 1–4 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что именно написано, что главное, что второстепенное). Задание 4 позволяет проверить, насколько понят один из содержательных фрагментов текста, так как предполагает применение, «примерку» классификации, содержащейся в тексте. Задания 5–7б помогают выйти за рамки текста, обратиться к замыслу автора, адресату текста. Прямо вопрос об адресате ставится в задании 8. Предполагается, что материал предшествующих заданий поможет учащимся ответить на этот вопрос и обосновать свой ответ. Задание 9 предполагает самостоятельную работу с информацией по теме задачи, что вписывает размышления В.А. Сухомлинского о в более широкий контекст. В задании 10 учащимся предлагается не только изложить содержание текста В.А.Сухомлинского, но и в свободной форме порассуждать о данных в тексте «рецептах».